Тимоти Эш Сейчас много внимания уделяется переговорам в Нормандском формате. Но хотя обе стороны говорят о необходимости имплементации Минска-2, на самом же деле по-разному воспринимают эту имплементацию, и не хотят выполнять эти договоренности в соответствии с желаниями противоположной стороны. Чтобы Минск-2 заработал, кто-то должен уступить. Я просто не понимаю, как это возможно, ведь Москва четко дала понять, что ожидает выполнения пунктов Минских соглашений в той последовательности, в которой они были заключены и отписаны.
Имею непреходящую тревогу, что обе стороны только совершают дипломатические реверансы, но по-настоящему ничего делать не собираются. Запад и Украина предпочитают законсервировать ситуацию, выиграть время для того, чтобы:
а) Украина лучше вооружилась и защищала себя;
б) Запад пережил эту зиму и затем попытался диверсифицировать поступление энергоносителей и уменьшить зависимость от российского газа, пока Путин снова не постучится в дверь.
А думаю, что таки постучится, потому что он так просто не отстанет. Потому что уступки Путину сейчас ослабят и Запад, и Украину. Путин только требует, но не уступает никогда.
И если на этот раз применение силы или силы угрозы обеспечит ему уступки, он вернется снова, используя такую же тактику поэтапных мер, чтобы получить еще больше.
Еще никогда российская сторона в переговорах не была столь серьезно настроена. Они начертили красные линии для Запада, зная, что Запад с ними никогда не согласится.
Вопрос вот какой. Если Запад хочет выиграть время, готов ли Путин это время терять? Блефует ли он, может ли он рисковать, что его блеф разоблачат, стремится ли еще больше поднять ставки? Может ли он сейчас спасовать и рисковать на следующем этапе переговоров оказаться в более слабой позиции?
Я возвращаюсь к мнению о том, чего Путин всем этим добился? Согласились хоть на одну из его начертанных красных линий - нет. Он использует угрозу силой, а мы видим, как Запад объединяется в оппозиции к нему, согласовывая жесткий ответ на санкции и оказывая больше помощи Украине. А наибольшим результатом из всего этого, несомненно, будет ускоренная энергетическая диверсификация от российских энергоносителей/товаров.
Он продемонстрировал, что может мобилизовать тысячные войска в короткие сроки и использовать угрозу, но это не разделяет Запад, а объединяет его. Раз такое дело, посмотрите на недавние опросы общественного мнения, которые показывают, что население на Западе поддерживает западную помощь Украине. Военная сила у Путина велика, но готов ли он ее использовать, настоящая ли это угроза, и что даст ее применение?
Мы возвращаемся к мнению, что статус-кво и попытка выиграть время - не в пользу Путина, и он пытался поломать это размещением военных на границах Украины. Но помогло ли это, изменился ли статус-кво в его пользу? Я бы сказал, что нет.
Что же он сейчас будет делать: отступит и окажется в более слабой позиции или удвоит усилия?
Вопрос конечно интересный, его все себе сегодня задают. Но ясно пока что только одно - любую уступку Путин воспринимает только как слабость. И Путина провоцирует всегда слабость, а отпугивает демонстрация силы - в этом смысле Путин - классический многократно описанный хулиган.
И поскольку Запад это уже осознал (наконец!), угрозы Путина только вызывают сплочение Запада. И Запад готов воевать с Путиным до последнего украинского и грузинского и молдавского солдата - такими жертвами Запад не испугать!
А вот это начинает понимать и Путин: убийством украинцев Запад не напугать, он переносит их гибель вполне спокойно. А воевать с НАТО Путин все же не хочет.
И он отлично понимает: Запад будет уменьшать свою зависимость от России во всех смыслах. Аармию Украины будут укреплять с максимальной скоростью. И по прежнему убить много украинцев конечно Россия может - не привыкать стать, но непонятно, какую можноотсюда извлечь иользу для России. тогда как потери безусловны и очевидны.
И лезть в объятия к товарищу Си ни ВВП ни коллективный Путин совсем-совсем не хотят. он хотят жить в других условиях
И вот так он сам себя поставил в позицию цугцванга - именно потому тянется тягомотина с "политическим Минском" - Путин ищет выход. В его стиле это означает проведение многочисленных совещаний и выслушивание множества мнений, причем каждому он выражает свою поддержку. Но решение в конечном итоге придется принимать ему.