Нормандия с электрошокером: каких изменений ждать в отношениях Украины и Франции

Feb 13, 2022 10:11


Сергей Сидоренко, редактор "Европейской правды"

Такого не было очень, очень давно - Украина, обычно остающаяся без внимания во Франции, уже более недели "делает заголовки" и привлекает внимание широкой аудитории, а не только профильных экспертов. Конечно, мы добились этого не сами по себе - это произошло из-за нового, беспрецедентного обострения российского кризиса безопасности (который многие на Западе по привычке продолжают называть некорректным термином "украинский кризис").

А самое главное - то, что личное вмешательство президента Франции Эммануэля Макрона сделало украинскую проблематику частью внутриполитической, предвыборной дискуссии . О действиях президента и его попытках разрешить конфликт с Россией пишут ключевые французские газеты, об этом говорят на ток-шоу, на предвыборных дебатах и ​​т.д. - словом, есть внимание на недосягаемом уровне.

Всюду в новостях говорят об угрозе прямого нападения России на Украину (а не гибридной агрессии, как было на Донбассе), и это само по себе убирает остатки давней имиджевой проблемы нашего государства: до недавнего времени многие рядовые французы воспринимали Украину как некую составляющую России. Это звучит странно после 2014 года, но это действительно так.

Однако искоренить этот стереотип недостаточно - возникает вопрос, чем его заместить. Ответы на эти и другие вопросы искали на форуме "Украина - Франция", состоявшемся 10 февраля в Париже (организаторы - украинский независимый think-tank Центр "Новая Европа" и IFRI, Французский институт международных отношений) . И надо признать, что сигналы, которые ЕвроПравда услышала на этом событии и за его пределами, дают повод для осторожного оптимизма.
И один из тезисов следует выделить. Распространенное мнение о "святости" Минских договоренностей для Франции уже стало ошибочным. О необходимости отказаться от них в Париже уже говорят вслух.

Поездка президента Макрона в Россию и Украину продолжает оставаться одной из ключевых международных тем во Франции. То, в какой тональности об этом пишет подавляющее большинство СМИ, также не может не радовать, если учитывать, что до недавнего времени публикации большинства изданий пытались учитывать российский интерес. Сейчас, после публичного унижения Макрона Путиным, после того, как во Франции услышали "ихтамнет" по отношению к российским военным в Африке все изменилось.

Макрона упрекают уже не в том, что он недостаточно активно договаривается о нормализации бизнеса с россиянами, а в том, что он идет на уступки агрессору. Президента критикуют за высказанное им в узком кругу предположение о "финляндизации Украины". Поэтому он вынужден оправдываться и уверять в поддержке политики открытых дверей НАТО.
А главное - другие политики тоже видят, что поддержка России стала слишком токсичным действием .

Форум "Украина -Франция" в Париже открывал министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, которого сразу спросили, не был ли президент Франции слишком лоялен к России (услышать такое в Париже еще три-четыре года назад было в принципе невозможно!). Вопрос почти дословно звучал так: "Правда ли, что президент Франции на переговорах в Киеве выкручивал вам руки, чтобы Украина согласилась на нейтральный статус?".
Но в целом поездку Макрона в Украину расценивали как хорошую, когда речь шла о двусторонней повестке дня.

Минск, разрушенный Россией

Кулеба, обращаясь к французским участникам дискуссии, взялся разрушить еще один стереотип, который очень популярен во Франции и отражает стратегическое отношение к Украине. В Париже (и некоторых других столицах Западной Европы) уже не первое десятилетие убеждают украинских коллег, что у них стратегическое расположение между Западом и Востоком, и что Киев должен использовать это как преимущество.

Глава МИД считает, что эти разговоры должны прекратиться. "Я категорически отвергаю предложение о том, что Украина должна стать мостиком между Востоком и Западом и т.д. Мы не буфер. Мы неотъемлемая часть Запада", - заявил он, открывая форум "Украина - Франция".

Это заявление очень совпадало с тональностью обсуждения так называемых минских договоренностей, а также нормандского формата. Кулеба, выступавший прямо перед началом нормандских переговоров на уровне советников, предупредил, что Украина имеет четкую "красную линию" по поводу недопустимости переговоров с боевиками ОРДЛО и не уступит ее.

