Это интервью одного из самых известных экономистов России. Он оценивает экономические перспективы ближайшего будущего крайне пессимистично. Впрочем, читайте сами.
https://www.business-gazeta.ru/article/560384------------------------------------------------------
Мы удивительная страна, говорит академик Абел Аганбегян. У нас все есть, но мы ничего не можем. В нынешних сложных условиях необходимо предпринять очевидные шаги, которые вытащат экономику из кризиса. На деле же творится удивительное: например, очевидные и разумные требования «майских указов» президента Владимира Путина были выполнены с точностью до наоборот. Вместо роста государственных инвестиций на 40% они снизились на 30%, а у крупнейших корпораций - даже на 35%. И так по всем пунктам. А главное, мы построили рыночную машину без двигателя. Последний - это инвестиции, а их нет, потому что ключевая ставка недопустимо высока. Соответственно, отток капитала бьет все рекорды.
- Вы относитесь к числу тех экономистов, которые прогнозировали, что текущий кризис будет достаточно глубоким. Через полгода ваш прогноз не изменился?
- Не изменился. Глубину кризиса нужно считать со второго квартала 2022 года и, скажем, по второй квартал 2023 года. На мой взгляд, за этот период кризис будет существенно глубже, чем в 1998-1999 годах, когда валовый внутренний продукт сократился на 5%. И кризиса 2008-2009 годов, когда ВВП снизился почти на 8%. И еще этот кризис втрое будет глубже, чем рецессия 2015 года и спад в 2020 году из-за пандемии коронавируса. И там, и там ВВП уменьшился только на 3%.
Я думаю, что падение нашей экономики в эпоху санкций против России составит в указанный период примерно 10% по валовому внутреннему продукту. И, возможно, близко к этому по промышленности.
- Что тогда произойдет с одним из самых чувствительных и ключевых индикаторов - реальные располагаемые доходы населения?
- Хуже обстоит дело с динамикой реальных доходов населения и конечного потребления домашних хозяйств. Реальные доходы за 2014-2019 годы снизились примерно на 10%. В 2020 году из-за пандемии они снизились еще на 3,5%. Но в 2021 году уровень по реальным доходам был на 1% выше уровня 2019 года. А вот со второго квартала 2022 года реальные доходы, по нашим расчетам, сократятся еще на 10%. А в итоге они будут на 20% ниже уровня 2012 и 2013 годов. Соответственно намного снизится и конечное потребление домашних хозяйств.
При этом раза в полтора, на мой взгляд, увеличится число бедных. И вдвое увеличится безработица, включая скрытую безработицу, которая у нас недостаточно учитывается.
- Падение реальных доходов населения на 20%, удвоение безработицы, включая скрытую. Эти цифры говорят о том, что начнется повальная нищета?
- Повальная нищета была в 90-е годы, когда ВВП упал в 1,8 раза, а не на 10%, как падает он сейчас. И тогда 45% населения жили на доходы, которые были ниже прожиточного минимума. До кризиса таких россиян было 18%. Возможно, их будет 25-30%, когда кризис в 3-4 квартале достигнет своего максимума.
Но эти 18% россиян - да, они живут на нищенском уровне. Это люди, которые думают, что купить поесть. Они не могут себе позволить каждый день есть мясо.
- Как будет переживать этот кризис средний класс?
- В условиях экономии. Только люди будут смотреть не на стоимость пакета с молоком, а вот - висит кофточка. Красивая. Нравится, но сейчас купить - уже дороговато.
Каждая семья должна понимать, что несколько лет придется жить в условиях жесткой экономии.
- Когда негативные процессы начнут разгоняться? Июль уже показал сокрушительный обвал: за один месяц дефицит федерального бюджета составил рекордные 890 млрд рублей. Почти на 40% рухнул НДС.
- Важно понять причины столь резкого сокращения налогов. Если сократился НДС, значит сократились продажи товаров и услуг, с которых он собирается. А сокращение налогов на прибыль связано с сокращением активности работы предприятий и организаций, ухудшением их финансовых показателей. Большие убытки мы несем в налогах и сборах с сначала 2022 года, но особенно много недополучим в 2023 году из-за значительного сокращения экспорта нефти, газа и угля. А также металлов. Это основные группы товаров, которые дают бюджетный доход.
-Накануне Центробанк презентовал три возможных варианта, как будут развиваться события. Согласно базовому сценарию, регулятор ожидает, что в 2022 году снижение ВВП можно ожидать на уровне 4%-6%.
- Возможно, так и будет. Потому что первый квартал в целом был положительным. И это улучшает общие экономические показатели в целом за календарный 2022 год.
- И сколько продлится?
