Эммануэль Макрон в Киеве 8 февраля 2022 года
НВ
опросил украинских экспертов и политиков о неформальной стороне визита французского президента Эммануэля Макрона. Оказалось, что каждый из опрошенных озабочен тем, что западные лидеры настаивают на выполнении Минских договоренностей на российских условиях. А эти условия так или иначе угрожают украинской государственности. В обращении к прессе Макрон заявил, что Франция и Германия продолжат «играть роль посредника, чтобы урегулировать конфликт».
«Перед нами стоит очень трудная задача. Во-первых, нам нужно продолжить методично и решительно идти по пути выполнения Минских соглашений. Во-вторых, широкий диалог по всем вопросам в инновационном ключе: по вопросам безопасности, который бы устраивал всех на континенте. В-третьих, Франция поддерживает Украину и наши экономические связи», - сказал Макрон на совместном брифинге с Зеленским.
Между тем, французский президент пообещал выделить Украине 1,2 млрд евро макрофинансовой помощи, но при этом завуалированно напомнил, что Украина на встрече политических советников Нормандского формата 26 января подтвердила неизвестные общественности «намерения продвигаться по этим соглашениям». «Я сегодня услышал от вас, что вы готовы совершать эти соглашения», - подчеркнул Макрон. Стоит напомнить, что перед встречей политсоветников DW со ссылкой на крупнейшее информационного агентство Германии DPA сообщило, что на той встрече хотят определить дату переговоров Украины с сепаратистами об особом статусе Донбасса.
Советник главы ОП Михаил Подоляк это опроверг. Позднее опровержение повторил глава МИД Дмитрий Кулеба: «Мы туда поедем с неизменной позицией: безопасность, потом - политическая часть. И никаких прямых переговоров с ОРДЛО».
Соломия Бобровская считает, что украинская власть не может быть достаточно откровенной на переговорах с западом, поскольку боится подорвать их всеобщую поддержку
Пассажи Макрона, считает Игорь Тышкевич, международный эксперт Института Будущего, это не завуалированные намеки, а вполне директивные требования к украинской власти: если не выполнять Минские соглашения в полном объеме по версии Кремля, то хотя бы сделать уступки, которые устроят Путина.
«На этом этапе россиянам критически важно усадить Украину и ОРДЛО за любой стол переговоров, чтобы появился документ с подписями украинского чиновника вместе с представителями боевиков», - уверен Тышкевич. Это сразу позволит россиянам выйти за рамки конфликта в статусе стороннего наблюдателя.
Секретарь комитета внешней политики ВР Соломия Бобровская предполагает, что визит Макрона в украинскую столицу, в первую очередь, стал передачей российских месседжей Зеленскому о неукоснительном выполнении Украиной Минских соглашений в преддверии встречи в Нормандском формате.
В кремлевские требования входит: проведение выборов на неподконтрольных правительству территориях ОРДЛО по формуле Штайнмайера без вывода российских войск, особое территориальное устройство для Донбасса с собственными отрядами милиции, статус русского языка и амнистия боевиков. «Он приехал, уважил и передал сообщения Зеленскому», - говорит секретарь комитета.
Секретарь комитета в общении с НВ приходит к парадоксальному, казалось бы, выводу: западные союзники могут своим давлением, ведущим к выполнению Минска-2 дестабилизировать Украину не с меньшим ущербом, чем Путин и Лавров.
Бобровская предполагает, что визит Макрона имел также французское измерение. «У него на носу избирательная кампания. Конечно, он хочет показать себя миротворцем с такой довольно близкой страной к Франции как Россия. Россияне долго и плотно занимались их политической и бизнес-элитой для проникновения внутрь их отношений», - говорит Бобровская.
С оценкой депутата не совсем согласна Татьяна Огаркова, эксперт Украинского кризисного медиа центра (УКМЦ). По ее словам, внешняя повестка слабо влияет на французского избирателя, а позиция Макрона по отношению к Путину более хитрая, нежели может показаться на первый взгляд. Тем не менее, Огаркова сохраняет обеспокоенность по поводу того, что Макрон, на самом деле, приехал с желанием уговорить Зеленского выполнять Минск-2 по российским лекалам.
«Макрон расстелил красную дорожку перед Путиным в Версале, но при этом говорил о российских пропагандистских медиа и нечестных выборах. Макрон придерживается с Путиным собственно изобретенной концепции „требовательного диалога“. Это была длительная попытка сильного тет-а-тета», - рассказала НВ Огаркова.
В общем, дипломатические действия Макрона на российском фронте, заключает она, закончились глубоким разочарованием президента Франции. Огаркова предполагает, что эти ошибки станут своеобразной прививкой французской элите по поводу ожиданий от Путина.
Кроме того, Франция получила от РФ еще один - африканский урок. По словам Огарковой, активность печально известной ЧВК Вагнер в бывшей французской колонии - республике Мали - очень унизили французов: «Макрон прекрасно понял, кто такой Путин, получив от него ответ в стиле: их там нет».
Не доволен политикой французского президента в Украине один из правдорубов парламентского большинства, глава гуманитарного комитета ВР от Слуги Народа Никита Потураев.
По его словам, Украину можно сравнить с Францией 1940 года, только с большой поправкой, что наше государство не разбито, а нация не находится в отчаянии. «Мы готовы к защите нашей страны, поэтому навязывать капитуляцию нам - это навязывать аналог вишистского режима (коллаборационистское правительство Франции, сформированное после поражения в войне с нацистской Германией (1940)», - заключил Потураев в общении с НВ.
