Проблема выхода из войны в Украине на сегодня одна из центральных проблем мировой политики. Как в любой практической проблеме политики мирового значения, центральной проблемой является проблема границы. На сегодня все согласны, что проблема имеет решение только в плане военно-политическом. Вопрос именно в соотношении компонент и проведении границы, т.е. где заканчиваются силовые методы решения вопроса и начинаются дипломатические. И эта проблема естественно сочетается еще с одной: какова приемлемая конфигурация воюющих сторон, Для Украины приемлемым является только решение, предусматривающее полный, мгновенный и безусловный контроль Украины за всей международно признанной ее территорией плюс ситуация, которая надолго делает абсолютно невозможной повторение любого сценария захвата Россией территории Украины.
Для России приемлемым является только сценарий полного и безоговорочного,навсегда контроля за Крымом плюс еще ряд условий ограничивающих любые попытки Украины в будущем вернуть свои территории. В частности Украина не должна стать членом НАТО не должна стать членом ЕС и должна подчиниться правом России защищать права русскоязычных в Украине так и тогда как и когда сама Россия сочтет это необходимым.
С точки зрения третьих стран проблема границ это не только проблема будущих границ географических и политических для воюющих сторон, не менее важной представляется вопрос при каком положении на фронтах следует сосредоточить усилия на дипломатии и отказаться от попыток продолжать борьбу силовым образом. Китай и Россия полагают что вот прямо сейчас можно с целью прекращения смертоубийства остановить стрельбу и перенести борьбу в плоскость переговоров. А США полагает, что еще не время и нужно дать шанс Украине отвоевать хотя бы часть своих территорий и вообще создать более благоприятную стартовую площадку для последующих переговоров. В Европе можно наблюдать хорошо проявленным весь спектр от российской до как минимум американской позиции и даже более проукраинской позиции Балтии и Польши - стран, которым будет угрожать Россия непосредственно если выйдет с честью из украинской войны.
В своем материале НЙТ старается описать нюансы текущей позиции США по фундаментальному вопросу о политическим приемлемых вариантах завершения войны
https://www.nytimes.com/2023/05/12/us/politics/ukraine-russia-war-talks.html?smid=nytcore-ios-share&referringSource=articleShare---------------------------------------
Запланированное Украиной контрнаступление против России затмило разговоры о возможном урегулировании конфликта путем переговоров, но некоторые американские и европейские официальные лица говорят, что следующая фаза войны может придать импульс дипломатии.
Неясно, как официальные лица определят успех контрнаступления, которое может длиться много месяцев, и как его исход может повлиять на их подход. Среди военных стратегов широко расходятся мнения о том, сможет ли Украина вернуть себе территорию после более чем года войны.
На данный момент президент России Владимир В. Путин не проявляет никаких признаков желания идти на уступки или вести содержательный диалог. И официальные лица США по-прежнему настороженно относятся к любым призывам к немедленному прекращению огня или мирным переговорам, особенно к тем, которые исходят из Китая. Пекин упорно пытается играть в миротворца, несмотря на его очевидную стратегическую ориентацию на Россию. На этой неделе министр иностранных дел Цинь Ган путешествовал по Европе, чтобы попытаться продать идею о том, что Китай может руководить переговорами.
Некоторые европейские официальные лица, встретившиеся с г-ном Цинем, выразили скептицизм . А в Вашингтоне госсекретарь Энтони Дж. Блинкен встретился на этой неделе со своими коллегами из Великобритании и Испании, чтобы закрепить обязательства по военной помощи Украине, послав сигнал о том, что успехи на полях сражений являются приоритетом.
Г-н Блинкен сказал во вторник на пресс-конференции с министром иностранных дел Великобритании Джеймсом Клеверли, что у украинцев есть «все, что им нужно, чтобы продолжать успешно возвращать территорию, которая была захвачена Россией силой за последние 14 месяцев». Как и г-н Блинкен, г-н Клеверли вообще не упомянул о дипломатии с Россией, сосредоточившись вместо этого на военной помощи: «Мы должны продолжать поддерживать их, независимо от того, принесет ли это предстоящее наступление огромные успехи на поле боя, потому что, пока этот конфликт не решено и решено должным образом, это еще не конец».
