Попытки кардинально изменить политическую систему Израиля всколыхнули не только Израиль. И на Ближнем Востоке и Европе очень многие следят за разворачивающейся борьбой с напряженным вниманием. Всем вне Израиля давно понятно, что за скромным названием "судебной реформы" спрятаны существенные и даже кардинальные перемены в политической системе страны. И кажется только сторонники Нетаньяху не в силах этого заметить.
Ну и поскольку у Израиля есть могущественный союзник, с которым его связывают особые отношения, не удивительно, что и интерес в США к процессам в Израиле тоже особый. И вот большая статья в Нью-Йорк Таймс посвящена одному из главных действующих лиц разворачивающейся в Израиле политической борьбы - министру юстиции Яриву Левину.
Я размещаю ее с некоторыми сокращениями - материалы в НЙТ всегда очень велики по размеру и содержат массу информации, отнюдь не всегда очень важной.
https://www.nytimes.com/2023/07/31/world/middleeast/yariv-levin-israel-judicial-law-netanyahu.html-----------------------------------------------
Когда в прошлый понедельник израильские законодатели приняли весьма спорный закон об ослаблении Верховного суда , премьер-министр Биньямин Нетаньяху не стал задерживаться в зале для голосования, чтобы отпраздновать это событие.
Вместо этого министр юстиции Ярив Левин, архитектор законодательства, остался, чтобы позировать для селфи с коллегами-законодателями, когда г-н Нетаньяху мрачно вышел из комнаты. Господин Левин, а не премьер-министр, произнес торжественную речь с трибуны.
«Мы сделали первый шаг в важном историческом процессе восстановления системы правосудия», - сказал г-н Левин. Премьер-министра больше не было рядом, чтобы услышать его.
Для всего мира г-н Нетаньяху - лидер Израиля дольше всех - является лицом судебной реформы своего правительства, многокомпонентной работы, которая уже ограничила влияние Верховного суда на законодателей и может дать правительству больше контроля над теми, кто заседает в суде. .
В Израиле главным поборником закона был г-н Левин, его влияние в коалиции г-на Нетаньяху подняло вопросы об истинной власти премьер-министра и породило слухи о том, что г-н Левин однажды может его сменить.
На протяжении большей части своей карьеры г-н Нетаньяху был сторонником независимости судебной системы и изменил свою позицию только после того, как в 2017 году в отношении него было проведено расследование по делу о коррупции, а три года спустя он предстал перед судом, и это судебное преследование продолжается и сегодня. Но г-н Левин занялся политикой, чтобы изменить судебную систему, сделав ее темой своей первой речи в парламенте в 2009 году.
«Это то, о чем Ярив Левин мечтал десятилетиями», - сказал Симха Ротман, коллега-законодатель по коалиции и еще один архитектор закона.
Воспитание г-на Левина среди видных правых лидеров помогает проиллюстрировать исторические обиды, которые усугубляют эту социальную напряженность. А более непосредственные мотивы его стремления к судебным изменениям показывают, почему противостояние стало косвенным проявлением гораздо более широкого спора о том, как построить государство, которое будет одновременно еврейским и демократическим.
На протяжении 14 лет своего пребывания в парламенте г-н Левин постоянно предлагал пересмотреть состав суда и уменьшить его роль, поскольку, по его мнению, он не ставит во главу угла еврейский характер Израиля.
Г-н Левин является жестким националистом, выступающим против создания палестинского государства, и он осудил суд за то, что он облегчил арабским семьям переселение в еврейские кварталы в Израиле; за выселение израильтян из некоторых еврейских поселений на оккупированных территориях; и за разрешение палестинцам пользоваться главной автомагистралью на Западном берегу, которая ранее была открыта только для граждан Израиля.
Суд стремится построить Израиль, который «больше не будет еврейским государством, под эгидой которого живет демократическая жизнь, а скорее демократическим государством, в котором, насколько это возможно, также будет жить и еврейская жизнь», - сказал г-н Левин в его первое выступление в парламенте.
«Я буду действовать, чтобы восстановить систему правосудия на классическом сионистском пути, - добавил он, - чтобы в еврейско-демократическом уравнении еврейский характер государства получил решающий вес, которого он заслуживает».
