Роман Свитан военный эксперт и при том достаточно толковый (это тот самый, которого пытали в ДНР и в пытках участвовал новый национальный герой России) комментирует в своем интервью сражение вокруг Бахмута и виды на наступление Украины
https://www.unian.net/war/bahmut-nuzhno-uderzhivat-chtoby-sohranit-zhizni-ukrainskih-soldat-voennyy-ekspert-roman-svitan-12221595.html-----------------------------------------------------
В России затяжная паника: пропагандисты даже выучили слово "контрнаступ" и мусолят эту тему каждый день. Что нам сейчас можно и нужно знать об этом, и действительно ли у нас есть какие-то проблемы с контрнаступлением?
То, что сейчас происходит в информационном поле, называется "туман войны", и чем больше его напустим, тем лучше будет нашим войскам, которые начнут наступление там, где россияне их не ожидают. Этот туман специально напускается, причем включается в него даже высшее руководство, и это очень грамотно и правильно. У россиян аналитические центры, которые пытаются проанализировать эту информацию, просто с ума сходят. Там уже закончилась вся бумага А4, они уже у Китая начали просить не снаряды, а вот эту бумагу. Поэтому в этом смысле надо критично относиться ко всем такого рода высказываниям.
Есть механизмы ведения военных действий, погода на них тоже влияет, исходя из плотности грунта и влажности грунта. То есть, смотря на прошедший год, у нас может быть всего лишь одна кампания - это летняя кампания любого года. Зимняя кампания у нас уже невозможна - нет мороза. Потом идут дожди. Технике, вооруженным силам двигаться можно только в летнюю кампанию. Она начинается с зеленью, с солнышком и после того, как просохнет грунт. Чем раньше начать эту кампанию, тем лучше, потому что всего лишь 5-6 месяцев есть для того, чтобы ее провести, а дальше - опять осенние дожди, остановка и моменты, связанные с зависанием боевых действий. Исходя из такой логики войны, мы будем наступать сразу, как только мы сможем двигаться либо по сухой поверхности, либо, если будет поставлена задача, двигаться по дорогам с твердым покрытием, допустим, если будет стоять задача двигаться в районе агломераций - Донецкая агломерация, Луганская агломерация. Дорогам с твердым покрытием все равно, дождь или не дождь. Как только будет возможность, мы сразу начнем движение.
Те предлагаемые переносы начала наступления, допустим, на лето могут подсвечивать еще один положительный для нас вопрос, если все-таки будет решено нам передать самолеты. Сегодня, допустим, решили передать самолеты, через два-три месяца мы можем их получить, тогда может быть и стоит подождать до передачи самолетов, так как авиация сама по себе выполняет роль ледокола при наступательных действиях. Сначала тушится ПВО системами радиоэлектронной борьбы и противорадиолокационными ракетами, а дальше заходят бомбардировщики и штурмовики, которые просто перепахивают несколько десятков километров бетонных укреплений, любых укреплений врага. И дальше туда уже начинают идти войска. В этом случае на порядок меньше потери, когда работает авиация, поэтому все будет зависеть от погоды и от авиации, а дальше посмотрим.
21 апреля будет очередной "Рамштайн", на котором будет главенствовать министр обороны Соединенных Штатов Америки Ллойд Остин. Как думаете, будет ли это авиационный "Рамштайн"?
Мы уже надеялись на февральский авиационный "Рамштайн", как-то он не совсем был авиационным, даже рядом не постоял. Максимум поносили платочки с Су-27 или с чем там Резников бегал и с яйцами по 17 гривен. А вот ближайший "Рамштайн", который будет, может быть не в авиационном смысле, а в смысле принятия решений, уточнения поставок, в выполнении каких-то аварийных действий, есть какие-то недопоставки. То есть это последний "Рамштайн" перед наступлением. Он вряд ли будет сильно освещаться, то есть не больше трети будет слито в информационное поле, а 2/3 будут в закрытом режиме решать вопросы. После "Рамштайна", я думаю, в течение месяца начнется наше контрнаступление.
Одной из самых горячих точек является восток Украины, тревожные сообщения приходят из Бахмута. Видно, что центр города, вероятно, оккупирован, там уже больше пропагандисты появляются и Пушилин. В то же время сообщается о боях за железнодорожный вокзал. ВСУ удерживают западную часть города, отвоевали дорогу, речь об окружении уже не идет. Что там сейчас происходит и в случае, если нам все-таки придётся отойти, чтобы спасти жизни наших солдат, как это изменит расклад сил на этом участке фронта?