Украинские лидеры также заявляют, что не согласятся на переговоры, пока не отбросят российские войска. Тем не менее, помощники президента Байдена изучают возможные исходы, пытаясь определить исход, который мог бы быть приемлемым как для Киева, так и для Москвы, если бы начались настоящие мирные переговоры, говорят официальные лица США.
«Я знаю, что высокопоставленные чиновники администрации регулярно беседуют с нашими украинскими коллегами о том, как в конечном итоге будет выглядеть мир, - сказал представитель Вашингтона Адам Смит, главный демократ в Комитете по вооруженным силам, - и в то же время беседуют о том, как вооружить их и отвоевать как можно больше территории».
Помощники г-на Байдена и европейские официальные лица говорят, что больше всего надеются на то, что Украина добьется значительных успехов во время контрнаступления, что даст ей больше рычагов влияния на любых переговорах.
Но что бы ни думали ее лидеры, американские официальные лица говорят, что большинство украинцев не хотят идти на компромисс с нападающими на них русскими.
И официальные лица США опасаются, что, даже если этим летом российская армия потерпит еще больше неудач, Путин все еще может верить, что может выиграть войну на истощение. Высокопоставленный представитель США заявил, что независимо от того, каких успехов добьется Украина, российский лидер может просто приказать провести более широкую мобилизацию, чтобы восстановить часть своей военной мощи.
Г-н Путин также может выиграть, поскольку президентская кампания 2024 года в Соединенных Штатах набирает обороты, а бывший президент Дональд Дж. Трамп является одним из первых республиканских лидеров. Г-н Трамп и несколько республиканских политиков назвали поддержку США Украины расточительной и опасной.
Китай настаивал на роли посредника с тех пор, как в феврале обнародовал расплывчатую мирную инициативу . Хотя г-н Блинкен и некоторые высокопоставленные европейские дипломаты заявляют, что не исключают возможности того, что Китай сыграет полезную роль в будущем, они критикуют Пекин за то, что он публично не признал Россию агрессором в войне. Они настаивают на том, что стране, не желающей этого делать, нельзя доверять быть беспристрастным посредником.
В своих показаниях в Конгрессе г-жа Хейнс, директор национальной разведки, сказала, что г-н Путин мог бы использовать прекращение огня, чтобы попытаться восстановить силы, «выигрывая время для того, что, как он надеется, приведет к ослаблению западной поддержки Украины». Она добавила, что «он может захотеть заявить о хотя бы временной победе, исходя примерно из территории, которую он оккупировал».
Г-н Блинкен недавно сказал, что это «положительно», что г-н Си наконец-то поговорил с г-ном Зеленским в прошлом месяце, но он «все еще не уверен», готов ли Китай признать, что Украина стала жертвой. Анналена Бербок, министр иностранных дел Германии, сказала почти то же самое непосредственно г-ну Цинь на пресс-конференции во вторник: «Нейтралитет означает принятие стороны агрессора, и поэтому наш руководящий принцип - быть на стороне потерпевшего».
Дебаты в Вашингтоне по поводу возможных мирных переговоров аморфны и парадоксальны. Есть даже конкурирующие аргументы, основанные на одном и том же гипотетическом исходе: если Украина добьется значительных успехов, это может означать, что пришло время для переговоров, говорят некоторые официальные лица, или это может означать, что Украина должна отложить дипломатию на второй план и продолжить борьбу.
Если Украина не сможет захватить значительную территорию, некоторые официальные лица США и Европы могут захотеть подтолкнуть г-на Зеленского к урегулированию путем переговоров.
«Динамика изменится, даже если Украина добьется незначительных успехов», - сказал г-н Смит, депутат от Демократической партии. Он предсказал, что еще через несколько месяцев войны обе стороны будут истощены.
Но некоторые официальные лица и аналитики в Вашингтоне предостерегают от такого мышления.
«У некоторых людей в Вашингтоне всегда было желание сказать: смотрите, если Украина не добьется успеха - или если они это сделают, - возможно, пришло время поговорить об Украине в поисках урегулирования», - сказала Алина Полякова, президент Центра анализа европейской политики.
«Лично я нахожу это шокирующим», - добавила она.
