Как изменилось отношение рядовых европейцев к украинцам?

Mar 05, 2023 09:11


В последнем выпуске НВ опубликовано пространнейшее интервью причем двух человек сразу: французского философа, политического публициста и режиссера Бернара-Анри Леви и украинского музыканта, политика и физика Святослава Вакарчука. Среди многих вопросов Леви и Вакарчуку был задан и вопрос, вынесенный мной в заголовок. Я еще буду возвращаться к этому интервью, потому что мне интересны оба героя.
Но давайте посмотрим на ответы на именно этот вопрос

https://nv.ua/ukraine/events/svyatoslav-vakarchuk-i-bernar-anri-levi-ob-uvidennom-na-peredovoy-i-obshchem-filme-intervyu-50308295.html
-----------------------------------------------

С. В.: Большинство людей на Западе не особо думали об Украине до того, как началось полномасштабное вторжение. После Крыма и Донбасса они поняли, что Украина существует, но в целом все еще не понимали ее идеи. В таких странах как Франция нарратив был продиктован Россией: что Украина провальная, коррупционная страна-неудачник, которая не стоит обсуждения и внимания. Понемногу это распространилось на интеллектуальные круги: люди слышали такое мнение в медиа, запоминали его и жили с ним.

Впоследствии политическая элита стала говорить об Украине по-новому, но был достигнут другой консенсус: возможно, Украина и хочет быть сильной и независимой, но Россия никогда этого не позволит. А мы, западные страны, не должны прибегать к противостоянию с Россией, так что нужно просто дать им разобраться самим.

Это то, что предшествовало большой войне, и оба эти нарратива сейчас изменились. Во-первых, из-за постоянного присутствия Украины в топе новостей Америки, Франции, Великобритании, Германии. Там люди становятся более осведомленными: о героизме украинцев и о том, как они побеждают вторую армию мира. Они начали следить за этим как за сериалом, потому что люди любят смотреть, как андердог побеждает. Дальше люди начали скрещивать пальцы за Украину и теперь знают украинскую географию, историю и даже имена солдат.

Когда я приехал в Париж с концертом в ноябре, водитель такси уже мог не просто поговорить со мной об Украине, но и поддержать беседу на приличном уровне.

Вторая смена произошла в головах политиков. В XXI веке они в целом предпочитают позицию «бездействовать». Этот тренд появился после Второй мировой войны, когда считалось, что если ты слишком смел и заметен - ты провоцируешь войны. Лучше быть тихим, поддерживать мир со всеми, закрывать глаза на плохое, сосуществовать с СССР. Даже после восхождения Путина это осталось основополагающей идеей политиков. Они хорошо понимали, что происходило в Украине и до полномасштабного вторжения, что происходило в Грузии или Крыму. Но активно не действовали, потому что боялись за свое политическое будущее, потому что иначе это бросило бы вызов благополучной жизни в Европе. А когда Путин затянул веревку и пересек эту красную линию - оправданий бездействия больше не осталось. Особенно это касается Франции и Германии, которые превратились из сторонних наблюдателей в друзей.

Б-А. Л.: Во Франции люди понимают Украину все больше и больше. Условная «партия Путина», то есть люди, находящиеся под влиянием российской пропаганды и денег, всегда была одной из крупнейших во Франции. Многие как ультраправые, так и радикально левые поддерживали идею, что Россию не нужно изолировать. Сейчас эти идеи все больше слабеют во французском общественном мнении, и я очень удивлен это видеть. Даже в правом крыле спектра люди начинают понимать, что Путин зомби, лузер и массовый убийца худшей категории.

Мой фильм называется Слава Україні. Я много ходил на тв-эфиры, чтобы отстаивать фильм и, что более важно - Украину. Фраза «Слава Україні!» повторялась снова и снова на всех телеканалах неделями, трудно даже сосчитать, сколько раз она звучала в эфире. Когда я шел в Париже по улице, даже прохожие меня останавливали возгласом: Слава Україні! Большинство из них не понимали значения этого предложения еще несколько лет назад, возможно даже недель. А теперь это стало общеупотребительным словом во Франции.

---------------------------------------------------------------------
Тут особенно показательно то, что говорит Вакарчук. Мне кажется, что эволюция представлений Европы об Украине и украинцах была примерно вот такой, как у Вакарчука. Они стартовали из асолюдтно совкового представления навязанного совпропагандой, которая была к "республикам" и их народам МНОГО МЕНЕЕ ДРУЖЕСТВЕННОЙ за рубежом, чем внутри Союза. Там мы все были "русскими" включая грузин и узбеков. Может немножко отличали балтов.

Дойти до понимания что есть отдельные народы и что им много лет лгали об этих народах - это просто капитальный переворот в сознании. Ну и он соответственно требовал кардинального пересмотра представлений о России и русских.

Этот процесс далеко не закончен, но движется он неплохими темпами

Вакарчук, НВ, интервью

Previous post Next post
Up