Для того чтобы спасти жизни наших солдат, как раз отходить не надо. Дело в том, что если мы начнем отступать, посыпется весь фронт, придется отступать на новые рубежи, а это уже не совсем хорошо как раз со стороны потерь. Принимать решение на месте будут командиры оперативного звена в зависимости от развития ситуации. Сейчас в районе Бахмута россияне используют практически все, что у них есть, начиная от УР-77 - это система разминирования, которая используется в ударном режиме - до авиации всех типов со всеми средствами поражения, начиная от неуправляемых реактивных снарядов, заканчивая управляемыми. Они пытаются "разобрать" высотки до подвалов, чтобы наши войска не могли использовать их как огневые точки.
Давление сильное, мощное, они могут еще несколько недель в таком режиме работать, так как они практически со всего фронта в район Бахмута стягивают боеприпасы, и максимальное количество самолетовылетов приходится именно на Бахмут. Есть еще Авдеевка и Марьинка, но основное - это Бахмут. Очень тяжело, но наши наши силы держатся, есть ротационные моменты, есть принятие решений на отход-заход. Там идет так называемая позиционная борьба: позиция сдается, позиция берется вновь или берется позиция рядом в глубине фронта. Эта позиционная война будет еще идти до нашего наступления. Я думаю, все-таки ценой невероятных усилий мы удержим Бахмут, пока не начнем двигаться уже сами.
Вы упомянули Авдеевку, там усложнилась ситуация. По сути, это пригород Донецка и для орков очень важно захватить Авдеевку, чтобы обезопасить областной центр. Что там сейчас происходит, ведь россияне практически равняют город землей? Насколько в таких условиях реально держать оборону и как можно выровнять ситуацию там? Возможно, это тоже будет тянуться до контрнаступления?
Так и есть. Авдеевка и Марьинка - это два города, которые находятся рядом с Донецком, практически на городской черте Донецка: с северо-запада Авдеевка, с юго-запада - Марьинка. Тем более, эти два города соединяет между собой так называемая объездная дорога, которая идет вокруг Донецка, она рассекает донецко-макеевско-ясиноватскую агломерацию фактически надвое. Если будет принято одно из решений по наступательным действиям, то мы можем в принципе вдоль железной дороги просто окружить донецкую российскую группировку. Для них это очень опасно, а потому большие силы российских войск кинуты именно на Марьинку и Авдеевку. Можно сказать, используются одинаковые механизмы боев. Они пытаются уничтожить укрепрайон, высотки, разнести их до уровня подвалов. Такая же тактика, как и в Алеппо, в Мариуполе и сейчас в Бахмуте.
Но укрепрайон в самой Авдеевке и Марьинке - это тот район, который уже десятый год наши войска усиливают и удерживают, то есть этот район в принципе взять невозможно и обойти невозможно, так как авдеевский гарнизон прикрывается с запада Карловским водохранилищем. Прикрытие с запада этим в основном артиллерийским гарнизоном удерживает российские войска от возможности окружения. Я думаю, это та же картина, что и в Бахмуте.
Перейдем с вами на юг Украины. Недавно в оперативном командовании "Юг" сообщили, что оккупанты уже отходят от линии фронта на юге, дабы уберечься от наших ударов. Речь сейчас идет о Херсонской области. Что это за отход, на сколько километров они могут отступать? Могут ли Новая Каховка, Олешки, Голая Пристань стать серой зоной, где уже нет вражеских войск, но куда пока не могут наши добраться?
После того, как россияне начали обстреливать Херсон, наши войска подтянули достаточное количество артиллерии, и эта арта где-то на глубину в 30 км отодвигает российские войска от левого берега. То есть они уходят примерно на 30 километров. Но я бы не сказал, что это превратилось в серую зону, они отводят технику, средства, которые мы можем поразить дальней артиллерией. Сами воинские части, пехотные подразделения остаются на позициях. Они ждут нашего наступления и форсирования Днепра: минируется левый берег, возведены определенные фортификационные сооружения. Они готовятся к нашему наступлению в том числе со стороны Херсонского направления.
Сколько территорий у нас уже заминированы, и сколько времени понадобится, чтобы это разминировать? Какой урон это наносит экологии?
Где-то один к десяти. Для того, чтобы разминировать территорию, на которой находились войска, которые выполняли оборонительные и наступательные действия, то где-то 1 к 10. То есть если год россияне ведут сейчас боевые действия, 10 лет нужно будет разминировать. Если мы будем воевать еще год, значит разминировать придется лет 20. Что касается территории, то заминировано около 20% территории Украины.
Перенесемся в Крым. Там, как и в ряде городов России, решили посягнуть на святое пропаганды и отменить парады 9 мая. Они не скрывают, что боятся ударов ВСУ, хотя понятно, что ВСУ никогда не бьют по мирным людям, особенно там, где их скопления. Помним кадры с перекопанными пляжами. В одном из своих недавних интервью вы дали достаточно оптимистичный прогноз, что полуостров скорее всего могут освободить к осени. Михаил Подоляк тоже давал такой же прогноз. Давайте, не вдаваясь в подробности, поделимся, что нужно для реализации такого сценария.