Среди высших должностных лиц США генерал Марк А. Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов, наиболее откровенно высказывался о необходимости для Украины и России рассмотреть возможность переговоров, утверждая, что затяжная война приведет к гораздо большему количеству жертв. Г-н Блинкен занял иную позицию. «Должны произойти какие-то глубокие изменения в сознании г-на Путина и в сознании России, чтобы вести осмысленную дипломатию», - сказал он на прошлой неделе.
Госсекретарь и другие американские официальные лица сделали расплывчатые заявления о том, что они видят в качестве возможного прекращения конфликта.
Как минимум дважды за последние несколько месяцев г-н Блинкен упомянул о необходимости вернуть Украине территории, «захваченные Россией силой за последние 14 месяцев», как он выразился во вторник. Но эта война является продолжением предыдущей: начиная с 2014 года Россия фактически установила контроль над сотнями квадратных миль восточной Украины и аннексировала ее Крымский полуостров.
Неясно, намеренно ли г-н Блинкен проводит различие между этими участками территории. Украинские лидеры настаивают на том, что их цель - вернуть каждый дюйм земли, отнятой у них с 2014 года, включая Крым. Но многие американские чиновники и аналитики считают, что Путин примет более решительные меры, чтобы сохранить контроль над полуостровом.
Некоторые официальные лица США подняли вопрос о том, чтобы хотя бы заставить Россию демилитаризовать Крым, чтобы его нельзя было использовать в качестве плацдарма для будущих нападений на Украину. Но г-ну Путину может быть почти так же трудно принять такой исход. Черноморский флот России базируется в крымском городе Севастополь.
Г-н Блинкен заявил на прошлой неделе, что «справедливый и прочный» мирный план «не может ратифицировать то, что сделала Россия, то есть захват такой большой части территории Украины». Он также не может позволить России «просто отдохнуть, переоборудоваться и снова атаковать шесть месяцев спустя или год спустя».
--------------------------------
"Темна вода во облацех" - обсуждения возможного поведения США в различных сценариях неясны, как прогнозы погоды у сэра гражданина Мерлина. Т.е. одно из ведущих и наиболее информированных американских СМИ не слишком отчетливо понимает позицию даже Байденовской администрации. А ведь возможны весьма и весьма различные сценарии и на Ближнем и на Дальнем Востоке. И любой поворот там, может существенно изменить поведение США здесь.
Если обсуждать Европу то пожалуй только на Польшу и Балтию Украина может твердо полагаться. Ну может еще не Скандинавию. Вот это те силы, которые будут поддерживать Украину просто потому, что она защищает и их безопасность тоже.
А на сегодня определенно можно утверждать только то, что Украина и Россия обе готовы нести огромные жертвы, но при этом не готовы изменить свою позицию.
Россия хочет как и хотела грабить, убивать и разрушать, чтобы доказать свое величие и право Путина руководить постсоветским пространством. Мы можем изумляться этому сколько угодно, но русские так же готовы умирать за право своего царя посылать их на убийство или смерть, как религиозные евреи за аналогичное право раввинов, а персы за такое же право их аятолл.
Это грустно,Ю но говорит нам об огромном влиянии древних представлений над умами современных людей, потому не стоит удивляться успехам Орбана или Трампа, или Путина - это о нашем роде речь.
А вот украинцы успеди подышать свободой и не готовы подчиниться насилию русских. И более того - чекм дольше идет война тем сильнее в украинцах ненависть к русским. Это грустно, но это таки недавний инцидент с Линор Горалик лишнее тому свидетельство (
https://www.svoboda.org/a/pereputali-s-putinym-socseti-ob-otmene-vystuplenia-linor-goralik/32408457.html).
И чем бы ни кончилась война, ненависть украинцев к русским будет велика, причем это надолго. Потому никакая власть в Украине, согласная на компромисс с оккупантом не может быть прочной.
Тут перемен не предвидится - и русским придется убить миллионы если не десятки миллионов украинцев, чтобы добиться своих целей. И следует признать - многие русски априори на такое согласны - десятки миллионов так десятки миллионов - лишь бы мы победили.
И это фундаментальное свойство русской психологии - именно так.
Такие вот у меня для вас субботние новости