В очередном выпуске NYT опубликована статья Аны Суонсон посвященная ситуации в российской экономике - общий итог весьма оптимистичный
https://www.nytimes.com/2023/01/31/business/economy/russia-sanctions-trade-china-turkey.html-----------------------------------------------------
ВАШИНГТОН. Прошлым летом в Армении со смартфонами произошла странная вещь.
Поставки из других частей мира в крошечную бывшую советскую республику начали расти более чем в 10 раз по сравнению с импортом телефонов в предыдущие месяцы. В то же время Армения зафиксировала взрывной рост экспорта смартфонов осажденному союзнику: России.
Тенденция, которая в прошлом году повторилась со стиральными машинами, компьютерными чипами и другой продукцией в ряде других азиатских стран, свидетельствует о некоторых новых средствах выживания, которые поддерживают российскую экономику на плаву. Последние данные показывают всплеск торговли с некоторыми соседями и союзниками России, предполагая, что такие страны, как Турция, Китай, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан, вмешиваются, чтобы поставлять России многие товары, которые западные страны пытались сократить в наказание за действия Москвы.
Несмотря на это, российская торговля, по-видимому, в значительной степени вернулась к тому уровню, который был до вторжения на Украину в феврале прошлого года. По оценкам аналитиков, российский импорт, возможно, уже восстановился до довоенного уровня или скоро восстановится.
Отчасти это могло быть связано с тем, что многим странам было трудно уйти из России. Недавнее исследование показало, что менее 9 процентов компаний, базирующихся в Европейском союзе и странах Большой семерки, продали одну из своих российских дочерних компаний. А фирмы, занимающиеся морским отслеживанием, стали свидетелями всплеска активности судоходных флотов, которые могут помогать России экспортировать свою энергию, по-видимому, в обход западных ограничений на эти продажи.
Хотя западные страны не запретили поставки потребительских товаров, таких как мобильные телефоны и стиральные машины, в Россию, ожидалось, что другие масштабные санкции ограничат ее экономику. Они включают ограничение цены, которую Россия может взимать за свою нефть, а также ограниченный доступ к полупроводникам и другим важным технологиям.
В понедельник Международный валютный фонд заявил, что теперь ожидает, что российская экономика вырастет на 0,3 процента в этом году, что является резким улучшением по сравнению с его предыдущей оценкой сокращения на 2,3 процента.
МВФ также заявил, что ожидает, что объем экспорта российской сырой нефти останется относительно высоким при текущем ценовом пределе, а российская торговля продолжит переориентироваться на страны, которые не ввели санкции.
Большинство контейнеровозов прекратили переправлять в порт Санкт-Петербург такие товары, как телефоны, стиральные машины и автозапчасти. Вместо этого такие продукты везут на грузовиках или поездах из Белоруссии, Китая и Казахстана. Fesco, российский транспортный оператор, добавила новые суда и новые порты захода на маршрут с Турцией , который перевозит российские промышленные товары и иностранную технику и электронику между Новороссийском и Стамбулом.
Сергей Алексашенко, бывший заместитель министра финансов Российской Федерации, заявил на мероприятии в этом месяце, что 2023 год будет «трудным годом» для российской экономики, но не будет «ни катастрофы, ни коллапса».
«Нельзя говорить, что российская экономика в руинах, что она разрушена, что у Путина нет средств для продолжения войны», - сказал г-н Алексашенко, имея в виду президента Владимира Путина. "Нет, это не правда."
По расчетам экономиста Мэтью Кляйна стоимость мирового экспорта в Россию в ноябре была всего на 15 процентов ниже среднего месячного показателя до вторжения и полностью восстановилась в декабре. «Большая часть этого восстановления в целом была обусловлена Китаем и Турцией в частности», - сказал г-н Кляйн. Некоммерческая организация Silverado Policy Accelerator недавно опубликовала аналогичный анализ , согласно которому стоимость российского импорта из остального мира к сентябрю превысила довоенный уровень.
Эндрю С. Дэвид, старший директор по исследованиям и анализу в Silverado, сказал, что тенденции отражают то, как изменились цепочки поставок, чтобы продолжать снабжать Россию товарами. После «периода адаптации» китайские бренды начали набирать обороты в России, сказал г-н Дэвид. В целом китайский экспорт в Россию достиг рекордного уровня в декабре, что помогло компенсировать резкое падение торговли с Европой. Телефоны Apple и Samsung, похоже, также начали возвращаться в Россию, перенаправляясь через дружественные соседние страны.
