Экс посол США в Украине Мари Йованович согласилась поговорить с корреспондентом НВ о ситуации
на войне и о переменах во взгляде США на Восточную Европу вообще и Украину в частности. Я следуя своему обычаю интервью порядком сократил
https://nv.ua/ukraine/politics/kontrnastuplenie-vsu-i-sammit-nato-v-vilnyuse-kommentiruet-eks-posol-mari-yovanovich-novosti-ukrainy-50332155.html--------------------------------------------------------------------
Мы знаем, что все ваши партнеры в мире, Соединенные Штаты, Европа, все ждут контрнаступления Украины и его результатов, но мы понимаем, что это будет несколько контрнаступлений в течение этого года, возможно, в следующем году. Мы в Соединенных Штатах, безусловно, понимаем, что это следующее контрнаступление будет важным, но оно, возможно, не будет решающим.
Итак, что Украине нужно делать, так это продвигаться от силы к силе и от победы к победе. И я думаю, вы видите, что за последние 15 месяцев США и другие страны оказали беспрецедентную военную поддержку Украине. Как вы знаете, значительная часть этой помощи была направлена на системы вооружения и боеприпасы, в которых Украина нуждается немедленно. Но мы также видим, что есть долгосрочная помощь, встроенная в оборонные пакеты, например, боеприпасы, которые будут произведены в следующем году, а затем доставлены в Украину.
С истребителями F-16 то же самое. Начинается их подготовка, подготовка пилотов тоже занимает много времени, доставка самолетов, которые еще не настроены, это занимает много времени. Но хорошая новость в том, что это долгосрочная поддержка, которая, по моему мнению, понадобится Украине для того, чтобы победить россиян, а также, когда наступит мир, для того, чтобы обезопасить Украину в рамках стратегии «защита дикобраза». Т.е. предоставлении такой военной помощи Украине, чтобы дальнейшая война с ней была крайне болезненной. Эта модель также охватывает поддержку оборонного промышленного производства внутри страны, так, чтобы стране не приходилось полагаться только на другие страны в вопросе собственной обороны.
Контрнаступление и его результаты - очень важны. Независимо от того, что произойдет с этим наступлением, оно не будет решающим с точки зрения будущего мира, но оно будет важным как следующий шаг в, надеюсь, все более успешной борьбе против россиян.
- Российские агенты влияния в Соединенных Штатах, заметны ли они сейчас? И насколько американские аналитики Восточной Европы все еще имеют русскоцентричный взгляд на Восточную Европу?
- Вы знаете, что еще в 2016 году было много «влияния» россиян на наши выборы. Я имею в виду, что они стремятся сделать две вещи. Во-первых, создать как можно больше хаоса, как можно больше сомнений в справедливости наших выборов и ценности демократии. И я думаю, что отдельно, но с той же целью, они надеются, что с помощью некоторых из этих месседжей они смогут поддержать кандидатов, которые будут позитивными, по их мнению, для России.
А вот второе это очень интересный вопрос. И я думаю, что эта война действительно сосредоточила внимание академического сообщества на том, что поколение людей, которые специализировались по Восточной Европе, в том числе и я, мы были воспитаны, обучены, образованы многими эмигрантами из Российской империи, затем политическими беженцами из Советского Союза, которые были очень россиецентричным, а затем снова Россией. И это мировоззрение очень сильно преобладало в американском мышлении об этой части мира, о геополитике, влияло на наше восприятие угроз.
Я думаю сейчас, наконец, это действительно оказалось в центре внимания, и был проведен ряд конференций о том, как нам нужно, избавиться от панроссийского взгляда на мир, по-новому организовать региональные исследования Восточной Европы в образовательной системе Соединенных Штатов.
И я думаю, что когда Россия так ужасно вторглась в Украину в феврале прошлого года, украинцы вдруг стали известными. И храбрость, мужество не только вооруженных сил, но и обычных украинских граждан, которые сделали все возможное, чтобы дать отпор, как я уже говорила, за свои семьи, за свою свободу, за свое будущее. Все это действительно захватило американское воображение и продолжает захватывать его, и именно поэтому я думаю, что поддержка Украины будет оставаться относительно сильной и относительно стабильной в течение многих лет. Ее нужно и важно поддерживать.
-----------------------------------
Вот самое важное в этом интервью - замечание о взгляде на Восточную Европу в США. Подобно тому как царь Федор "на все глядел глазами Годунова, всему внимал ушами Годунова", так Америка смотрела на восточноевропейские и постсоветские страны глазами российских эмигрантов. И по сути поведение Украины, украинская власть и украинская общество рассматривались как абсолютно вторичные и в принципе не имеющие никакого значения.
Отсюда принципиальные и крайне выгодные России смещения акцентов а то и принципиальные ошибки в понимании смысла происходящих событий. Сразу отмечу - Европа тоже этим страдала, в особенности Германия (один Рар чего стоил). И ведь русские преподавали в ведущих вузах и вырастили целые поколения дипломатов и журналистов, глядящих на Киев или Тбилиси исключительно из Москвы и через московские очки.
И положительной чертой этой войны явилось то, что Запад наконец начал прозревать и по крайней мере частично сумел разглядеть подлинное лицо России. И оно оказалось мордой бандита. Был шок. Кстати, в соцсетях вы можете без труда обнаружить какой демонстрируют Россию и какой Украину русские, можно это увидеть и в этом журнале. И убедиться что это по большей части - морда. Для меня самого многое оказалось неприятным открытием. Но зато ясность определенная наступила.
Конечно преодолеть ошибки, которые длились как минимум два поколения за один год вообще невозможно. Но "процесс пошел" и остановить его уже не удастся