Как возбуждают и расследуют уголовные дела о "фейках" про армию

Aug 04, 2022 16:47


Анастасия Голубева



С начала войны в России было заведено 80 уголовных дел о распространении "фейковой" информации о действиях российской армии в Украине. Фигурантами этих дел стали 74 человека. Почти половина из них либо уехала из России, либо находится под арестом. Самые громкие дела о фейках были заведены на оппозиционных политиков и блогеров, но больше половины обвиняемых - обычные непубличные люди.

В начале марта 17-летний школьник из Новосибирска Ефим (имя изменено) перепостил в местный чат в "Телеграме" новость: глава офиса президента Украины Михаил Подоляк якобы заявил, что ядерные объекты в стране оказались "захвачены кадыровцами". "Надеюсь, он врет, - написал в чате Ефим. - Это, возможно, худшая новость 21 века".

Через месяц на школьника завели уголовное дело о "фейках" о российской армии. Причина - как раз сообщение о "кадыровцах", которое он перепостил из другого канала в "Телеграме". Следствие заявляет, что школьник сделал это не просто так, а чтобы реализовать "преступный умысел" по "распространению заведомо ложной информации" о вооруженных силах России (материалы дела есть в распоряжении Би-би-си).
Ефиму грозит до трех лет лишения свободы по статье о "фейках".

В России было возбуждено 80 уголовных дел о "фейках". 80 уголовных дел за пять месяцев - это очень много, особенно для статьи, "связанной с преследованием за слова", говорит адвокат проекта "Сетевые свободы" Станислав Селезнев. Причем это только те дела, о которых стало известно.

"Ключевая задача законодательства о "фейках" - это оставить в общественном дискурсе только официальную позицию о каких-то общественно значимых вопросах. Любая неофициальная информация, которая не одобрена чиновником, под угрозой административного или уголовного преследования должна быть исключена из пространства обсуждения на русском языке", - объясняет адвокат Селезнев.



"Блокировка оппозиционных СМИ не решила проблемы распространения неблагоприятных для властей информации и интерпретаций. Вместо заблокированных медиа появились новые, существенно выросла оппозиционная аудитория в социальных сетях, "Телеграме" и так далее. С этим надо что-то делать, отсутствие побед на фронте создает неблагоприятный фон, который делает власть уязвимой для критики", - указывает на предпосылки появления этого закона политолог Аббас Галямов.

Согласно подсчетам Би-би-си и "Сетевых свобод", больше всего уголовных дел по этой статье было заведено в марте и апреле. Причем их начали заводить спустя полторы недели после того, как новый закон вступил в силу.



Почти половина уголовных дел о "фейках" заведена на журналистов, блогеров или гражданских активистов.

Однако Селезнев полагает, что из этого не нужно делать вывод, что таким образом преследуют людей определенной политической позиции - правоохранители, скорее, заняты зачисткой дискуссионного, а не политического поля. Блогеры и журналисты просто больше пишут и их больше читают. По словам адвоката, решающим может быть количество подписчиков у человека.
Больше читателей - больше вероятность доноса.



Стандарт уголовного дела: всё по шаблону

Следствие доказывает, что человек распространял ложную информацию о российской армии, по одному и тому же шаблону, утверждает Селезнев. Основное доказательство обвинения - это информация министерства обороны России.

Иногда следователи направляют запрос в генеральный штаб Вооруженных сил России, чтобы получить ответ, является ли какая-то информация достоверной или нет.

"Следователь запрашивает: "Вот тут человек утверждает, что российские самолеты бомбят украинские города. Было такое?" Он [генерал минобороны] отвечает: "Нет, ничего подобного не было. Есть только нанесение ударов по базам террористов и нацистов". Вот, собственно, стандарт для большинства известных нам уголовных дел", - рассказывает Селезнев.

В целом уголовные дела по "фейкам" чаще всего возбуждаются из-за информации, которую можно фактически проверить. Для оценочных высказываний есть другая статья - о дискредитации российской армии.

Но и тут есть исключения: на петербургского сторонника партии "Яблоко" Бориса Романова уголовное дело о "фейках" было заведено из-за того, что он назвал российскую армию "фашистами".

"Очевидно, достоверно установить, фашист ли человек или нет, по каким-то единым критериям невозможно", - комментирует Селезнев.

За пять месяцев существования статьи о "фейках" по ней было вынесено четыре приговора - все обвинительные, но с разным наказанием. Самый жесткий приговор получил московский муниципальный депутат Алексей Горинов - семь лет лишения свободы.

За пять месяцев существования статьи о "фейках" по ней было вынесено четыре приговора - все обвинительные, но с разным наказанием. Самый жесткий приговор получил московский муниципальный депутат Алексей Горинов - семь лет лишения свободы.

Жителя Оренбурга приговорили к восьми месяцам исправительных работ, житель Забайкалья получил штраф в миллион рублей, а ялтинец - пять лет условного срока.

При этом, по словам Селезнева, судьи в регионах не торопятся рассматривать подобные уголовные дела..

"Региональные судьи зачастую признаются самим участникам процесса, что, мол, давайте подождем, посмотрим, что там будет в центре. У каждого судьи, который сейчас рассматривает такие дела, это первое дело по такому составу в принципе", - говорит Селезнев.

***

Каждый судебный процесс по распространению "фейков" является "процессом об оценке событий, происходящих на территории Украины", считает Станислав Селезнев.

Каждый раз, когда суд выносит обвинительный приговор, например, о "фейках" про Бучу, он утверждает, что массовых убийств там не было.

"Каждый конкретный судья Петров или Иванова, который сейчас выносит приговор об этом, фактически берет на себя ответственность именем Российской Федерации объявить, что описываемых подсудимым событий не происходило", - подчеркивает адвокат проекта "Сетевые свободы".

Вот ведь что любопытно. Тут, в этом журнале побывало и бытует сегодня достаточно граждан РФ.

ВЫ хоть раз слыхали от них жалобы на зажим свободы слова в РФ? Я вот не могу такого припомнить. Нельзя сказать, что они совершенно равнодушны к вопросам свободы слова - они охотно обсуждают ущемления свободы слова в Украине. Кстати с большим хотя и несколько односторонним знанием вопроса. И непременно припомнят и даже приведут пример и ссылку на дело 11 года или заключение по этому поводу какой-либо правозащитной организации скажем от 15 года.

О том как плохо со свободой слова в Украине. Но я действительно не могу припомнить ни единого факта интереса моих российских комментаторов к свободе слова на Родине и даже драконовские законы о "фейках" и "о дискредитации", "об иноагентах", законов, в результате применения которых исчезли такие СМИ как НГ, ЭХО или ДОЖДЬ.

Интересно - а как они сами себе это объясняют - ребята, у вас со свободой слова все о-кей? Не жмет нигде?

Ну вам виднее

ВВС, свобода слова, законы, РФ

Previous post Next post
Up