- Я думаю, что реально восстановить экономику к 2025 году. Не только я, но и многие другие называют срок восстановления экономики - 2025 год. А вот для восстановления реальных доходов, конечного потребления, объема розничного товарооборота хорошо бы это сделать к 2026-2027 годам.
- А если в целом сравнить - от текущего момента к истории новой России, которой недавно исполнилось 30 лет. Нам хватит запаса тех тучных годов?
- За 1991-2021 годы валовый внутренний продукт России увеличился всего на 15%. В то время как ВВП Евросоюза вырос в полтора раза, США - в два раза. Постсоциалистических стран Европы - новых членов ЕС - в 2,5-3 раза, а развивающихся стран во главе с Китаем, Индией и Бразилией от 3 до 5 раз. Только в Китае он вырос в семь раз.
Но в составе валового внутреннего продукта произошли коренные изменения. Почти вдвое сократилась доля накопления основного капитала - с 40% в советское время она снизилась примерно до 20%. И еще больше сократился удельный вес вооружения. За счет этого существенно увеличилась доля фонда потребления населения. Поэтому реальные доходы выросли быстрее увеличения экономики. В среднем, примерно на 30%.
При этом у половины населения реальные доходы не увеличились. Но зато очень сильно они увеличились у 20% самых зажиточных слоев населения. Социальное неравенство по доходам при этом выросло катастрофически.
Средний душевой доход 10% зажиточного населения (120 тыс. рублей) превысил такой же показатель 10% бедного населения (8 тыс. рублей) примерно в 15 раз. В Европе разница между бедными и богатыми меньше в 10 раз, в Германии - в семь. В странах социал-демократической ориентации и постсоциалистических странах Европы - в шесть раз. А в Японии даже в 4,5 раза.
В 80-е годы в СССР эта разница была три раза, а в 90-м году увеличилась до 4 раз.
Что касается промышленности, то за 30 лет она не достигла уровня советского периода (96%).
//Комментирую прямо здесь. Рост общего благосостояния, который был создан путинизмом и обеспечил ему популярность, имел два недостатка.Во-первых он не был обеспечен ростом экономики и достигался отчасти за счет сокращения вложений в основные фонды, ведь доля основного капитала сократилась вдвое. Это означает старение оборудования и износ инфраструктуры - рано или поздно но это должно было привести к резкому падению темпов роста и без того не слишком высоких.
Во-вторых чудовищная несправедливость в распределении доходов неизбежно должна была привести к росту социального напряжения: между богатыми и бедными, между центром и регионами, между богатыми и бедными регионами//
- В чем причины столь низкого роста нашей экономики?
- Очень простой ответ: мы создали социально-экономическую систему без мотора. У нас нет рынка капитала. Вы должны иметь возможность внутри страны взять дешевый инвестиционный кредит и развиваться. А у нас нет дешевых инвесткредитов. И их доля в общих инвестициях в 5 раз меньше, чем в развитых странах и втрое меньше, чем в Китае и многих развивающихся странах. Банковская система, которая на 2/3 финансирует экономический рост в других странах, у нас отвернулась от этого.
К тому же нет развитой конкурентной среды, которая является важнейшим стимулом экономического роста. Ряд крупных отраслей монополизированы корпорациями под контролем государства или олигархическими структурами. Например, газовая, алюминиевая промышленность и не только.
- Но в 2012 году был создан в том числе и «майский» блок экономических указов: по 5% ежегодного роста ВВП, увеличением реальных доходов населения ежегодно на 4-5%, создание миллионов квалифицированных рабочих мест.
- Да, и прочие высокие показатели. Напомню еще об одном важнейшем пункте, выполнение которого гарантировало бы нам устойчивый экономический рост на перспективу до 2020 года. Это увеличение доли инвестиций в основной капитал с 21% в 2011 году до 25% в 2015 и 27% в 2018 году. Это предполагало переход на форсированный рост инвестиций, которые за 2013-2020 годы должны были вырасти на 40%.
Но все было сделано наоборот. Государственные инвестиции за этот период не выросли, а снизились на 31%. А у крупнейших корпораций, подчиненных государству, во главе с Газпромом, РЖД и др., даже сократились на 35%.
Центральный банк так задрал ключевую ставку, что инвестиционные кредиты стало брать невыгодно и они тоже рухнули. Их объем тоже рухнул. И хотя частные инвестиции за счет средств предприятий и организаций увеличились за этот период на 10%, все же общие инвестиции упали на 11%. И именно это в основном вызвало переход от подъема экономики в 2010-2012 годах к рецессии, которая началась с 2013 года.
Беда не приходит одна. Из-за ухудшения условий для инвестирования начался массовый отток капитала из России.
