Томас Фридман: О чем рассказал мне Байден в Овальном кабинете

Jul 21, 2023 09:54


Такое вот название у очередной колонки Фридмана для НЙТ. И надо сказать, что текст видимо действительно отражает усилия Байдена остановить движение Нетаньяху в направлении, которое Байден считает смертельно опасным для Израиля.
Это заметно по тону материала, который выдержан в намного более примирительном духе, чем материалы, которые писал сам Фридман о том, что сегодня происходит в Израиле и где Фридман позволял себе куда более резкие эпитеты и в адрес самого Нетаньяху и особенно в отношении его нынешнего окружения и его нынешней политики (https://www.nytimes.com/2023/07/11/opinion/netanyahu-israel-judiciary.html). Поскольку совершенно очевидно, что если кабинет Израиля позволит себе реализацию хотя бы существенной части задуманного, США не сможет продолжить поддерживать политику Израиля. И в особенности это касается позиции Израиля связанной с аннексией Западного берега.

То что Байден потратил время на разъяснение своей позиции журналисту, который является открытым противником нынешней позиции Израиля, само по себе говорит о многом. И в частности о том. что большинство евреев США тоже эту политику не поддерживают. А значит Израиль более не может рассчитывать на то, что его прикроет еврейское лобби в Вашингтоне. А это уже серьезная угроза. Тем более что весьма негативная позиция Брюсселя уже сформирована давно.

В общем читайте, советую. Я бы хотел, чтобы было осознано, - то что сегодня происходит в Израиле изменит не только Израиль и не только Ближний Восток - в России и в Украине это тоже скажется, мне думается, что это уже почти бесспорно. Это еще один вызов всему демократическому миру - вот никак не меньше.

https://nv.ua/opinion/voyna-za-budushchee-fridman-o-tom-chto-skazal-emu-dzho-bayden-na-lichnoy-vstreche-poslednie-novosti-50340537.html
------------------------------------------------------

Президент США Джо Байден провел напряженную неделю

В попытке разобраться с битвой внутри Израиля за будущее его судебной системы: в понедельник он беседовал по телефону с премьер-министром Биньямином Нетаньяху, а во вторник встретился в Белом доме с президентом Исааком Герцогом.

Байден пригласил меня в Овальный кабинет и передал заявление - беспрецедентное в данном случае -
в котором высказал пожелание, чтобы коалиция Нетаньяху прекратила спешить с проведением конституционной реформы, не имеющей даже видимости национального консенсуса, что резко снизит способность Верховного суда Израиля контролировать решения и назначения правительства.

Нетаньяху попытался ввести в заблуждение американских друзей Израиля, приуменьшив значение фундаментальных изменений, на которых настаивает его правительство, назвав их судебной реформой и представив их как незначительные.

Но готовность его правительства заплатить огромную цену за атаку на судебную власть, которую он инициировал в начале этого года демонстрирует, что на карту поставлен весь судебно-политический баланс сил в израильской демократии, которая не имеет конституции.

Байден теперь глубоко обеспокоен стабильностью и будущим Израиля, самого важного союзника Америки на Ближнем Востоке и страны, симпатии к которой он не скрывает. Его месседж премьер-министру и президенту Израиля был предельно ясным: пожалуйста, остановитесь немедленно. Не принимайте столь важных решений без широкого консенсуса, иначе вы что-то сломаете в израильской демократии и в ваших отношениях с американской демократией, и, возможно, никогда больше не сможете это вернуть.

«Очевидно, что это те вопросы, по которым израильтяне имеют твердые взгляды, что проявляется в том числе и в продолжительном протестном движении, демонстрирующем жизнеспособность израильской демократии, которая должна оставаться основой наших двусторонних отношений», - сказал мне Байден. «Поиск консенсуса по спорным вопросам политики требует времени, которое вам для этого необходимо. Это важно для значительных изменений. Поэтому я рекомендую израильским лидерам не торопиться. Я считаю, что лучший результат - это продолжать искать максимально широкий консенсус».

В рамках протестного движения проходят еженедельные массовые демонстрации с участием десятков тысяч израильтян в течение 28 недель подряд. Но оно также состоит из сотен низовых инициатив во всех слоях общества, что делает его настоящим движением за демократию. Весьма необычное признание Байденом этой кампании означает, что правительство США понимает, что происходящее в Израиле выходит далеко за рамки политических дебатов между правительством и оппозицией.

Это битва за душу нации.

В этой битве Нетаньяху, похоже, решительно продвигается вперед, захватывая власть, чтобы освободить себя и свое правительство от контроля Верховного суда до того, как Кнессет объявит перерыв на лето в конце июля. На карту поставлены решения Верховного суда, такие как отмена попытки Нетаньяху назначить своего трижды судимого приятеля правого толка Арье Дери министром здравоохранения, внутренних дел, а затем и финансов.