Поставки в Россию других товаров, таких как легковые автомобили, также выросли. А Китай увеличил экспорт полупроводников в Россию, хотя общий объем российского импорта чипов остается ниже довоенного уровня.
Один из основных открытых вопросов заключается в том, насколько эффективно ограничение западных цен будет сдерживать доходы России от продажи нефти в этом году.
Ограничение позволяет России продавать свою нефть по всему миру, используя западное морское страхование и финансирование, пока цена не превышает 60 долларов за баррель. Этот лимит, который, по сути, является исключением из санкций Группы 7, предназначен для сохранения потока нефти на мировых рынках при одновременном ограничении доходов от нее российского правительства.
Некоторые аналитики предполагают, что Россия находит способы обойти эти усилия, используя корабли, которые не полагаются на западное страхование или финансирование.
Ами Даниэль, исполнительный директор Windward, компании, занимающейся морскими данными, сказал, что он видел сотни случаев, когда люди из таких стран, как Объединенные Арабские Эмираты, Индия, Китай, Пакистан, Индонезия и Малайзия, покупали суда, чтобы попытаться установить то, что казалось быть незападной торговой структурой для России.
«По сути, Россия готовится к тому, чтобы иметь возможность торговать за пределами верховенства закона», - сказал он.
Г-н Дэниел сказал, что его фирма также стала свидетелем резкого роста практики доставки, которая, по-видимому, была связана с попытками России нарушить западные санкции. К ним относятся переброска российской нефти между кораблями, находящимися далеко в открытом море, в международных водах, не находящихся под юрисдикцией военно-морского флота какой-либо страны, и попытки кораблей замаскировать свою деятельность путем отключения спутниковых трекеров, регистрирующих их местонахождение, или передачи фальшивых координат.
Большая часть этой деятельности происходила в середине Атлантического океана. Но после освещения в СМИ подозрительной практики в этом регионе центр переместился на юг, к побережью Западной Африки, сказал г-н Дэниел.
Пока что ограничение цен на нефть, похоже, достигает своей цели - снижения цены, которую Россия может взимать, сохраняя при этом глобальные поставки. Но еще неизвестно, достаточно ли велик этот теневой флот, чтобы позволить России покупать и продавать нефть за пределами установленного ограничения, сказал Бен Кэхилл, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, во время панельной дискуссии в январе.
«Если этот флот достаточно велик для того, чтобы Россия действительно могла действовать за пределами досягаемости» стран «Большой семерки», ограничение, вероятно, «не будет иметь такого рычага воздействия, которого хотели политики», - сказал г-н Кэхилл. «Думаю, мы должны узнать об этом в течение пары месяцев».
КАК видим, очень многое восстанавливается. Разумеется, приобретение товаров через посредников приводит к возрастанию цены, потери качества и скорости реакции, так что негативное воздействие на российскую экономику имеет место. Так же как имеет место потери доходов от нефтяного сектора.
Тем не менее все эти потери далеко не так велики как ожидалось катастрофистами. Тут от Пионтковского и до Несмияна как мне кажется перебирали все и все выдавали желаемое за действительное. Ведь понятная, хотя опять же на мой взгляд для публициста не такая уж извинительная. И прав оказывался все время честный профессионал Сергей Алексашенко, который постоянно предупреждал, что никаких катастроф в ближайшее время не будет, и что Иран прожил под санкциями очень много лет и вовсе не рухнул.
И профессионал оказался прав, а пропагандисты нет. И вот МВФ прогнозирует в следующем году хоть и крохотный, но рост. Конечно війна річ непевна, и случится может всякое. Неопределенность на поле боя всегда велика, а результат на поле боя будет ощутимо влиять на все. В частности серьезные неудачи России на поле боя могут ощутимо снизить активность стран, желающих помогать России - все хотят присоединиться к победителю, а искусство уйти вовремя ценится выше искусства прийти кстати.
Однако я бы ориентировался именно на показатели МВФ - разумеется ceteris paribus.