Кристина Квин уже более двух лет возглавляет посольство США в Украине, а работает в Киеве с мая 2019-го.
Недавно она, а также небольшое количество дипломатов, вернулись к работе в Киеве. Этот разговор дипломатки с узким кругом украинских журналистов, включая редактора "Европейской правды", стал первым после ее возвращения. Мы публикуем самое важное из сказанного представительницей США. (
https://www.eurointegration.com.ua/rus/articles/2022/05/16/7139463/)
О том, как должна закончиться война
Украина должна одержать победу, но определять рамки этой победы должны не США, а Украина. Украинское правительство и украинцы должны определить, какой итог войны для них приемлем, а какой нет. А мы поддержим то решение о победе, которое вы выберете.
Мы поддержим более безопасную Европу - а это значит такую, где Россия меньше угрожает своим соседям и в целом Европе. Украина при этом тоже должна почувствовать себя более безопасно.
Мы также избегаем говорить о том, нужны ли вам переговоры и какой-то договор с РФ на пути к победе или нет. Это должно быть ваше решение.
Украина уже отбросила россиян от Киева, от Харькова. Так что не лишено логики предположение, что вы отбросите россиян и из других оккупированных регионов. При этом мы, оказывая Украине оборонную помощь, не обсуждали каким-либо образом использование предоставленного оружия в Крыму и на Донбассе, не ставили условий по этому поводу.
Мы хотим, чтобы вы отбросили армию РФ и на других направлениях.
Мы хотим, чтобы Украина победила в этой войне!
Поставки оружия Украине: изменения и ограничения
То, что поставки оружия из США изменились, связано с изменениями на поле боя.
Вот смотрите: чтобы танки не пересекали границу, вам требовалось противотанковое оружие, поэтому перед вторжением мы поставляли вам "Джавелины" в большом количестве. Далее происходило много изменений в военной ситуации, изменялись потребности, и мы находили возможность их удовлетворять.
Когда Украина обращается к нам с запросом об оружии, мы должны оценить, что есть в наших запасах, что доступно для поставки. Имеет значение и то, что для использования некоторого оборудования украинским военным требуется обучение, и на это тоже нужно время. Но когда мы можем удовлетворить просьбу Украины - мы это делаем.
Что касается ограничений, в том числе по самолетам: я напомню, что у США нет советских самолетов, которые знакомы вашим пилотам. Действительно, были обсуждения в рамках НАТО о поставках таких самолетов из других стран, но по ряду причин этот механизм не заработал.
Но если государства-союзники, имеющие определенное оружие (в частности, самолеты), хотят поставлять его Украине на двусторонней основе - они могут это делать! США не останавливают союзников в этом, никаких ограничений нет, они могут это сделать, просто переправив самолеты через границу.
Обвинения именно США в непоставках самолетов не имеют оснований, даже если есть те, кому проще прятаться за нашей спиной. Но я не считаю возможным давать более подробные комментарии, потому что "показывать пальцем" на того или иного союзника не помогает сохранению единства в НАТО.
Об Украине и НАТО в контексте быстрого вступления Финляндии и Швеции
США - только один из 30 членов Альянса, поэтому могу говорить только об американской позиции. Мы продолжаем поддерживать политику открытых дверей для всех "государств-аспирантов", включая Украину, если она будет стремиться присоединиться к Альянсу.
Что касается возможности вступления Финляндии без ПДЧ, то План действий по членству никогда не был юридическим требованием для присоединения к НАТО, а значит, Украина также может вступить в Альянс без ПДЧ. ПДЧ - это механизм, позволяющий государству достичь требований. И если какое-то государство уже отвечает всем требованиям - ПДЧ становится ненужным.
О ленд-лизе
Вопреки его названию (слово lend означает "одалживать", то есть передавать временно. - ЕП), мы не говорим о том, что Украина должна вернуть все, что получит по этому механизму. Идея ленд-лиза в другом.
Когда США продают или передают оружие другому государству, правительство должно проходить экспортную процедуру, получать согласования и соответствовать определенным ограничениям. И именно для того, чтобы не сталкиваться с этими ограничениями, предлагается передавать оружие по ленд-лизу.
Скажу откровенно, это просто процедура ускорения снабжения оружием. Поэтому, конечно же, ленд-лиз не приведет к появлению у Украины какого-то огромного долга после войны.
Тут есть несколько важных моментов.
Официальный Вашингтон не ставит ограничений Украине в плане, что именно она должна считать своей победой. А цели и задачи Украины тоже менялись в процессе войны. И после того, как удалось освободить северную Украину от оркупантов и после обнаружения чудовищных злодейств российской армии и равно ее же чудовищной дикости, доминирующей установкой стала установка на освобождение от оккупации всех незаконно оккупированных территорий, включая и Крым. Плюс мирный договор должен включить серьезные гарантии безопасности Украины с учетом того факта, что Россия не признает де факто никаких подписанных ею договоров, даже и тех, что были ратифицированы Думой.
Вашингтону это без сомнения известно. Объявляя, что он признает любую формулировку победы, какую примет сама Украина, Вашингтон тем самым неявно одобряет подобную постановку вопроса - но в то же время никаких явных обязательств на себя не берет.
Примерно так же выглядит и поддержка вступления Украины в НАТО, минуя ПДЧ. Тут нет возражений - но и поддержка не высказана. Все будет зависеть от того, чего удастся достичь Украине на поле боя. Будет победа - и будет поддержка. А не будет... тогда это ваши проблемы.
НО то что столь важный союзник хотя бы не будет возражать в случае успеха - УЖЕ ОГРОМНЫЙ ПРОГРЕСС. Еще месяц назад такое и представить себе было сложно.
Так что может мы движемся не так быстро, как хотелось бы, НО!
НО давайте порадуемся тому, что движемся быстрее чем ожидалось по любым прогнозам