С 2008 по 2022 годы включительно из России уйдет триллион долларов. А текущий год будет рекордным по оттоку капитала - 246 млрд рублей, таков прогноз Центробанка.
Только за первый квартал 2022 года из России «уплыли» 64 млрд долларов - это столько, сколько уходило обычно за год. Компании иностранные массово сворачивали бизнес из-за санкций, объяснения есть, но цифра очень плохая. Надо сказать, что в 2014 году, когда впервые были введены санкции против России, отток составил 151,5 млрд долларов. Это огромнейшая цифра.
- Нефть и газ останутся основными источниками дохода?
- Весь ТЭК, без угля, приносит в бюджет только 15% дохода. Но это без нефтехимии и нефтепереработки, без смежных отраслей, без инвестиций в ТЭК, без доли транспорта, без оценки финансовых потоков. Реально, доля 25%, если грубо.
Нефть, если заработают все санкции, больше не будет у нас двигателем экономики. С 1999 года произошло восьмикратное увеличение стоимость нефти за баррель. Вот такого больше не будет.
ТЭК и дальше будет играть большую роль в нашей экономике, его доля в ВВП будет оставаться высокой, но все меньше и меньше, потому и надо развивать другие отрасли.
- В своих прогнозах вы уточнили: кризис растянется до 2025-2026 годов, но это если прекратится СВО. А если не прекратится? И насколько для федерального бюджета критичны затраты на эту спецоперацию?
- Я не буду прогнозировать сроки проведения этой спецоперации. Это не моя компетенция.
Пока каждый день СВО обходится бюджету примерно в 1 млрд долларов. Бюджет сильно просел, но не критично, если говорить про этот показатель. Некоторые эксперты считают, что по всем признакам перемирие возможно до конца года. Это не мой прогноз. Если это произойдет, то я полагаю, что часть санкций с России будет снята. Пока давайте смотреть в будущее, исходя из такого сценария.
Обратите внимание - Аганбегян все свои анализы и прогнозы сделал не употребляя слова "война" и лишь в последнем абзаце возникла "спецоперация". Однако война в Украине присутствовала во всем анализе - в виде намеков, понятных каждому хоть чуточку знакомому с экономикой .
Например: в 2014 году, когда впервые были введены санкции против России, отток составил 151,5 млрд долларов, только за первый квартал 2022 года из России «уплыли» 64 млрд долларов
. И поскольку война не прекратилась кажется вполне реалистичным, что отток капитала в 2022-м окажется даже выше ужасных 150 миллиардов 14-го года. И это два этапа путинской войны.
Замечу, сердечноодобрямсной большинством российского населения. Который как-то туго понимает связь между падением уровня жизни, растущим ее дискомфортом в связи с исчезновением ряда товаров и возможностей, уже ставших привычными - и войной, которую Россия затеяла на Востоке Европы.
Но если верить Аганбегяну, 23-й год может чисто конкретно напомнить глубинному народу, что война - очень дорогое удовольствие. Если сопоставить три цифры - резкий отток капитала, резкое сокращение инвестиций - и миллиард в день допрасходов, то становится понятным, какая именно перспектива замаячила перед подмандатным населением.
Это именно то, о чем я писал - в таких условиях представить себе Победу России - достаточно сложно. Война как причина станет очевидной - но ведь война вовсе не диктовалась жизненными интересами страны. Ее мотивы -бредовые, ее цели лживые. Ее затеял один человек - Путин и, как показала известная на весь мир странслированная сцена, - даже высший круг политической элиты России в массе своей такого не желал (часть верхушки силовиков не в счет, да и те очень грубо просчитались).
И уже сегодня как минимум именно верхушка уже все понимает и активно ищет выход, прежде всего в прекращении войны. Потому что всерьез боится за свое будущее. Тут речь уже не о комфорте, а о спасении собственной головы - русский бунт как известно бессмысленный и беспощадный.
Потому мне кажется правдоподобной и версия, что Путин сдал Эрдогану Армению в обмен на обещание серьезных усилий по достижению мира. Видимо Путин понимает что стране необходима передышка, а дальнейшее падение экономики... До сих пор спасали две вещи: рост цен на углеводороды и наличие большого накопленного запаса, как у государства, так и у населения (речь не только о накоплениях, но если вы купили 4 года назад новое авто и год назад новый айфон и новый костюм, то еще годик вы на эти статьи можете не тратиться).
Но с каждым кварталом запасы будут худеть, и все больше людей (и организаций, и предприятий) ощутят свое обнищание вплотную. И до этого момента страну лучше не доводить - скорее всего это и Путин понимает. МИРА! - нет, не мира он желает, он желает перемирия с тем, чтобы опять напасть в ближайший удобный момент.
И кажется лидеры Украины и не только Украины это понимают