Все будет зависеть от передаваемых сил и средств. Если нам дадут дальние ракеты, то мы в принципе даже к концу лета можем заходить на полуостров, уничтожив дальними ракетами типа ATACMS около 150 российских гарнизонов в Крыму. Проще будет заходить и проще будет деоккупировать. Если нам не дадут дальние ракеты, придется заходить фронтально - то есть примерно так, как сейчас в районе Бахмута и той же Авдеевки. Тогда мы до осени будем возиться с Крымом, но тем не менее Крым освободим. Просто у Крыма будет такой же "лунный пейзаж", который сейчас в Бахмуте.
Почему не дают эти ракеты. Как вы думаете, в чем проблема?
Политические договоренности, которые не дают нашим партнерам какие-то механизмы их нарушить. Я думаю, и ракеты не дают, и самолеты из-за определенных договоренностей по непередаче Ирану самолетов Су-35. Здесь мы - это мое мнение - прикрываем Израиль. Это геополитика: где-то там не дают и нам не дают. У Ирана хватает денег, чтобы заплатить за Су-35, но их не дают, а связка только одна - непередача F-16.
Недавно пресс-секретарь командования "Юг" Наталья Гуменюк сказала о том, что Иран, возможно, передал России новые беспилотники "Мираж". Чем они отличаются от "Шахедов"?
"Мираж-532" - это машина, которая чуть хуже "Шахеда-136". Она идет на меньшее расстояние - где-то километров 400-450, а боевая часть примерно такая же. Она так же стрекочет, как и "Шахед", но за счет крыльев самолетного типа у нее большая эффективной площадь рассеивания, чем у "Шахеда", потому ее видно лучше, чем "Шахед" на экранах локаторов, ее слышно лучше. Но она в два раза дешевле "Шахеда", можно сказать, что это такая крылатая ракета.
Мы видим, что уже чуть больше месяца вся Украина живет без массированных ракетных ударов. В то же время враг начал активно применять управляемые авиабомбы, они угрожают в основном прифронтовым и приграничным регионам. Куда делись ракеты, которые накрывали всю Украину, стоит ли ждать крупных ударов? Вы в одном интервью как-то рассказывали за авиабомбы. Изменились ли удары, чем они характерны, и есть ли чем с ними бороться?
Ракеты Россия накапливает. После последней атаки 9 марта прошло уже больше месяца, у них уже как минимум есть полсотни крылатых ракет. Они производят до полусотни Х-101, Х-555, сейчас собираются Х-50 запустить производство, но там еще далеко до нее. Как минимум, полсотни ракет у них уже есть, и в принципе в любой момент они могут организовать масштабную атаку. Вопрос в целесообразности, и вот целесообразности как раз пока нет. Выбить энергосистему они не могут, они это уже прекрасно поняли, тем более мы входим в весенне-летний период, уже есть лишние мощности, то есть у нас проблема, куда девать эту электроэнергию. Нет логического военного смысла выполнить масштабную атаку, но там же политик принимает решения, а вот что им голову придет?!
К атаке они могут добавить эти планирующие бомбы. Мы можем их сбивать, они все-таки идут примерно с ракетными скоростями. Мы их видим, их можно сбивать, правда с одной стороны жалко ракет. Дело в том, что бомба стоит 3 копейки, а противоракета - 3 миллиона, потому здесь момент, связанный с количеством наших противоракет. Оптимально бороться с авиабомбами, уничтожая носителей, то есть самолеты. Чтобы сбросить бомбы, самолетам приходится подниматься за 10 километров, подходить к линии фронта на несколько десятков километров, то есть попадать в поле зрения и уничтожения наших ракетных комплексов. Подойдут Patriot, SAMP-T, если они будут расположены так, что россияне просто не смогут подойти к линии фронта, то вопрос с бомбами исчезнет сам собой. Важно конечно и получение самолетов. Особенно типа F-16 с модификацией Block 50, которые могут перехватывать самолеты на дальности где-то 150-170 километров. Кстати, такого же уровня примерно используется ракета и в NASAMS, только на самолете она летит дольше - где-то 150-180 километров. Самолетов не хватает.
Вообще для меня очень много интересного. Я бы отметил два момента.
Первое - уверенность Свитана что к концу сезона активных действий мы Крым отвоюем непременно при любых раскладах. С большей кровью, с меньшей кровью - но в том что Крым Украина вернет Свитан не сомневается.
И второе.
Мы не получаем некоторых типов оружия - ради Израиля. Чтобы Иран не получил Су-35 и некоторые другие вещи - Украина должна не получить дальние ракеты и самолеты.
А Израиль даже сказать кто совершал преступления в Буче и кто начал агрессивную войну - даже и этого Израиль сказать не может. Или не хочет -уж не знаю