Именно поэтому протесты вновь набирают силу.

Байден явно идет по натянутому канату. Он пытается уважать право Израиля выбирать свой собственный путь без вмешательства американского союзника во внутренние дела (уважение, которым Нетаньяху часто пренебрегал, когда годами вмешивался в политику США). В то же время он стремится четко выразить свою озабоченность, которую разделяют многие ключевые союзники Израиля в Конгрессе и американской еврейской общине, - по поводу того, что это может стать судьбоносным моментом в истории Израиля - как для его внутренней сплоченности, так и для его будущих отношений с Америкой. Байден, как друг Израиля, почувствовал, что не может молчать.

Не питайте иллюзий: многие израильтяне поддерживают Нетаньяху, но опросы - и относительный масштаб демонстраций - показывают, что явное большинство выступает против. Согласно последним опросам, весь коалиционный кабинет Нетаньяху теряет общественную поддержку.

Но вот в чем суть: размах и упорство протестного движения в Израиле посылают четкий сигнал о том, что перестройка, продвигаемая правительством, вряд ли когда-либо получит внутреннюю легитимность, а, следовательно, у нее не будет и внешней легитимности. Этот поезд уже ушел со станции.

Если Нетаньяху просто продавит это решение, он неизбежно поставит под угрозу внутренний и международный статус Верховного суда Израиля и, соответственно, израильской демократии. Речь идет о фундаменте общих ценностей, лежащих в основе американо-израильского альянса.

Действительно, каждый израильский лидер должен обдумать эту фразу Байдена: протестное движение демонстрирует «жизнеспособность израильской демократии, которая должна оставаться основой наших двусторонних отношений». По сути, президент США умоляет Нетаньяху и сторонников премьер-министра понять: если Израиль продемонстрирует, что не разделяет демократические ценности, США будет трудно поддерживать особые отношения, которыми Израиль и Америка наслаждались последние 75 лет.

Наш разговор на эту тему продолжительностью в 1 час и 15 минут напомнил мне о том, что Байден является старомодным демократом, когда речь заходит об Израиле, стране, чьи достижения в науке, технологиях и искусстве - и ее прочная демократия, хотя и разъеденная непрекращающейся оккупацией палестинских территорий - вызывает у него искренний отклик.

Это, на мой взгляд, совершенно не похоже на то, что утверждают такие циники, как Тед Круз, Рон ДеСантис и спикер Палаты представителей Кевин Маккарти, которые с удовольствием пользуются усилиями Байдена, направленными на то, чтобы не дать Израилю рухнуть с обрыва, - чтобы заклеймить их как антиизраильские и, что еще более нелепо, антисемитские.

Обращение к израильтянам справа, слева и в центре: Джо Байден может оказаться последним произраильским президентом-демократом. Вы рискуете, игнорируя его искренние опасения.

Я должен честно признаться, что я не разделяю одного важнейшего пункта в концепции Фридмана. А именно следующего пункта: размах и упорство протестного движения в Израиле посылают четкий сигнал о том, что перестройка, продвигаемая правительством, вряд ли когда-либо получит внутреннюю легитимность

Напротив, мне кажется, что вопрос о том, когда позиции сегодняшнего кабинета обретут полную внутреннюю легитимность в Израиле - только вопрос времени. Израиль основали прежде всего выходцы из Восточной и Центральной Европы (ашкеназы). Тогда представители ультраортодоксальных общин, те, кто и в 40-градусную жару не снимают черных плащей и шерстяных шляп, и в чьих школах не преподают иностранных языков и математики, а девочки и мальчики учатся раздельно и разному, вот таких в Израиле было менее 3%. А сефарды - евреи-выходцы из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Европы - составляли менее 20% населения. Сегодня ультрарелигиозников около 15% и сефардов более половины. А это означает, что вопрос о переходе власти в руки их представителей, причем вполне демократическим путем - только вопрос времени.

И вопрос о превращении Израиля в типично ближневосточную страну с огромной властью религии и полностью националистическую, причем равнодушную к демократии в европейском понимании - только вопрос времени.

Тем более, что значительная часть ашкеназов тоже поддерживает Нетаньягу сегодня. Потому мне действительно кажется, что Байден - последний из президентов-демократов, который поддерживает Израиль. И виноваты в этом отнюдь не демократы.

А Израилю придется искать союзников среди себе подобных - т.е. правых националистов , равнодушных к демократии. И как вы думаете, дорогие читатели - какой процент среди антидемократических правых националистов составляют антисемиты? Подумали?

Значит вы мысленно оценили процент международной поддержки Израиля в среднесрочной перспективе. Демократическим государствам Европы и Америки он будет не нужен.

Фридман, демократия, Байден, Израиль

Previous post Next post
Up