Потураев из СН считает, что власти следует рассмотреть вариант выхода из Минских соглашений на фоне обнаглевших заявлений Путина
Несмотря на откровенно неприятный контекст обсуждений между Украиной и ее западными союзниками за закрытыми дверями, позитив от встречи Зеленского с Макроном найти все-таки можно, считает Бобровская. По ее словам, визит президента Франции и других национальных лидеров в Украину помогает гасить панические настроения, появившиеся после эвакуации семей американских, британских и канадских дипломатов на родину. После этого было, рассказывает депутат, существенное сворачивание или поставлены на паузу военные миссии и совместные учения в центральных и южных регионах страны с передислокацией западных инструкторов во Львовскую область. В настоящее время, продолжает Бобровская, тумблеры паники среди экспатов в Украине выкручены на максимум с 2014 года. Такого не наблюдалось ни во время попытки аннексии Крыма, ни во время боев за Иловайск или Дебальцево.
Секретарь комитета внешней политики признает, что украинская власть вместе с Зеленским оказалась в патовой ситуации. С одной стороны, есть причины не озвучивать истинное положение дел в СМИ и признавать давление западных союзников по поводу выполнения Минских договоренностей, чтобы не потерять их поддержку. А с другой - принять на себя общественный негатив. Власть прекрасно понимает, что в Украине выполнение минских соглашений по российским лекалам приведет к ожесточенным протестам и дестабилизации.
Минск-2 следует рассматривать как временное перемирие, считает Бобровская, а для завершения военного конфликта следует стремиться вернуться к обсуждению гарантий Будапештского меморандума.
По мнению Потураева, если Россия как страна-агрессор и оккупант не проявляет ни малейшего желания сама исполнять договоренности, то на фоне обнаглевшей позиции РФ нужно ставить вопрос об односторонней денонсации договоренностей.
Огаркова же добавляет, что пока никто не услышал новых форматов или формул выполнения Минских соглашений, которые привез Макрон Киеву. Источники НВ в исполнительной власти уверяют, что подобные «прорывные новости» могут появиться уже на этой неделе.
В общем, мнения этих экспертов имеют один важный общий момент: эти эксперты ничего не знают о реальном ходе переговоров. Цитата Макрона, которая приведена в самом начале, (Во-первых, нам нужно продолжить методично и решительно идти по пути выполнения Минских соглашений) звучит чрезвычайно малоутешительно. А главное - оставляет открытыми центральный вопрос. На мой личный взгляд, он состоит в следующем.
Украина ведет войну 8 лет, причем если исключить последние несколько месяцев, она ведет ее почти что в одиночестве, ибо Майти Маус Могучий Запад даже прицелы не желал ей предоставлять, а на переговорах требовал капитуляции. НО Украина стояла одна и выстояла.
Сегодня у нее более крепкая армия (намного) и многоболее устойчивая экономика намного. И если бы Украина сдалась бы России сразу, после Иловайска, и сразу начала бы переговоры с ОРДЛО принятие изменений в Конституцию и проч., и др., и т.п. то она избежала бы всех жертв и более того - она получила бы Донбасс не разграбленным, еще вполне привычно украинским и без миллиона российских граждан. Это были бы несоизмеримо с сегодняшним лучшие условия капитуляции. К тому же хоть как то оправданным недавним тяжелым военным поражением.
Однако Украина и тогда вообще не располагая ни армией, ни поддержкой Запада (Обама прямо заявлял, что Америке это не нужно) все равно продолжила войну и выстояла. И Запад не может не понимать, что если она отказалась капитулировать тогда, тем более она откажется делать это сегодня. Когда Украина намного сильней, а Россия потихоньку,но достаточно ощутимо деградирует. И когда Запад уже явно не сможет заявить, что ему Украина не нужна.
Потому главная загадка сегодня - а что Запад на самом деле хочяет от Украины, если он безусловно осознает, что предлагать капитуляцию, да еще на несравненно худших условиях, занятие вполне бессмысленное. Что же реально Запад желает получить?
Это первая загадка.
Вторая есть уточнение первой. Единый Запад - сегодня пропагандистский миф России. Его нет, каждый из ведущих игроков (США, Британия, Германия, Франция) имеет свой интерес и свою позицию. Тогда в чем состоят различия и нюансы? Если Россия собирается на этом играть, то мы должны понимать, на чем именно, и противопоставить ей свою игру. НО единственное, что мы знаем - это упорное стремление Германии отстаивать в Западном союзе как минимум некоторые интересы России. А в чем она не согласна с Россией - мы знаем? Реально нет. И вот что важно: все высказавшиеся выше эксперты тоже ответов на сформулированные вопросы не знают Потому ценность их мнений очень на мой взгляд относительна.
Однако в ближайшие дни в наших, западных и российских изданиях начнутся неизбежные "утечки" и начнутся высказывания экспертов на основании этих и необъявленных публично утечек. Вот тогда и можно будет судить.
А пока мне понятно только одно - что бы они не говорили публично, и каковы бы ни были их желания, западные политики не могут предлагать Украине сегодня капитуляцию, да еще и на условиях куда худших, чем после Иловайска: это так же нелепо, как требования Путина чтобы НАТО сматывал удочки на границы НАТО 97-го года. Значит то, что показывают в публичной плоскости, есть поглаживание Путина по шерсти, но никак не более. И вопрос в том, чего Запад желает добиться на самом деле и чего Путин желает добиться - на самом деле.
Политика - искусство возможного, так что же они полагают сегодня возможным?
Значит и нам следовало бы точно определить, а какой цели желаем достичь мы? НЕ может быть эффективной дипломатии без четко обозначенной конечной цели - как и эффективной войны без нее не может быть