По следам поста Ксении Лариной

Aug 22, 2022 14:20


Ксения Ларина, бывшая журналистска ЭХА опубликовала короткий текст, который буквально взорвал сеть. Сайт РС опубликовал и сам текст и многочисленные отклики на него
https://www.svoboda.org/a/samaya-boljshaya-oshibka-russkih-setevye-spory-po-sledam-posta-ksenii-larinoy/31995715.html
Я попробую опубликовать кое-что из них. И если у меня получится, что текстов "за" больше, чем "против", то это не потому, что мне позиция "за" нравится больше, а потому, что соответствующие тексты короче.

Мне трудно отчетливо сформировать позицию, потому что я не русский и не россиянин. А потому не могу судить беспристрастно и даже пристрастно тоже не могу. Любопытно что скажут мои корреспонденты из России.
Честное слово. Мне не близка почти ни одна из высказанных здесь позиций в том смысле, что будь я на месте россиян, я бы чувствовал не так (я примерно был на их месте в 68 году, когда моя страна топтала Прагу).

Правда даже тогда она вела себя совсем не так, как нынче армия России - т.е. просто ничего общего. У той страны все же были идеи и было некое пусть очень искаженное но понимание ответственности великой державы. Эксцессы типа бучанских было даже вообразить себе сложно, это какое-то новое слово в истории.

Комментарии ниже принадлежат сайту РС



Ксения Ларина

Мне кажется, что самая большая ошибка русских, россиян, - в том, что мы не осознаём, что нас нет. Мы ведём эфиры, гарцуем перед камерами, остроумничаем, задираем собеседников, рассуждаем о полезности и вредности России, выражаем недовольство, истерим вокруг шенгенских виз, отмены русской культуры и прочей «русофобии», требуем соблюдения гражданских прав … Но не осознаём главного: нас больше нет. Мы не только вне правового поля, мы вне поля человечества. Мы должны это принять. И каждый русский сам, лично будет защищать своё право быть человеком. Никто не обязан нам помогать.

Некоторым комментаторам кажется, что Ларина нашла самые верные слова для того, что сейчас происходит с россиянами.

Ирина Киссель

Ксения - человек.
Какой у неё камертон точный оказался в отличие почти всей либер-тусовки

Татьяна Аникина

... понимать, в какую пропасть небытия мы, как "русский народ", сползаем, я начала много раньше. Грузия, Крым, малазийский Boeing, Олимпийские игры на крови, как шагреневая кожа сжимающийся протест - перечислять "звоночки" и признаки долго и непродуктивно. Я для себя на этих спорах поставила жирный крест. Утро же 24-го можно сравнить с обвалом последнего уступа, за который кончиками пальцев цепляется висящий над пропастью. Раз вся страна, весь народ - прости за пафос - не вышел тем утром на улицы с единственным плакатом "нет!", то и конец нам, как народу

Однако многие оказались не готовы считать себя частью того "мы", о котором пишет Ларина. Особенно сильно обиделись те, кто много лет выступал и боролся против путинского режима.

Зоя Светова

Это не правда. Очень вредная чушь. Таким высказыванием ты перечеркиваешь тех, кто боролся за то, чтобы ты могла уехать из этой страны и сегодня эту чушь писать, ты перечёркиваешь память о тех, благодаря которым ты работала на Эхо Москвы и писала и говорила то, что ты хотела. Ты в конце концов оскорбляешь тех, кто сегодня сидит в России за свои убеждения. Эти люди - не русские? Они- инопланетяне?

Наталья Пивоварова

Дорогая Ксения Ларина, я категорически не согласна с вашим утверждением, что нас нет! Это как это? Почему? Мы есть, и нас миллионы тех, которые никогда не принимали этот варварский, агрессивный режим. И сейчас это доказывают каждый день люди в России, которые находятся в опасности. А сколько людей сидит в чудовищных условиях по сфабрикованным делам.

Да, таких людей меньшинство. А где было иначе? Подскажите! А что европейцы во время войны не сидят в кафе, не улыбаются, не лежат на пляже, не влюбляются и не радуются детям, котикам, вкусным коктейлям и свежеприготовленной рыбе? Я про покупку газа уже и не говорю.

НО я ЕСТЬ и никому ничего не должна доказывать. Вы предлагаете мне, например, забыть, что мой дед был уничтожен в ГУЛАГе, что мой отец и его братья прошли всю войну, освобождая от фашизма не только свою землю, но и Европу, что мой брат объявлен в розыск и заочно арестован за позицию всей своей жизни, что многие потеряли работу, вышвырнуты в нищету и невозможность получить мед.помощь.

Мы есть и нас очень много, и голоса эти слышны ежедневно. И признавая катастрофическую вину своей страны (а значит и мою), испытывая стыд и ненависть по отношению к режиму, я утверждаю, что никогда с 15 лет, с того дня, когда вышли советские диссиденты «За нашу и вашу свободу», - я никогда не отождествляла себя с этим режимом и ему не служила. Я кому должна доказывать все это? Только себе.

Я кому должна рассказывать, что в молодости, в 70-е ночами перепечатывала самиздат- сколько таких!, что более 40 лет я учу студентов свободе, достоинству и необходимости защищать свою страну от уродов и оккупантов - сколько таких!Кому??? Я есть. Мы есть, как бы нас сейчас не унижали, как бы на нас не плевали и как бы нам не запретили проехать на лечение в европейскую страну. Что нужно доказывать? Что в России я жила нищенски, что ничего у меня нет, что всегда старалась, как мне кажется к концу жизни, жить не по лжи?