Министр также подробно объяснил, почему не считает эту позицию Украины уходом от "Минска" .
Вот только оказалось, что, по крайней мере, части французских участников этот "реверанс" был не нужен. Напротив, именно от них на форуме звучали заявления, что отказ от "Минска" - это реальный вариант. Ведь в возможность того, что "Минск" приведет к разрешению конфликта на Донбассе, не верит уже никто.

"Можно ли заставлять украинское общество выполнять Минские соглашения? Ведь это выльется в раскол в украинском обществе", - задала вопрос коллегам в зале Юли Шукан, исследовательница из парижского Института политических и социальных наук (ISP/CNRS).

"Как можно требовать от Украины выполнять Минские соглашения - не означает ли это, что мы заставляем Украину отказаться от европейских и евроатлантических устремлений?" - добавила она впоследствии, снова подняв тему, которая стала очевидной после визитов Макрона в Москву и Киев - о недопустимости "побуждения Киева к нейтралитету".

А французская парламентарша, глава межпарламентской группы дружбы Украины и Франции Валерия Фор-Мунтян пошла еще дальше и предложила рассмотреть отказ от Минска - ведь диалог на базе этих договоренностей, по его убеждению, зашел в тупик. "Можно менять подходы в Нормандском формате, но если базой переговоров являются Минские соглашения, то добиться успеха будет сложно", - пояснила она.

На этом фоне украинские участники казались наиболее консервативными. Хотя чувствовалось, что нынешнее состояние их тоже раздражает. И давно. И не только их.

Спецпредставитель МИД Украины по вопросам санкционной политики, который уже несколько лет не участвует в нормандских переговорах, но был вовлечен в первые годы "Нормандии", пересказал свой давний разговор с немецкими и французскими коллегами, во время которого они сошлись на таком описании Минска.
"Россия сделала все, чтобы Минские договоренности умерли, отсоединила пациента от систем жизнеобеспечения, а мы пытаемся его спасти, делаем искусственное дыхание".

Казалось бы, если бы сейчас в зале состоялось голосование об уходе от Минска - в поддержку этого формата не нашлось бы ни одного голоса. По крайней мере, публично в его защиту не стал никто.

Запад открывает Россию

В целом, форум "Украина - Франция", организованный IFRI и центром "Новая Европа", производил очень небанальное впечатление. Если кто-то ожидал увидеть здесь "русофилов", которыми у нас часто считают французских представителей - то был разочарован. Его необычность признавали даже французские представители. Среди них и те, кого считают экспертами по России.

"Дискуссия была не такая как всегда бывает по Украине - в ней речь не шла только о плохом или о кризисе. Кажется, нам удалось показать Украину привлекательной", - подытожила форум представительница IFRI Татиана Кастуева-Жан, руководитель Центра России в рамках этого института .

Дело в том, что кроме политических дискуссий здесь говорили о бизнес-сотрудничестве, энергетике и т.д. Последняя, ​​кстати, свелась, прежде всего, к объяснению того, какой ущерб Россия наносит не только Украине, но и Франции.

Глава "Нафтогаза" Юрий Витренко, например, доказывал и объяснял участникам, что именно из-за политических игр Кремля французские потребители сейчас покупают газ по заоблачным ценам. А французский аналитик из Kayrros Антуан Халф доказывал, что именно Россия в значительной степени отвечает за климатические изменения, потому что бесконтрольно генерирует выбросы метана в атмосферу.

Формально темой является форум "Франция-Украина" в Париже, который закончился пару дней назад. А реально это развернутый комментарий к " тезисам Чернева", о чем я уже упоминал.

Т.е. к каким последствиям для западного общественного мнения привела масштабнейшая операция Вашингтона по дискредитации России. Мнения во Франции развернулись буквально на 180⁰. Конечно, пока это мнения в экспертном сообществе, мнения обывателя меняется ощутимо медленнее - однако же громада двинулась и рассекает волны.

