Донос как социальное проявление мнетальности и системы

Mar 21, 2023 12:25


Россию захлестнула волна доносов. На Ставрополье местный житель пожаловался на лавочки радужного цвета и потребовал найти виновных в пропаганде ЛГБТ. В Москве мужчину арестовали на 2 недели по доносу пассажира из метро за то, что он якобы рассматривал антивоенные картинки на мобильном телефоне. 19-летнюю студентку «заложили» ее же однокурсники - она писала антивоенные посты во вконтакте.
Так начинает свой материал о доносах как социальном явлении сайт НГЕ. НО слов у них получилось мало и главное содержание размещено в видеоподкасте о доносах

image Click to view



НО я издавна предпочитаю текст разговорам в камеру. И ведь вот что замечательно: в тот же день свой материал о доносах разместил и популярный блогер Анатолий Несмиян
Вот его текст я как раз и размещу. Хотя далеко не со всем у Несмияна я согласен
https://telegra.ph/EHpidemiya-03-19
--------------------------------------------

По поводу охватившей страну эпидемии доносов есть два вполне очевидных замечания.

Первый. «Эпидемией», как мы теперь очень хорошо знаем после событий 2020-2021 гг, называется массовое заболевание, в моменте охватывающее не менее 5 процентов населения на конкретной территории. (Ну, если точнее, то порядок определения эпидемического состояния несколько сложнее, но упрощенно 5 процентов - вполне понятный порог, который позволяет сделать подобный вывод).

Потому говоря об эпидемии доносов, мы будем вряд ли сильно грешить против истины - пропаганда ненависти, лжи и злобы, льющаяся сегодня из всех государственных и привластных информационных ресурсов, сняла тормоза у тех людей, кто и в обычное время был мерзавцем, теперь же они перестали стесняться быть мразью. Более того - состояние расчеловечивания теперь называется патриотизмом. Патриотизм - он про любовь к родине. А вот ненависть патриотизмом быть не может, оскотинивание и утрата человеческого облика - это не патриотизм, хотя сегодня режим прямо заинтересован именно в такой трактовке.

Тем не менее, возьму на себя смелость предположить, что таких людей - меньшинство. Не знаю, сколько в процентах, но меньшинство, и даже подавляющее меньшинство. Но достаточное, чтобы говорить о состоянии эпидемии утраты человеческого облика. И да - это заразно, хотя нормальный человек потому и нормален, что обладает огромным внутренним иммунитетом против этого заболевания.

Это меньшинство, как и положено меньшинству, агрессивно, его поддерживает режим, поэтому создается впечатление, что оно повсюду и его большинство. Это как заполонившие Запад геи и прочие девианты. Их всё равно немного (природу обмануть нельзя), но западная пропаганда создает устойчивое впечатление, что они везде, всюду и их большинство. Задача пропаганды - не только вытащить эту мразь на поверхность, но и создать устойчивое впечатление его доминирования. Хотя кривую Гаусса никто не отменял, и людей нормальных, безусловно, больше. «Норма» - это, конечно, понятие относительное. В нормальном человеке намешано многое - и хорошее, и плохое. Но мразью его это не делает. Мерзавец - это все-таки девиация, но любое отклонение потому и отклонение, что оно никогда не доминирует.

Поэтому первое замечание - да, сегодня мы столкнулись с тем, что государство в принудительном порядке востребовало девиантов и психических калек и предоставило им площадку для выражения своих «не-нормальных» отклонений. Их много, они агрессивны, что и создает соответствующее впечатление. Но они всё равно не определяют ментальность народа, и как только этот режим уйдет, как только новый режим будет вынужден возвращаться к нормальной морали, как одному из источников развития, так эти люди быстро вернутся в свое маргинальное состояние. Если этого не будет сделано, общество ждет распад, так как «не-норма», ставшая нормой, вызывает психический спазм. Мышца не может быть постоянно в запредельном напряжении, общество не может быть в постоянном стрессе.

Эпидемия налицо. Она сознательно запущена властью, и она угрожает обществу, его устойчивости и самому существованию. Но говорить о том, что большинство или даже значительная часть населения поражена этой эпидемией, нельзя. Это нужно помнить тем, кто любит рассуждать о коллективной вине и ответственности.

И второе замечание. Что отличает мерзавца, доносчика и сексота от законопослушного и добропорядочного гражданина? Как можно формализовать эти два диаметрально противоположных понятия?

Есть такой документ, как Уголовный кодекс. В базе своей это нормальный документ, определяющий само понятие преступления. Так вот, в УК есть статья об ответственности за недонесение о преступлении. Статья 205.6
Суть статьи - есть четкий перечень преступлений (всего их 14), несообщение о которых образует состав преступления для человека, который знал о них, но не сообщил.

Любой законопослушный и добропорядочный гражданин, столкнувшийся с одним из этих четырнадцати преступлений, не просто может, а обязан проинформировать о них и сообщить всю известную ему информацию. И это его долг и обязанность.

Доносчик отличается от добропорядочного гражданина тем, что доносит обо всем, что сам сочтет преступлением. Это и есть маркер, который отделяет нормального человека от мерзавца.
----------------------------------------------------
То, что эпидемия доносчиков вызвана к жизни прежде всего российской властью - правда, которую оспорить невозможно.

А вот все остальное в статье оспорить не только можно, но и необходимо.
То, что пишет доносы примерно 5% населения не больше, скорее всего факт, я даже думаю что меньше. А вот то, что это снимает ответственность с большинства россиян, - неправда, причем очевидная неправда.

Потому что все дело в том, как воспринимается доносчик большинством общества. А он воспринимается примерно так же как герой войны в Украине: от одобрения громкого и восторга и до одобрения молчаливого. Но ни человек решивший срубить деньжат за убийство украинцев, ни доносчик на соседа по метро не вызывают у среднего россиянина отторжения - и это тоже факт. Иначе и первых и вторых было бы куда меньше.

А отсюда и следующая на мой взгляд ошибка Несмияна. Некую часть доносчиков действительно составляют мерзавцы и враги рода человеческого - правда, как и часть идущих убивать украинцев за деньги, среди последних есть люди с задатками серийных убийц, которые на гражданке вынуждены обуздывать свои желания, а тут за них еще и платят.

НО большинство стукачей и наемников - вполне обычные россияне, просто такой стала норма. И необходимо понимать, что у такой вот "нормы" могучие корни. Ведь СССР - совершенно недавнее прошлое. И я пишу об этом вопросе со знанием дела. Мне в ГБ на допросе дали ознакомиться с доносами, которые сослуживцы писали на меня (это 1980 год, для истории дистанция чепуха, мгновение). Подписи были отрезаны, но большинство авторов я узнал без труда, что безусловно входило в расчет полковника который со мной "работал". Удар был тяжелый - это были если не друзья, то как минимум приятели, сослуживцы причем люди, которые были мне лично обязаны. Один фронтовик с орденами, которого я просто спас от позора

ТО, что политическое доносительство рассматривалось как часть нормы и даже как долг, воспитывалось десятилетиями и конечно не могло испариться за краткий период полудемократии в России. К тому же российские власти и российские нравы до революции тоже в этом плане были не безгрешны, если судить по "Сну Попова".

Так что доносчики не маргиналы, это часть нормы. И при малейшем спросе со стороны властей она и в "Новой России" проснется и явит себя

общество, НГЕ, Несмиян

Previous post Next post
Up