Я перепечатываю этот текст - он крайне важен для меня. И он не литературен - всё что тут написано правда происходило со мной. И я описываю некое открытие, которое я сделал уже во взрослом состоянии - хотя не знаю, это свойство мое личное или людей вообще. Если кто-то отважится рассказать о себе - мне это важно и интересно.
А в остальном говорить должен не автор, но текст
Шекспир и Пушкин
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста
/А.Пушкин. Борис Годунов/
Люди уже давно заметили, что у всех у нас есть внутренний страж. Он контролирует наши поступки, следит за правильностью нашего поведения, следит постоянно и неусыпно, и карает за недостойные деяния. Да что там деяния, порой и за ненадлежащие помыслы может покарать. Стража нашего достоинства зовут совестью, и многие люди верят, что совесть одно из главных отличий людей от скотов бессмысленных. А человек, утративший совесть, отчасти тем самым и утрачивает право на имя человека.
Очень интересны проявления совести. Пока мы ведем себя «правильно», в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами морали, совесть ведет себя смирно, и человек никак не ощущает ее наличия. Но стоит повести себя «неправильно», нарушить принятые нормы, как совесть внезапно просыпается, и человек начинает ощущать «укоры совести». Явление это древнее, еще у древних греков описанное. А христиане вообще провозгласили совесть гласом Бога внутри личности. Можно считать ее гласом Бога, можно - голосом общественной морали, но наличие совести как одной из главных отличительных черт человека признавали все и всегда (некоторые этологи полагают, что и животным укоры совести не чужды, но нас сейчас интересуют люди).
Итак, совесть проявляется в виде «чувства внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил» - именно это ощущение психологического дискомфорта и называют «укорами совести». Понятно, что такой механизм работает с целью наказания за эгоизм и безнравственность. Причем механизм почти идеальный. Ведь все юристы говорят, что важна не строгость наказания, а его неотвратимость. А наказание со стороны совести именно неотвратимо - ты можешь скрыть проступок от окружающих, но не от себя самого.
И разумеется наказание совестью будет тем более суровым, чем тяжелее проступок. А самыми тяжкими проступками всегда считались убийство и предательство. И из всех убийств, наитягчайшим являлось убийство царя - помазанника божьего. Убийца царя, да еще и предавший доверивившегося властителя, становился вообще вне человеческого общества, как поправший все законы божеские и человеческие.
Шекспир и Пушкин - великие знатоки человеческой природы - именно так трактуют проблему совести. Чем страшней преступленье, тем тяжелее наказание.
И оставили нам впечатляющие картины мук, которые испытывают люди преступившие законы совести. Кто не помнит внушающие ужас картины припадков безумия леди Макбет или Бориса Годунова? А уж тем, кто слышал монолог Бориса « О-ох, тяжело..дай дух переведу» с его ужасным финалом « И душит что-то, душит…и голова кружится… и мальчики кровавые в глазах!» в потрясающем исполнении Шаляпина, все становится ясно и навсегда: ужасное преступление влечет ужасное наказание.
А цареубийца должен быть покаран беспощадно, и будет покаран, да и не только он сам, а и весь его народ - и страждет народ Фив, избравший царем цареубийцу Эдипа, голод и мор обрушивается на Москву, избравшую царем цареубийцу Годунова.
Немножко личного опыта
Гений и злодейство - две вещи несовместные?
Неправда!
/А.Пушкин. Моцарт и Сальери/
Шекспир и Пушкин, Софокл и Шаляпин чертовски убедительны - спору нет. Но в один прекрасный день у меня появились сомнения - а правда ли все это? А может Шекспир и Пушкин так счастливо прожили жизнь, что им ни разу не пришлось вступать в серьезный конфликт с совестью? И они все это попросту придумали, а сами ничего подобного никогда не испытывали. Потому что у меня все получилось совсем не так. У меня получилось гораздо менее эффектно, но если вникнуть, то тоже достаточно страшно.
Нет, я никого не убивал, слава Богу, не пришлось. Я был обычным 18-летним мальчиком, вполне воспитанным и из приличной доцентской семьи. Как все ребята этого возраста я грешил, но грешил вполне умеренно. И испытывал надлежащие укоры совести, каковые воспринимал как неизбежное зло.
Но вот однажды я совершил очень некрасивый поступок. Я заставил страдать девушку, доверившую мне тайны сердца. Я мучил ее целый вечер, входя во вкус, а она ни о чем не подозревала. В конце она рыдала, а я ее утешал. Притом она ничего плохого мне не сделала, считала меня своим другом, более того - я сам к ней хорошо относился! Что меня заставило, я и по сей день не знаю, но я именно испытывал чистое удовольствие мучить другого человека, да еще и предательски издеваться над тем, кто тебе доверился и ждет от тебя помощи.
Я очень хорошо помню, что ушел вполне довольный собой. Правда, ожидал наутро укоров совести, и готовился к ним как к вполне естественной и неизбежной плате за полученное удовольствие.
Однако ничего подобного не последовало. Я проснулся вполне счастливым и довольным собой. И совесть моя благополучно молчала
Прошло много лет, мне было уже за тридцать, когда я снова совершил весьма неблаговидный поступок. И он тоже, как много лет назад, не имел явного мотива. Ни зависть, ни корысть, ни честолюбие мною не двигали - это было чистое Зло ради Зла. И вновь как много лет назад я не испытал никаких укоров совести. НИ-КА-КИХ.
Но теперь я был уже взрослым, и отмахиваться от проблемы не стал, а занялся ею вплотную. Как же так? Что - все великие учителя человечества, все великие религии, проповедующие добро и грозящее карами за грехи, величайшие писатели мира - Софокл, Шекспир, Пушкин - неужели все они лгут? И всё это неправда, а зло вполне ненаказуемо и даже приятно? Не-ет, тут что-то не так.
