Три сценария Кремля

Jan 31, 2022 19:36

Так назвал свою статью для НВ известный украинский политолог Владимир Фесенко. А утром другой политолог назвал свою "Три вопроса о широкомасштабной войне с Россией". А ещ о трех компонентах угрозы России шла речь водном телеинтервью. Прямо ждешь фундаментального исследования "Три источника и три составных части путинизма" - такая тяга к триадам заполонила украинскую политологию. Что ж. серьезная угроза пробуждает древние страхи, а мистицизм тройки и семерки - вещь древняя.
Однако к материалу - все же Фесенко у нас политолог маститый, последнее время безусловно связанный с ОП, но все равно небезынтересный

Что важно подчеркнуть: и Украина и наши западные партнеры едины в общей оценке наличия рисков военной агрессии России против Украины. Но есть очевидные различия в понимании масштабов и формы военных действий России, которые могут грозить Украине.

На Западе (особенно в западных СМИ) очень популярна точка зрения, что Россия вот-вот напрямую нападет на Украину, что под ударом окажется и Киев, и большая часть страны, что нас ожидает полномасштабная война. В Украине же абсолютное большинство военных экспертов придерживаются позиции, что нынешней группировки российских войск на нашей границе (около 120 тыс. человек) недостаточно для полномасштабной войны против нашей страны (для этого необходимо минимум 300 тыс. человек, и даже не менее полумиллиона, а также развертывание ударной группировки российских войск на нашей границе, с тыловым обеспечением). Однако нынешней группировки российских войск на нашей границе достаточно для локальных военных операций против Украины на отдельных направлениях. И если на Западе склоняются к выводу, что Россия пойдет на прямое военное вторжение в Украину, то у нас скорее ожидают агрессивных действий России в гибридном формате (чтобы не подставляться под западные санкции).

Оценки президента Зеленского и политического руководства страны основаны, насколько я понимаю, на оценках, выводах и прогнозах военной разведки и других спецслужб, включая анализ аппарата СНБО. Это не просто чье-то субъективное мнение. Это тот случай, когда государственные деятели полагаются на мнение и оценки профессионалов. Кстати, это прозвучало и в ответах президента Зеленского на вопросы журналистов.

Из того, что я знаю и слышал (преимущественно в публичной сфере), рискну смоделировать общую оценку развития нынешней ситуации между Россией и Украиной. Скорее всего, в ближайшие две-три недели (вероятно, до окончания Зимних Олимпийских игр в Пекине) нас ожидает сохранение и даже дальнейший рост напряжения вокруг Украины, новые проявления «психической войны» России против Украины, попытки в разных формах дестабилизировать внутреннюю ситуацию в Украине (от энергетики и финансовой сферы до политики и бытовой безопасности).

Кульминация нынешнего кризиса может наступить в последней декаде февраля. Кремль будет определяться с форматом дальнейших действий.

В самых общих формах можно предполагать выбор из трех возможных сценариев:

1) военная атака на Украину (в той или ной форме), с рисками достаточно жесткого санкционного ответа Запада и упорного сопротивления Украины;

2) новая холодная война, теперь уже между Западом и Россией, с обоюдной и стабильной концентрацией войск на границах;

3) снижение напряженности, активизация переговоров с целью договориться по конкретным вопросам (по ракетам средней дальности, по ограничению масштабов и интенсивности военных учений на границах друг друга, и по некоторым другим темам).

Поскольку Украина не согласится на прямые переговоры с сепаратистами, то возможен вариант официального признания Москвой двух сепаратистских «республик» в ОРДЛО. Но тогда можно будет поставить окончательный крест на Минских соглашениях.

Какой из трех сценариев выберет Кремль, наверное, не знает пока и сам Путин. По разным данным, в Кремле нет единства в вопросе о том, что делать дальше, есть сторонники всех трех вышеупомянутых сценариев. Соответственно, бессмысленно пока гадать, чьи прогнозные оценки дальнейших действий России окажутся более правильными. Это покажет только дальнейшее развитие политической и военной ситуации. Нам же надо не только надеяться на лучшее, но и готовиться к худшим сценариям (однако, с холодной головой, без паники и суматошных заявлений).

Поскольку у нас, к сожалению, принято не очень доверять оценкам, которые звучат внутри Украины, и есть склонность воспринимать в качестве «истины в последней инстанции» все, что говорится в Вашингтоне, напомню некоторые исторические факты. Никто ни в Вашингтоне, ни в Лондоне, ни вообще на Западе не ожидал захвата Россией Крыма и начала войны на Донбассе в 2014 года. Это было признано даже на официальном уровне. Аналитический провал относительно оценок развития ситуации в Афганистане после вывода оттуда американских войск. Можно вспомнить и давние истории с «данными западных разведок» о химическом оружии у Саддама Хуссейна, или обвинения в адрес Украины о продаже «Кольчуг» на Ближний Восток. И та, и другая истории в итоге не подтвердились.

На примере Германии, и не только, мы уже знаем, что у наших зарубежных партнеров есть свои интересы, которые далеко не всегда совпадают с нашими интересами (это касается и «Северных потоков», и членства Украины в НАТО и ЕС, и целого ряда других тем). В этой связи нам надо четче формулировать свои национальные интересы (и поменьше играться в их узкопартийные интерпретации), а также последовательно реализовывать нашу позицию на практике. Особенно это необходимо в нынешней ситуации.

В своем стиле, достаточно осторожном, Фесенко достаточно осторожно оправдывает нежелание Зеленского принять безоговорочно позицию США. Сразу отмечу: такой опытный дипломат как Огрызко полагает безоговорочное принятие позиции Байдена единственно правильной стратегией.

