Про "Специальную Военную Операцию"

Jul 28, 2023 19:43


Это небольшой текст Валерия Ширяева (https://drive.google.com/file/d/1Fn7YENamdgZv1_7_C0PjStCJBHV1NK0p/view?pli=1) я еще и сократил. Но зато даже и комментировать не буду. Разве что выйти постоять с пустым листом бумаги он прям-таки меня зовет.
Заставляя вспомнить незабываемые годы... Так ведь надо их вспоминать - при всей любви народа русского к граблям, воспоминания все же действуют. Так мне кажется. Хотя когда беседую с некоторыми русскими, начинаю сомневаться - а может ли на них вообще хоть что-то подействовать вне их ванны.
Однако, дорогу осилит идущий
---------------------------------------------------

Вот уж не думал, не гадал!

Второй раз в моей жизни власти под страхом репрессий требуют столетиями привычное народу дело обозначать заковыристыми фразами. Первый вариант придумали чинуши идеологического отдела ЦК КПСС - «временное присутствие ограниченного контингента советских войск в Афганистане».

Тогда чуть ли не целый военный округ перешел Амударью. Поначалу это дивное выражение даже пытались в статьях употреблять как ВПОКСА. Наш главный измерительный прибор орфоэпии - граненый стакан.
Четверти литра хватало и комбату, и комбайнеру, чтобы обрубить непроизносимый канцеляризм до «Афган» и «война».

А ведь идея строилась на расчете, что операция завершится за полгода, много - год. И весь мир согласится: действительно «временное присутствие».

Когда Горбачев пришел к власти, расчеты 1979 года никто уже не вспоминал. И для инструктора ЦК, и для слесаря это была Афганская война. В военных мемуарах встречается ОКСВА (штат 40-й армии - 115 000 человек). Санкции за употребление слова «война» были невелики - на крайний случай партийное взыскание. И в 1987-м весь СССР вернулся к понятному слову.

Прошло 34 года, и мне снова его запретили. Тогда чуть ли не половина российской армии перешла украинскую границу. Второй вариант зимой 2022 года придумали чинуши в администрации президента - «специальная военная операция» (СВО). Идея строилась на планах короткой кампании с небольшими потерями. Поэтому у СМИ за «...» стали отзывать лицензии и регистрацию. Это посильнее утери партбилета во времена Афганской войны. В видах скорой победы для беседы любителей короткого русского слова отвели кухню без права выхода в интернет: за «...» в соцсетях грозили административкой и даже ст. 280.3 УК РФ.

Прошло полтора года, про исходные планы никто уже не вспоминает. Из соцсетей СВО в основном слиняла. И все начальство потихоньку перешло на подлинное слово. А президент России слово «война» по телевизору произнес еще в прошлом декабре. Последние убежища аббревиатуры СВО - официальные конторы, речи и документы, да еще редакции
государственных СМИ. Лишь в Госдуме везде СВО, а только глянешь из окна - идет то, что идет.

И пока всем предписано говорить «СВО», идею народного единства в стране, которую так трудно сплотить, поскольку основания для сплочения в режиме «заморской операции» нет, сформулировал Сергей Кириенко:
«Чтобы побеждать в этой войне, чтобы быть конкурентоспособными здесь, мы не можем ничего заимствовать, мы должны опираться на свои традиции, свою историю, свою культуру. Это тоже линия фронта, на которой находятся все российские специалисты в сфере политологии, гуманитарной сферы, социокультурного проектирования».

Что-то это не похоже на «Вставай, страна огромная!»

Вот как есть не похоже. Тут весь фокус в словах. Возможна народная война. Но вот "народная Специальная Военная Операция" как-то смущает. А вдруг не поймут? или поймут не так?
Кто их разберет, этих пчел?

Нет, судя по перехваченным переговорам, в самом начале перед нами был русский народ - подлинный и во всей красе. Когда жена советует мужу из России по телефону насиловать украинок, но при этом предохраняться - это подлинная забота о человеке. Это было народное.

Но вот "Специальная военная операция"... ты попробуй выговори? Язык сам начинает говорить неприличности. Так что народной этой войне не бывать как бы там Симоньян ни надрывалась

НГ, война, слова

Previous post Next post
Up