А Библия таки права
Боль продолжается. Празднуйте боль!
Больно!
/А.Вознесенский/
Я усиленно обдумывал происшедшее, вертел его в памяти со всех сторон, удивлялся и вслушивался. И вдруг - вдруг я ощутил, что мне стыдно. Я НАЧАЛ СТЫДИТЬСЯ своего поступка. И тут меня осенило.
Я вспомнил, вспомнил уже знакомый мне
старый тезис из журнала «Наука и жизнь»:
«Наш мозг, вопреки расхожему мнению, вовсе не является органом мышления. Он есть сформированный эволюцией орган выживания, как зубы, рога и копыта. Соответственно, если некая мысль, некий образ или осознание некоего факта может оказаться вредным для нас, понизит нашу самооценку слишком сильно, подорвет нашу веру в себя или просто повысит кровяное давление и кислотность желудочного сока более, чем допустимо, мозг постарается такую мысль, образ или факт заблокировать и не допустить в сознание.»
Ага, кажется, начинаю понимать. Пока укоры совести не очень сильны, мы их ощущаем. Но когда они превышают некий порог, наш защитник их блокирует. И блокировка настолько сильна, что мы не то, что ощущаем слабые укоры - МЫ ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ОЩУЩАЕМ!
Стоп - это ведь я не ощущаю, а другие, наверное, ощущают. Может - просто я такой вот моральный урод?
Однако опрашивать по этому поводу людей нельзя, бестактно. Да и бессмысленно, я сам ни за что на свете не рассказал бы о своих гадостях. И тогда я начал наблюдать.
Объектом наблюдения был избран я сам и некоторые мои знакомые, за которыми, как мне было доподлинно известно, водились грехи - и грехи по настоящему серьезные. И вот что у меня получилось.
Нет, все не так безоблачно, как мне показалось. И заблокированная совесть все равно человека карает и карает жестоко, просто он сам этого не чувствует. Но кара от того меньше не становится.
Вспомним библейское предание о грехопадении Евы. Чем соблазнял Еву змий? А вот чем : «в день в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, вы будете как боги, знающие добро и зло» .
Вот как, «как боги, знающие добро и зло» . Но ведь знаем мы добро и зло именно благодаря совести, это она нам разъясняет, где добро и где зло, тем и делает человека богоподобным. Но если человек согрешил так, что его защитник начинает глушить совесть, совесть начинает хиреть и болеть. Вот тут у человека есть выбор.
Он может порадоваться, что так легко отделался, и жить дальше с слегка заглушенной совестью. И второй проступок ему достанется еще легче, а совесть будет слышна слабее. Или вовсе не будет слышна, но теперь при более серьезном проступке. А потом при еще более серьезном. И еще. И еще - и человек постепенно теряет совесть. И перестает быть в сущности человеком - во всяком случае теряет очень важную компоненту своей человечности.
А ведь все шло так легко. Поистине «легка дорога и широки ворота, ведущие в погибель».
Но возможен другой вариант. Человек спохватится - да что это я? Куда я иду? Я вообще перестал ощущать, что хорошо и что плохо, я НЕ ОЩУЩАЮ БОЛИ - нравственной боли и стыда за свои мерзости. Стоп, я так дальше не хочу. И начинает следить за собой - и не давать себе поблажек. И он ощутит - стыд возвращается. Значит, он остановился перед бездной.
И не надо думать, что вот так плюнуть на совесть, не ощущать боли, и будешь счастлив. Не будешь. Настоящие прирожденные негодяи, могущие творить зло безнаказанно, так же редки, как великие праведники. А средний человек все равно расплатится по полной. «Ворот теснит, и удача тошна, только тошнее знать, что уже не болеть ничему» - это Вознесенский правду написал. И Уайльд, кстати, тоже - портрет Дориана Грея всегда при нас, и то, что он внутри спрятан, вовсе не значит, что он никогда не заявит о своих правах. Станет еще нашему «счастливчику», уклонившемуся от расплаты, его 50, может 55, а может 60 лет - и будет он еще выть на луну, будет, никуда не денется. Вот если его пристрелят в 40 - вот это ему действительно повезет. Вот такое оно - везенье бессовестных.
И права еще раз Библия - страданье не может быть целью человека, но тщательно беречь себя от страданий - это еще хуже. Нужно уметь его принимать, нужно не только принимать как должное, но порой даже и стремиться к наказанию, когда оно заслужено и необходимо. И тут меня поддержат и Достоевский, и Толстой - правда, поддержат каждый по-своему, но поддержат. Впрочем, если вас прельщает облик и судьба Фёдора Павловича Карамазова, - что ж, вперед.
И должен честно признаться - это всего лишь мой личный опыт и мои личные мысли. Я искал подтверждения им у великих, но вполне мог ошибиться в интерпретации их высказываний, приняв за поддержку своих мыслей то, что таковым не было.
Я могу ошибаться. И никому не хотел бы навязать свой взгляд - я всего лишь хотел о нем рассказать.
Но я искренне верю в одну максиму: наш мир очень солидная и надежная фирма. В нем каждая вещь стоит столько, сколько за нее заплачено. А то, за что ничего не уплачено, то ничего и не стоит. Легко пришло, легко и уйдет.
А вот попытка жульничать, попытка уклониться от уплаты или, что еще хуже, заставить других платить за себя, - непременно будет наказана.
И не в будущей жизни а в этой.
А те, кто может себе такое позволить безнаказанно - не нужно им завидовать.
Да и люди ли они?