Понимаю, что сообщения об отъезде дипломатов могут спровоцировать панические настроения и отток инвестиций. Но ведь надо смотреть немножко дальше того, что происходит на месте. Да, мы экономически страдаем. Но экономически страдает и Запад от тех санкций, которые наложены на Россию. И это наша плата за то, чтобы никогда больше российский монстр не вылезал за пределы того, где он сейчас находится. И если Украине сложно, то Украине просто нужно обратиться за финансовой помощью, сказать - помогите нам такой суммой, потому что нам очень сложно финансово. Поверьте, такую помощь мы бы получили довольно быстро, так как мы получаем военную помощь и будем еще получать.

Ему вторит медиаэксперт Юрий Опока

Казалось бы, очевидная вещь - подыграй Белому дому. Даже в плохой ситуации безопасности, которая есть сейчас - это стратегия win-win. Если нового нападения не будет, ты перевооружишь армию и получишь финансовую помощь, в том числе под американские гарантии. Силой глобальной американской дипломатической и медийной машины еще раз подтвердишь образ России как неадекватного агрессора. Украинский образ американцы выстраивают глобально: свободная республика, стремящаяся к свободе и демократии, проводит реформы и пытается защищаться от агрессора. В Украине этот имидж может казаться очевидным, но для многих в мире до сих пор так не есть.

Если же начнется наступление из России, Беларуси или с Донбасса, то будешь иметь союзника, который уже настолько «влез» в украинские дела, что хотя бы и хотел, но не сможет оставить Украину один на один с Россией. Очевидно, что воевать они не будут и никогда не собирались, но хотя бы тыл будут держать крепкий и обеспечат военную, материальную и информационную поддержку.

Владимир Зеленский начинает подчеркивать собственную независимость, демонстрировать субъектность и несколько странную альтернативную посвященность в российские военные планы. И эта стратегия коммуникации шаг за шагом ведет его к no-win situation.

Что касается меня, то мне близка позиция одного из редакторов НВ Верстюка, который объясняет. что одно дело в безопасном и комфортном офисе расписывать ужасы и неизбежность грядущего вторжения России, а совсем другое в этом жить

У украинского государства, у рядовых украинцев нет такой роскоши, как возможность не рисковать. А поэтому им пришлось пытаться жить нормальной жизнью, хоть это и выглядит рискованно. Они преимущественно сделали свою ставку на то, что масштабной войны с Россией не будет, ведь противоположный выбор - ожидание войны - предполагал сложнейший алгоритм дальнейших действий. Ведь правда, если вы ожидаете, что через три дня Путин отдаст приказ о наступлении на Украину, вам, вероятно, следует либо уже завтра утром ехать в ближайший военкомат, либо продать все свое имущество, вырученные деньги перевести в евро и уехать с семьей куда-нибудь, например, в Польшу или Германию.

Выбор, перед которым стоит Украина, совсем не похож на тот выбор, перед которым стоит Запад. Запад рискует ухудшением отношений с Россией, против которой ему придется вводить суровые санкции. Украина же должна выбирать - либо она переводит жизнь общества и свою экономику на военные рельсы, либо продолжает свой путь развития. Тот путь развития, который включает вакцинацию от Covid-19, выплату тысячи гривен для вакцинированных граждан, рост экономики и создание новых рабочих мест.

Если надо будет - украинцы пойдут защищать свою страну, сделают это массово, не будут жалеть себя. Но ожидать, что 40 млн человек бросят свою работу, бросят все свои дела и возьмут в руки винтовки и автоматы уже завтра утром, не дожидаясь наступления российских войск, а просто собравшись вокруг районных военкоматов в 8−00, прихватив по дороге по чашке кофе, - это больше похоже на панику, чем на продуманную оборонную политику.

Вот именно выражая вот такие настроения Зеленский говорит то, что он говорит. Мне кажется, что он прав, хотя я не уверен в с воей правоте. Отмечу - при этом механизм войны потихоньку разворачивается, начались учения граждан, показывапющих как надо себя вести в опредленных ситуациях. как оказывать первую помощь. Постепенно разворачивается новый вид войск - территориальная оборона. Т.е. не в лихорадочном темпе, но страна постепенно больше морально , чем фактически, готовится жить в войне.

Ну а армия и соответствующие структуры готовятся своим порядком.

Однако я хотел бы обратить внимание своих российских читателей.
(голосом Ельцина)

Дорогие россияне!
Кто из вас не писал о том, что Украина просто напрямую управляется из США? Я среди вас тут таких не знаю - это стало такой банальностью, что никто и не думает хоть как-то такой тезис обосновывать. Но вот перед вами не первый, не второй и не третий случай, когда президент Украины - ПУБЛИЧНО - возражает линии США и разве что не обвиняет своего главного союзника в том, что он использует Украину для решения своих проблем и действует при этом вопреки интересам Украины.
О том, что он говорит о Европе, вообще молчу. И... ничего, Земля не разверзлась. Но господа, кто из вас наберется смелости признать, выйти и сказать, что да, он клеветал на Украину и ее руководство? Не думаю чтобы таких набралось больше нуля. Однако же примите во внимание то, что прямо перед вашим носом происходит и о чем вы безусловно знаете.

И подумайте, что в следующий раз вас ведь ткнут носом в то, что вы знали, что лжете
Примите и проч.
В.Т.

Засим откланяюсь. Но перед тем гордо обращу внимание: чтобы разрушить триадность и подчеркнуть свою свободу от древних наваждений я сегодня процитировал не трех, а четырех украинских авторов.

Верстюк, Фесенко, перспективы, война

Previous post Next post
Up