Руководитель одного из наиболее популярных аналитических центров США, президент и главный исполнительный директор Atlantic Council Фредерик Кемп анализирует новую ситуацию, которая складывается на фронтах украино-российской войны и предлагает необходимые по его мнению решения.
Украина должна победить. Владимир Путин должен проиграть. Это действительно просто
Итак, давайте сначала договоримся, что вы согласны с этой конечной целью так же, как и все, от президента США Джо Байдена и спикера палаты представителей Нэнси Пелоси до канцлера Германии Олафа Шольца и президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен.
Принять что-то меньшее было бы аморально, создавая таким образом исторический прецедент с катастрофическими издержками и разрушая то, что еще осталось от нашего международного порядка правил и институтов.
Байден четко изложил этот аргумент в своей колонке для The New York Times.
«Поддерживать Украину в тяжелые времена - это не просто правильно, - написал Байден. - В наших жизненно важных национальных интересах обеспечить мирную и стабильную Европу и дать понять, что сила не означает правоты. Если Россия не заплатит высокую цену за свои действия, она пошлет сигнал другим потенциальным агрессорам, что они тоже могут захватить территорию и подчинить себе страны… И это может означать конец основанного на правилах международного порядка и открыть дверь к агрессии в другом месте с катастрофическими последствиями по всему миру».
Зачем писать все это сейчас, когда путинская война в Украине идет уже сотый день? Проще говоря, это потому, что Путин демонстрирует ошеломляющие успехи после изменения тактики в ответ на неожиданные победы и стойкость Украины, а также после понесенных российской армией тяжелых потерь и кровавых действиях путинских войск на ранних этапах войны.
Новый жесткий подход Путина заключается в том, чтобы стереть в порошок украинские населенные пункты на востоке и юге Украины с помощью огнестрельного оружия, тем самым лишив их жителей, убив последних или заставив их бежать, подвергая при этом меньшему риску свои собственные войска, повторяя жестокую тактику, которую применялась в Сирии. Как только эти города и поселки будут лишены людей, путинские войска смогут «освободить» развалины, захватить территорию и позволить России подписать наиболее выгодное мирное соглашение или продолжить наступление.
В то же время Путин наносит Украине экономический удар, блокируя ее экспорт зерна и либо уничтожая, либо разворовывая имеющиеся у нее запасы. Хотя Путин по-прежнему задыхается от жестких санкций против него, он готов подвергнуть риску голодной смерти другие страны, делая ставку на то, что сможет пережить поддержку Киева Западом благодаря предстоящим циклам выборов и другим отвлекающим факторам.
Однако есть способ противостоять новой тактике Путина. Это потребует от недавно объединившегося Запада и его азиатских партнеров стать еще более решительными, творческими и активными за счет комбинированного военного, экономического и пиар-наступления, которое снова поставит Путина в невыгодное положение.
Цель должна состоять не в том, чтобы заставить Украину заключить обреченное на провал мирное соглашение, а в том, чтобы дать Украине возможность вернуть себе территорию посредством контрнаступления. Самое главное для потенциально уставших сторонников Украины, и даже для тех стран, которые все еще не определились, не упускать из виду варварство зверств Путина и, следовательно, моральную необходимость противостояния им.
«Чрезвычайно важно, чтобы мы не забывали о жестокости, - сказал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в интервью Тому МакТагу из Atlantic в самых эмоциональных выражениях. - Конечно, это эмоционально. Речь идет об убитых людях, а также о зверствах - речь идет о детях, изнасилованных женщинах, убитых детях».
Помня об этом, для Соединенных Штатов или любого поставщика оружия совершенно неправильно ограничивать украинский огонь поражением только российских целей на территории Украины. В своей в остальном отличной статье Байден написал: «Мы не поощряем и не позволяем Украине наносить удары за ее пределами. Мы не хотим продлевать войну только для того, чтобы причинить боль России».
Подумайте об этом на мгновение. Если кто-то убивает членов вашей семьи, стреляя через забор со двора вашего соседа, что хорошего в оружии, которое может стрелять только до вашей стороны забора? Если вы не уберете стрелка, убийства продолжатся. Именно такая слабость придает Путину уверенность в возможности достижения победы, истощив соперника.
В то же время, коллективному Западу, работающему в тесном сотрудничестве с Турцией, необходимо открыть порты Украины на Черном море, особенно в Одессе, чтобы справиться с глобальным продовольственным кризисом, созданным Путиным, и дать Украине возможность отправить 28 млн тонн зерна, которые у нее в хранилище.
В качестве обоснования можно привести Конвенцию Монтрё 1936 года, регулирующую движение через Черное море и гарантирующую «полную свободу» прохода гражданских судов. Как заявил исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли, «неспособность открыть эти порты в Одесской области будет объявлением войны глобальной продовольственной безопасности».
Историки указывают на Зимнюю войну между Советским Союзом и Финляндией в 1939-1940 годах, чтобы продемонстрировать, что небольшая, но более решительная страна с меньшей военной мощью может устоять против Москвы и сохранить свой суверенитет. Что правда, так это то, что Москва тогда, несмотря на подавляющую мощь танков и авиации, понесла серьезные потери и мало чего добилась после своего вторжения в ноябре 1939 года, через три месяца после начала Второй мировой войны.
Негативная сторона происходящего сегодня в том, что Путин сейчас так же решителен, как тогда советский диктатор Иосиф Сталин, и так же, как Сталин, совершенно равнодушен к жертвам и человеческим страданиям.
Но есть и позитив - Украина получает значительно большую поддержку извне, чем Финляндия в то время.
Однако без еще большей решимости Запада Путин все еще может победить, а Украина все еще может проиграть.
Украина и Запад должны показать Путину, что впереди у него тупик, а не «съезд с магистрали».
В общем, суть новой позиции США состоит в формуле Маяковского:
Нет, за оружие браться нужно,
Только более решительно и энергично
Т.е. нужно прекратить попытки "сохранить лицо" человеку, виновному в чудовищных преступлениях против человечности и военных преступлениях. Подобная позиция аморальна и разрушает всю систему "нашего международного порядка правил и институтов." А собственно в разрушении этой системы и состоит стратегическая цель Путина и российской пропутинской элиты. Т.е. подобный финал будет означать окончательное поражение Запада в этой войне, притом в самом ее начале.
Тогда как Путин должен осознать что у Запада куда больше сил и ресурсов, чем у него. Путин и так об этом прекрасно осведомлен, но его ставка на отсутствие у Запада воли к победе и разъединенность демократий.
Значит демонстрация Запада решимости и отсутствия страха перед бандитом и рэкетиром как раз и есть верный путь к победе. Значит следует идти по пути, который указал Байден в своей статье для New York Times, с одним важным усилением. Пункт о неприменении огня против огня, который Россия ведет со своей территории должен быть исключен. А порты Украины на Черном море следует разблокировать силой - Путин не может шантажировать мир угрозой голода.
По существу к этим двум пунктам сводятся предложения Кемпа. Потому главное тут в его материале не конкретика, а общий дух рекомендаций. Раз вы оказались перед угрозами террориста вы должны помнить: главное оружие террориста ваш страх. И ни при каких обстоятельствах нельзя давать почувствовать террористу, что его боятся.
Напротив, он должен ощущать, что ему не дадут уклониться от неизбежной дороги, ведущей к скамье подсудимых, и потому чем раньше он прекратит свои преступления, тем легче отделается он сам и его окружение.
Что ж, такую формулу обращения с Россией можно только приветствовать. Исторический опыт свидетельствует, что именно она по отношению к зарвавшемуся террористу наиболее эффективна.