Юваль Эльбашан, товарищ Ярива Левина по призыву, который остается в тесном контакте с г-ном Левиным более трех десятилетий, ныне профессор права, рассказывает о своем друге: «Он был против всей элиты». По утверждению Эльбашана, к моменту учебы на старших курсах юридического факультета гнев г-на Левина на элиты перерос в конкретное недовольство Верховным судом. В то время парламент только что принял закон, который давал Верховному суду гораздо больше свободы для отмены будущего законодательства, что привело г-на Левина в ярость.
«Он стал подобен пророку, - вспоминал г-н Эльбашан.
Призывы г-на Левина к судебным изменениям долгое время игнорировались более умеренными членами коалиции г-на Нетаньяху, включая самого г-на Нетаньяху.
Шанс г-ну Левину наконец представился в ноябре прошлого года, когда г-н Нетаньяху был переизбран к власти во главе исключительно правой коалиции.
Затем г-н Нетаньяху сформировал правительство, состоящее в основном из ультранационалистов , лидеров поселенцев , ультраортодоксальных еврейских лидеров и сторонников Нетаньяху, разгневанных решением судебной власти привлечь его к ответственности за коррупцию.
При поддержке лидеров коалиции, у которых у всех были причины поддерживать его видение, г-н Левин воспользовался моментом, обнародовав свой план 4 января, всего через неделю после избрания правительства.
Его первоначальный план дал бы правительству больший контроль над выбором судей Верховного суда и позволил бы парламенту отменять решения суда.
Эти предложенные изменения вызвали то, что стало одним из самых продолжительных массовых протестных движений в истории Израиля, вынудив г-на Нетаньяху остановить план в марте вопреки желанию г-на Левина.
Они вернулись в начале июля с другим законопроектом, лишившим суд одного из судебных инструментов, который он использует для отмены решений правительства. Это снова вызвало огромный всплеск протеста, и среди оппозиции появились надежды, что г-н Нетаньяху снова приостановит действие закона.
Но на этот раз премьер-министр, похоже, не хотел или не мог сдержать г-на Левина. Аналитики говорят, что если г-н Нетаньяху остановит капитальный ремонт политической системы, это может привести к отставке г-на Левина, что может привести к краху коалиции.
-------------------------------------------
Чтобы понимать суть дела нужно некое минимальное понимание устройства Израиля."Израиль - еврейское демократическое государство" - этот статус Израиля был закреплён в Декларации независимости Израиля, в судебных постановлениях ВС и с 1992 года в "Основном законе о достоинстве и свободе человека" и в "Основном законе о свободе деятельности" (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE). Понятно, что эти два определяющих свойства "еврейское" и "демократическое" не очень хорошо согласуются друг с другом. Поскольку первое утверждает примат одной нации и одной религии, а второе требует равноправия наций и отделения религии от государства.
Т.о. некое противоречие было заложено в определение государства изначально. НО пока большинством в стране были представители ашекназов - выходцев из центральной, северной и восточной Европы, для которых демократия была важной ценностью, демократические нормы соблюдались властью и она соглашалась на контроль со стороны независимых судов.
А сегодня большинство составляют еврей приехавшие из Азии и Африки. И ценности и интересы у них соответствующие. А у страны НЕТ КОНСТИТУЦИИ. Т.е. единственное, что удерживает страну на пути демократии - это приверженность элит демократии. Именно против этого и взбунтовалось религиозное и крайне националистическое большинство в израильском парламенте последнего созыва.
И Левин не скрывает своей цели совершить де факто ценностную революцию и поставить национальные и религиозные ценности выше демократии. Т.е. борьба не вокруг некоторых законов а вокруг торжества той или иной системы ценностей.
Понимание этого простого факта сильно облегчает понимание происходящих процессов, степень непримиримости конфликта и его фактически национальную природу. Конечно немедленно всплывает в памяти конфликт между пророссийской и прозападной частью Украины. Но здесь разрыв глубже и численное превосходство за Востоком. Более того - в силу демографических процессов преимущество Востока будет нарастать.
А устройство страны таково, что нет ни конституции, ни конституционных законов (формально некоторые так называются, но их легко поменять простым большинством - т.е. нет предохранителя в виде требования двух третей голосов от конституционного состава парламента).
И если убрать последнее препятствие - Верховный суд - ничто не остановит коалицию в реализации ее намерений - кардинального пересмотра политической системы Израиля.
Так что сражение идет вовсе не вокруг судебной реформы - корни конфликта неизмеримо масштабней и глубже.