И это какой-то бред, доказывать, что мы есть. И не я - есть, а - Мы есть! И внутри и вне! Мы - вместе, сплоченные, верящие в свободу и справедливость, противостоящие войне - мы, а не поодиночке, хотя мы разные, и во многом не сойдемся. Но не в главном. И потому - МЫ.

Да, хотелось бы - в своей стране, а в Европу на пару недель в отпуск. Но как достичь этой свободы в своем доме, если мне/нам все время доказывают соотечественники, что нас нет? Только - солидарность!

Олег Лекманов

Без пафоса, но вполне уверенно
Я - есть. И друзья мои есть. А если кого-то больше нет, то пусть говорит за себя
И лучше бы сейчас тех россиян, которые не поддерживают войну (особенно, живущих в РФ) сейчас поддержать, а не смешивать с навозом.

Многие ставят Ксении Лариной в упрек то, что о коллективной ответственности россиян она говорит, находясь за границей.

Игорь Иртеньев

Не Лариной, давно уже живущей в Португалии, открывать рот на эту тему. Даже наша любимая Вика Ивлева, вытаскивающая людей из-под огня буквально на себе, говоря, что все без исключения россияне должны только стоять на коленях пред Украиной, немного все же перебарщивает.

Кирилл Шулика

Все-таки уехавшие русские, как я уже много писал, отдельная порода. Им вот и хочется сказать, да, вас теперь вместе с русским нет. Для вас это трагедия и вы не знаете, как ее пережить. Единственный ваш план в ожидании того, что мир принесет страдания оставшимся русским. Тем, которые есть. Тогда им полегчает. Поэтому слова Лариной это не мазохизм, а садизм.

Некоторые из тех, кто отвечает Ксении Лариной, готовы согласиться с ее тезисом, но в уточненном виде: "русских как нации" не было и до войны.

Александр Плющев

Ты про то, что НАС больше как некоей единой для внешнего мира общности нет? Ну тут большой вопрос, а существовала ли она раньше.

Оксана Паскаль

Во многом согласна.
Только вот не согласна с тем что "нас" больше нет. "Нас" и не было, как ме кажется (и кстати об этом же много говорил Пастухов). Не было никогда как таковой нации русской (российской) в базовом определении этого понятия, а потому не было и понимания себя как части общего дорогого важного. "Мы" были полунасильно собранной общностью людей, частично вынужденно проживающих на обозначенной территории, разрозненными кучками, каждая из которых считала другую маргинальной.

Очень мало тех, кто готов принять эту нехитрую мысль: нашу нацию, нашу страну надо строить, образовывать, создавать буквально с нуля, потому что толком ее и не было никогда (ну не считая географических границ). И да, начинать это надо именно с себя. (я конечно тоже слишком утрировала - но неохота вдаваться в детали, это огромный разговор).

Те, кто от Путина никуда не уходил, только злорадствуют.

Александр Коц

Забавно наблюдать, как корежит понаУехавших.
Ксения Ларина рубит с плеча - нас, русских, больше нет: «Мы не только вне поля правового, мы вне поля человеческого…»

Из-за границы, конечно, сложно разглядеть, что мы все еще тут. Мы сотнями записываемся в добровольческие отряды, которые отправляются на фронт, мы всей страной отдаем свою трудовую копейку на нужды армии, мы, пробивая стены формализма, тащим «за ленточк»у гуманитарку, встречаем героев в приграничных областях борщами и пирогами, радуемся даже незначительным успехам и скорбим по утратам. У меня вся «личка» в Телеграме забита сообщениями с поддержкой наших бойцов на передовой. Она, поддержка, действительно народная. Или национальная, если угодно.

Причины бесконечных споров между теми, кто не поддерживает войну, анализирует доктор исторических наук Сергей Абашин:

Проблема не в том, большинство за режим или против режима, а в том, что у тех, кто против, нет никакой политической субъектности в этой ситуации, они молчат, но не только потому, что им не дают говорить, но и потому, что у них нет своего языка, который стал бы способом сопротивления и способом собирания сторонников. Пока еще язык даже тех, кто против, во многом имперский, расистский и авторитарный, в этом он мало чем от языка режима отличается. Бессилие не в том, что мы не можем противостоять внешнему давлению, а в том, что мы не способны к критической работе со своим собственным сознанием, своими стереотипами и предубеждениями, мы не поняли свои ошибки, мы не ищем этот новый язык, который позволит заново проговорить и вообразить наше общество. И это бессилие закономерно производит только дрязги и взаимные упреки.

Если все же попробовать высказаться, то мне близок здесь только Абашин.

Не в том ваша беда, что вы не остановили режим. А в том, что вы даже нужного языка не выработали вы в массе, включая самых совестливых и диссидентски настроенных, - как были имперцами так ими и остались. И сегодня с ужасом озираете окружающие вас руины. А со стороны - вы не противились тому злу, во что обратил режим Россию и даже не замечали того, что Навальный в этом плане от Путина принципиально ничем не отличается - хотя он парень что надо и сидит в тюрьме за свои убеждения.

Просто убеждения те самые, которые и привели Россию к этой войне. И ваши внутренние ощущения - за редчайшими исключениями - это потрясающее в своей силе и непоколебимости ощущения русского превосходства. А теперь вы его лишаетесь - и для вас рушится мир.

А рушится всего только Империя внутри вас. Может я ошибаюсь принципиально несправедлив и вообще уронацик и жидобандеровец.

Но я сказал то, что думаю. И да вполне осознаю что могу быть очень сильно неправ - я смотрю из далёка и географически и во времени. Потому что большинство моих впечатлений от общения с Русскими - это от 60-ти до 20-ти летней давности.

А Россия изменилась очень быстро и я вполне могу быть неправ, и всё, что я сказал в преамбуле - все со мной остается

РС, ментальность, империализм, журналистика, Россия

Previous post Next post
Up