Ниже изложена заключительная часть текста Лоуренса Фридмана, заслуженного профессора военных исследований Королевского колледжа Лондона. Мне кажется это весьма важдный и отрезвляющий текст для тех, кто воображает, будто Россия желает переговоров. А в реальности РОссия уверена в своей победе и ожидает капиту3ляции Запада перед Генералом Морозом и генералиссимусом Путиным
https://nv.ua/opinion/putin-udvaivaet-stavki-fridman-o-novom-plane-rossii-i-bitve-ukrainy-za-herson-poslednie-novosti-50260017.html---------------------------------------------------------------
Один из курьезов нынешней ситуации заключается в том, что, хотя можно было бы предположить, что Москва ухватится за шанс получить ощутимые выгоды [на переговорах сейчас], тем более что они могут оказаться под угрозой, если Украина добьется военного прогресса, но Россия не проявила к этому никакого интереса. Поэтому вместо того, чтобы заявлять, что Украина является единственным сопротивляющимся партнером в переговорах и что Россия ждет возможности сесть и поговорить, нам нужно взглянуть на то, что на самом деле предлагали российские лидеры.
Россия удваивает ставки
Демонстрация Украиной того, что она может сделать со своей новой артиллерией, была приведена министром иностранных дел Сергеем Лавровым как причина для того, чтобы Москва расширяла, а не сужала свои цели. Он обвинил западные правительства в том, что они склоняют Украину к тому, чтобы она продолжала воевать, а не вести переговоры, перед тем, как объяснил, что военные «задачи» Москвы в Украине должны были быть расширены за пределы Донбасса на Херсон и Запорожье. «Сейчас география другая, это далеко не только ДНР и ЛНР , это еще и ряд других территорий… Этот процесс идет логично и постоянно».
Предоставив Украине системы дальнего действия, Запад - из «бессильной ярости» или решимости обострить ситуацию - вынудил Россию пойти настолько далеко, насколько это необходимо, чтобы отследить оружие. Россия не может позволить Зеленскому «или тому, кто его заменит» угрожать ее территориям или территориям ДНР и ЛНР.
Выступая в минувшие выходные, Лавров возродил смену режима как четкую цель. По его словам, Москва полна решимости помочь украинцам «освободиться от бремени этого абсолютно неприемлемого режима». Лавров также привёл свое собственное объяснение истории конфликта, которые, по сути, сводились к обвинениям НАТО или Украины в ряде измышлений, - будто бы они наносили одну рану за другой своему собственному народу (включая зверства в Буче) просто для того, чтобы заставить ни в чем не повинных русских плохо выглядеть. «Украинский режим и его западные покровители опустились до инсценировки кровавых инцидентов, чтобы демонизировать нашу страну в глазах международного сообщества».
Чтобы никто не подумал, что Россия становится податливее, за соглашением, разрешающим экспорт украинского зерна, сразу же последовали ракетные удары по Одессе. Затем эти удары подтвердили, что Москва не хотела, чтобы кто-то подумал, что это какой-то позитив, на котором могли бы основывать переговоры дипломаты.
Кроме того, пока российское общественное мнение не готово к компромиссам, необходимым для успешных переговоров, не ослабевает постоянный поток угроз и яда со стороны российских СМИ с диковинными заявлениями о том, что они готовятся напрямую вступить в бой со странами НАТО. Дмитрий Медведев, бывший президент России, который в своё время согревал президентское кресло для Путина, но с тех пор ушел из властной обоймы и теперь является заместителем председателя Совета безопасности, когда-то считался умеренным. Теперь он предупреждает, что Украина «может потерять остатки своего государственного суверенитета и исчезнуть с карты мира».
Что же происходит? Самое простое объяснение: русские не смеют проявлять слабость или неуверенность и должны поддерживать видимость, что все идет хорошо и закончится громкой победой. Трудно сказать, будут ли они продолжать делать вид, что все идёт как надо, до тех пор, пока не наступит момент, когда им придется изменить курс.
Описания настроений в Москве на данный момент: озабоченный Путин, разговаривающий только с силовиками, которые руководят аппаратом безопасности и заняты подавлением инакомыслия, даже самого мягкого толка. Тем временем соперничество среди элиты нарастает. Интересная возможность, выдвинутая Тимоти Снайдером, заключается в том, что такие персонажи, как Лавров и Медведев, сейчас делают заявления об агрессивных намерениях, потому что хотят продемонстрировать свою приверженность жесткой линии как средству защиты своих будущих позиций. Их «роковая пропаганда» демонстрирует лояльность Путину, а также действует как «риторическая подготовка к борьбе за власть после падения Путина».
