Устройство Израиля в грубых чертах, и данные очередного опроса о реформе

Mar 12, 2023 11:23




Я наконец осознал (лучше поздно чем никогда), что некие особенности политического устройства Израиля нуждаются в разъяснении читателям.

В Израиле парламентская республика, президент - английская королева. При этом выборы происходят по чисто партийному признаку с барьером для малых партий достаточно высоким. Т.к. списки составляют внутри партий, фактически партии находятся под практически полным контролем своих лидеров. примерно так же, как в Украине. Т.е. за крайне нечастыми исключениями. партии голосуют как один человек и голосование определяет лидер. По неким упоминанием были времена, когда исключением из этого правила был "Ликуд", но это уже давно в прошлом. Ограничений на срок партийного лидера или на срок пребывания на посту премьера отсутствуют.

Такая система должна была бы за короткий срок скатиться к персоналисткой диктатуре, но у нее свои сдержки и противовесы.

Принятие законов исключительно в личных или партийных интересах ограничивает суд БАГАЦ. Он при этом может решить, что новый закон противоречит неким старым законам, а может и просто заявить что он противоречит принципам демократичности и даже разумности. И этого достаточно. Вето БАГАЦ непреодолимо, судьи назначаются пожизненно, сместить любого судью очень сложно, тем более судью БАГАЦ. Судьи назначаются комимссиями в которых представлены политики,но большинство за юристами. потому контроля за судами политики не имеют. БАГАЦ может и отменить назначение министра, поскольку это решение кнессета (парламента), а БАГАЦ полномочен де-факто контролировать парламент и запрещать ему принятие незаконных и просто недемократических решений.

Есть еще один механизм ограничения власти правительства. ОН ограничивает реализацию власти уже не через голосование коалиции в кнессете, а через прямые решения кабинета, а также распоряжения (приказы) премьера и отдельных министров. Это механизм юридических советников премьера и отдельных министров.

Это квалифицированные юристы, они имеют полномочия заявить что такое-то решение противоречит законам. Это решение советника обязательно к выполнению. При этом кабинет не может повлиять на назначение советника и не может его уволить (тут мои познания невелики, потому выражусь осторожнее - решения кабинета самого по себе для смещения юрсоветника недостаточно, а выбирают комиссии, и как мне говорили КАЖЕТСЯ министр может выбрать из трех кандидатур но уволить потом не может)

Как вполне ясно, простой систему не назовешь, но мы имеем на сегодня два механизма ограничивающих всевластие премьера: БАГАЦ, способный отменить результаты любого голосования в кнессете - и касаемо закона и касаемо назначения.

И механиз юрсоветников, которые могут заблокировать любое решение министра или кабинета.

Вот теперь к чекму сводится то, что назвали "политической реформой" и что на самом деле явлется сменой политической конструкции всего государоства на мой личный взгляд.
Главные пункты

1) в назначении судей решающий голос имеет правящая коалиция, в том числе и на избрание судей БАГАЦ;
2) любое решение БАГАЦ преодолевается простым большинством от конституционного состава парламента (достаточно в случае вето БАГАЦ повторного голосования в 61 голос из 120 мест в кнессете, действующая коалиция всегда столько голосов имеет)
3)решения юрсоветников не обязательны к исполнению, а являются только консультативными.

Рассмотрим итог. В силу сложившейся политической системы в Израиле де факто исполнительная власть (кабинет министров) имеет полный контроль над властью законодательной. В этом пункте принцип разделения властей в Израиле нарушен.

А пункт 1 ставят под определенный контроль исполнительной власти еще и власть судебную. В то же время пп. 2 и 3 уничтожают контроль судебной власти над властью исполнительной и законодательной.

В результате такой "реформы" власть кабинета министров в Израиле не будет ограничена ничем и никем. Это разумеется нельзя называть "реформой судебной системы", это категорическая смена в всего политического устройства государства. Разговоры будто "избиратель дал нам на это мандат" - вранье. Никакой избиратель на вот это мандата не давал, никто ему детально не разъяснял, что власть собирается делать.

Это объясняет, почему внесенные Левиным предложения вызвали бурю в стране и буквально сотрясение основ - ПОТОМУ ЧТО РЕЧЬ И ИДЕТ О СМЕНЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВА.
И мы уже видим, что начинают принимать законы специально под конкретные нужды конкретных политиков во власти. "Закон Нетаньяху" призван защитить премьера от любого судебного преследования на время исполнения обязанностей - в том числе и по поводу правонарушений, совершенных до занятия должности. Сразу отметим - это закон, который СТИМУЛИРУЕТ ПРЕМЬЕРА СТАТЬ ПОЖИЗНЕННЫМ ПРЕМЬЕРОМ, чтобы навсегда избавиться от ответственности за преступления.

Или "Закон Дери", который должен обеспечить преступнику-рецидивисту право на занятие министерского кресла. Т.е. "реформа" еще не вступила в силу, а проекты, как ею можно злоупотреблять в личных интересах, уже прошли первое чтение.

Так становится понятно почему массовые протесты не стихают в Израиле уже два месяца. И понятно почему оппозиция требует для начала переговоров приостановление принятия дальнейших решений кнессета по поводу реформы - они полагают что переговоры будут использованы только в качестве ширмы для скорейшего внедрения переворота сверху по терминологии Харари.

И понятно что коалиция на это не соглашается. Ее план есть план блицкрига - провести максимум пока народ не осознал, что на самом деле продвигается.
Это диспозиция на сегодня. На фоне продолжающихся протестов, ухудшения отношений с союзниками и финансовыми структурами, обострения ситуации с арабами - на вот таком раджужном фоне продолжается медленное падение популярности избранной коалиции.

Вот данные последних сопросов
--------------------------------------------

Каждый второй израильтянин (51%) поддерживает немедленное замораживание судебной реформы и лишь чуть больше трети (36%) выступают за ее полное осуществление.

Таков результат опроса ipanels, опубликованного в вечернем выпуске новостей 12-го канала. У 13% нет определенного мнения.

Чуть больше четверти респондентов (27%), голосовавших за Ликуд, поддерживают остановку реформы, а 58% хотят, чтобы ее довели до конца.

Около трети опрошенных (32%) считают, что переговоры между коалицией и оппозицией о судьбе реформы могут вестись одновременно с принятием законов, а 60% выступают за полную остановку реформы во время переговоров.

Почти наполовину общество разделилось и по отношению к отказу резервистов от службы в качестве протеста против реформы. Тех, кто против «отказничества» - 46%, а тех, кто поддерживает эту форму протеста - 42%. Разница, как мы видим, небольшая с учетом погрешности и тем более с учетом 12% тех, кто не решил для себя этот вопрос однозначно.

Это поразительные результаты при том очевидном вреде, который «отказ» наносит безопасности страны и сдерживающей силе ЦАХАЛа.

https://news.israelinfo.co.il/109675
------------------------------------------------

Я не сомневаюсь что знатоки политического устройства Израиля подвергнут мои заметки уничтожающей критике. Я приветствую их усилия в этом направлении. Единственная просьба: рассказав все, что они думают обо мне, моих знаниях, моем образовании и моей старческой деменции, переходите к позитивной программе. И расскажите, как следует ПРАВИЛЬНО описывать политическое устройство Израиля в целом и предлагаемую Нетаньягу и Со политическую реформу в частности.

Заранее благодарю.
В.Т.

политика, Израиль, социология

Previous post Next post
Up