И чтобы это осознатья позволю себе просто повторить важнейшие сообщения автора

Говорили и о безопасности, причем нашлось место для комплиментов в адрес Франции. "Мы благодарны президенту Олланду, который заблокировал поставки "Мистралей". Если бы это произошло, эти "Мистрали" были бы в Черном море", - отметил Михаил Гончар, президент центра глобалистики "Стратегия ХХІ".

Конечно, один форум не способен изменить позицию французского экспертного сообщества относительно роли РФ и ее влияния на безопасность не только Украины, но и мира. Но это событие очень наглядно продемонстрировало, что французское мнение по этому поводу уже меняется .

Ультиматум Путина в сторону Запада в конечном итоге сыграл против него и запустил переоценку отношения к России, и Киеву следует использовать это.

Что, собственно, и попытался сделать на дискуссии в Париже глава МИД Украины. Дмитрий Кулеба объяснил французской стороне (а на его выступлении были и депутаты, и представители МИД, Минобороны Франции и т.д.), что в этих условиях у санкционного механизма нет альтернативы: "Европе придется еще некоторое время держать в руках электрошокер санкций. Живя в квартале, где гуляет серийный маньяк, согласитесь, лучше иметь электрошокер не в магазине, а в сумке."

Достанет ли у Киева смелости и политической силы, чтобы использовать эту возможность для пересмотра Минска и Нормандии? Вот на этот вопрос форум ответа не дал. Хотя и продемонстрировал, что эта цель ныне более достижима, чем когда-либо.

Конечно, центральной задачей автора, прописанной в его корреспондентской командировке, было освещение работы форума "Украина - Франция". Но нас интересуют его замечания по поводу смены настроений относительно Украины, России и их конфликта, которые он наблюдал во Франции. И мне кажется, что в этом плане его наблюдения представляют собой расширенный комментарий к тезисам Чернева о чем я уже упоминал.

Потому позволю себе напомнить основные на мой взгляд наблюдения Сергея Сидоренко:

Макрона упрекают уже не в том, что он недостаточно активно договаривается о нормализации бизнеса с россиянами, а в том, что он идет на уступки агрессору.

Поддержка России стала слишком токсичным действием.

Дискуссия была не такая как всегда бывает по Украине - в ней речь не шла только о плохом или о кризисе

Министра Кулебу сразу спросили, не был ли президент Франции слишком лоялен к России (услышать такое в Париже еще три-четыре года назад было в принципе невозможно!)

Можно ли заставлять украинское общество выполнять Минские соглашения? Ведь это выльется в раскол в украинском обществе!

Глава межпарламентской группы дружбы Украины и Франции Валерия Фор-Мунтян предложила рассмотреть отказ от Минска - ведь диалог на базе этих договоренностей, по ее убеждению, зашел в тупик.

Россия сделала все, чтобы Минские договоренности умерли, отсоединила пациента от систем жизнеобеспечения, а мы пытаемся его спасти, делаем искусственное дыхание.

Т.е. вот к каким последствиям для западного общественного мнения привела масштабнейшая операция Вашингтона по дискредитации России. Мнения во Франции развернулись буквально на 180⁰. Конечно, пока это мнения в экспертном сообществе, мнения обывателя меняется ощутимо медленнее - однако же громада двинулась и рассекает волны.

И приведенные цитаты показывают, что Франция твердо привыкла смотреть на Украину через Российские очки, а Россию рассматривать как единственного европейца среди стран former USSR, кроме Балтии. И вот именно этот стереотип начал разрушаться во Франции.

Похожие процессы идут не только во Франции, они запущены везде. И пока перелом не произойдет, невозможно ожидать перемен в реальных политических действиях. Всякая перемена начинается с перемены в представлениях, всякое действие начинается с намерения в голове. И Украине сегодня главное - не упустить свой шанс, вопреки сложившейся у нас традиции никогда не упускать шанса упустить свой шанс.

И, между прочим у этого процесса есть свое отражение и в сознании самих россиян - тоже пока на уровне экспертного сообщества.

Но об этом опять таки в следующей воскресной сказке

мнения, Сидоренко, Украина, Франция, Россия

Previous post Next post
Up