Снайдер говорит, что он «не уверен, что Медведев, который в течение многих лет считался либеральной альтернативой Путину, верит в антисемитские, антипольские и антизападные ненавистнические высказывания, которые он публикует в Telegram. Он создает профайл, который может пригодиться позже (так же, как когда-то был полезен его профайл технократа)». Несмотря на громкие слова, реальность такова, что «равновесие, которое удерживает Путина у власти - господство над соперниками, пассивная поддержка населения, целостность армии - расшатывается реалиями непредсказуемой и дорогостоящей войны». Путин умел держать всех в тумане. Но теперь он сам кажется потерянным в тумане войны. Снайдер заключает, что «авантюра Путина, как всегда, заключается в том, чтобы Запад ощутил страдания быстрее, чем он сам. Так работает его внешняя политика: наносить потери всем, в том числе и России, в надежде, что другая сторона сдастся первой».
Эта надежда, по-видимому, действительно лежит в основе российской стратегии - держаться за военное решение ситуации, пытаясь довести ее в политическом отношении до переломного момента. Для этого нужно принуждать Запад не меньше, чем бороться с украинцами. Главный инструмент давления Путина - это энергетическая зависимость Европы. До войны Европа импортировала около 40% газа и 30% нефти из России. Во вторник, назвав главной причиной проблемы с техническим обслуживанием, а не политический шантаж, «Газпром» заявил, что потоки газа в Германию по газопроводу «Северный поток-1» будут сокращены до одной пятой пропускной способности трубопровода. Результатом этого усиливающегося давления является то, что европейские цены на газ сейчас примерно на 450% выше, чем год назад. Кроме того, украинская государственная компания-оператор трубопроводов сообщила, что «Газпром» резко повысил давление в трубопроводе, проходящем через территорию Украины, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, включая разрыв трубопровода.
Смысл этого раскрыл Медведев. Он обвинил лидеров ЕС, которые ввели санкции против России, в «полной потере связи с реальностью». Он сказал, что они «вынуждают несчастных украинцев жертвовать своими жизнями, чтобы присоединиться к Европейскому Союзу», и в то же время заставляют «простых европейцев страшно мёрзнуть в их домах этой зимой». (Российские пропагандисты так и не могут окончательно решить, является ли Украина марионеткой Запада или Западом манипулирует Киев).
Он добавил, что ЕС и США «потеряли свои многомиллиардные инвестиции в российскую экономику». Несмотря на санкции, он заявил, что «Россия добьется всех своих целей. Будет мир - на наших условиях». В еще более угрожающем тоне, но снова отправляя противоречивые месседжи, он хвастался грядущими победами России и предостерегал при этом НАТО от поддержки будущих наступательных операций Украины, особенно любых попыток вернуть себе Крым. Это приведет к тому, что «одномоментно наступит «Судный день, очень быстрый и тяжелый».
Если Украина вернет себе Херсон, у нее будет больше возможностей для того, чтобы отрезать Крым. Если ей удастся добиться успеха в этой операции, это подорвет российский нарратив о победе - так, что это станет очевидным для внутренней аудитории.
Поэтому Россия делает ставку на экономический кризис, который приведет к политическим потрясениям в Европе и на Севере, что ослабит поддержку Украины. Это своего рода испытание на выносливость, поскольку российская экономика также демонстрирует признаки стресса. Финансы могут быть в хорошем состоянии из-за продажи энергии, но покупать особо нечего, а промышленное производство неуклонно останавливается. Европа тоже, безусловно, страдает, но на данный момент это не привело к колебаниям в ее поддержке Украины. Подав собственный сигнал о том, что он готов пережить этот кризис, ЕС согласился на добровольное сокращение потребления природного газа на 15% этой зимой. Как сформулировал это чешский министр: «Сегодняшнее решение ясно показало, что государства-члены будут противостоять любой попытке России разделить ЕС, используя энергоносители в качестве оружия».
И именно поэтому важна битва за Херсон. Украина стремится вернуть свою территорию и оправдать уверенность своего народа в том, что эту войну можно выиграть. При этом она стремится поощрить своих западных партнеров к сохранению веры в себя.
Так всегда бывает, что следующие несколько недель представляют собой критический момент в ходе конфликта, потому что каждый этап определяет условия для следующего. Но сейчас это как никогда верно. После периода, когда казалось, что борьба зашла в тупик и грозит превратиться в долгую изматывающую борьбу, она может вот-вот вступить в динамичный период. Если этого не произойдет и будет мало движения, суровая зимняя погода совпадёт с трудным выбором будущего ведения войны.
--------------------------------------
Тут два ключевых меседжа.
Во-первых, подтверждение главной стратегии Путина - он делает плохо всеми, включая Россию, в абсолютной уверенности что бесхарактерный Запад хотя и пострадает меньше, все равно сдастся первым.
А вот подчеркивание необходимости успешности херсонской операции до осени, как раз указывает на то, что возможно Путин не так уж и неправ и что Западу для подкрепления его стойкости просто необходима некая успешная операция Украины.
И я не исключаю, что за кулисами такого рода давление с намеками на Зеленского уже имеет место
В этом смысле данная публикация может оказаться важной, ибо вскрывает некие необходимости в поведении нашего руководства