Эдисон Вейга Как предполагают ученые, приказ Папы Александра VII о карантине спас от чумы тысячи людей,
Фабио Киджи был интеллектуалом, знатоком искусства, доктором философии, теологии и права. Но когда он стал Папой Александром VII, то столкнулся с эпидемией, о которой в научных книгах ничего не писали.
Однако в критический момент глава католической церкви не растерялся, и когда чума добралась до Рима, объявил строгий карантин. Теперь исследователи считают, что его действия в XVII веке могли спасти тысячи жизней, поскольку число погибших в городе было значительно ниже того, что происходило с другими пострадавшими районами.
Чума, смерть и первые ограничения
Масштабная эпидемия чумы выкосила значительную долю населения Европы в середине XVII века
В те времена человечество ничего не знало о бактерии, которая вызывает чуму (Александр Ерсен сделал свое революционное открытие только в 1894 году). Чума поразила не только территорию современной Италии - но и выкосила значительную часть населения Европы.
Согласно исследованию Луки Топи, итальянского историка и профессора Римского университета Ла Сапьенца, с 1656 по 1657 год от чумы погибло 55% населения Сардинии, половина населения Неаполя и 60% жителей Генуи. Но согласно данным, которые недавно опубликовал итальянский научный журнал, в Риме официальный показатель смертности от чумы был менее 8% (9500 смертей на 120 000 населения).
Когда новости о чуме в Неаполитанском королевстве достигли Рима, Александр VII уже год как был понтификом. Вспышка продолжалась с мая 1656-го по август 1657, и Папа ввел ряд мер, которые очень напоминают современные ограничения во время пандемии коронавируса.
В те времена Папа Римский был не просто главой всех католиков. Кроме крошечного города-государства Ватикан, он управлял так называемой Папской областью, в состав этого государства входил Рим, его окрестности и значительная часть того, что сегодня называется центральной Италией.
Поскольку ситуация в соседних регионах постоянно ухудшалась, Александр VII постепенно вводил в Риме ограничения, которые вскоре превратились в полную изоляцию. 20 мая всю торговлю с Неаполитанским королевством прекратили. Неделю спустя ни один человек, ехавший из Неаполя, уже не мог въехать в Рим.
29 мая во Чивитавеккья, городе в Папском государстве, зарегистрировали первый случай чумы, после чего немедленно ввели карантин. Почти все ворота в Рим были закрыты. Открытыми оставили только восемь, но их круглосуточно охраняли солдаты под присмотром “дворянина и кардинала”. Любой въезд в город фиксировался и требовал обоснования.
15 июня во Риме зафиксировали первый случай чумы: это был неаполитанский солдат, который умер в больнице. Жесткие меры не заставили себя ждать. С 20 июня граждан обязали сообщать обо всех известных случаях чумы, священник посещал больного каждые три дня, всех прихожан, что подцепили чуму, фиксировали в официальном реестре.
Средневековый локдаун
Затем сообщили о смерти рыбака с Трастевере - района на южном берегу Тибра в Риме.
«Родственники жертвы также были инфицированы, многие из них умерли” , - рассказывает Райлсон Араужо, студент богословия Папского католического университета в Сан-Паулу (Бразилия).
В ответ власти изолировали весь район.
“Когда эпидемия нач ала прогрессировать, Папа ввел другие ограничения: издал приказ о социальном дистанцирование, запретил встречи, религиозные мероприятия и любые другие собрания, - говорит Араужо. - дипломатические визиты отменили, дороги контролировались “.
“Когда эпидемия начала прогрессировать, Папа ввел другие ограничения: издал приказ о социальном дистанцировании, запретил встречи, религиозные мероприятия и любые другие собрания, - говорит Араужо. - дипломатические визиты отменили, дороги контролировались“.
Чтобы сдержать эпидемию тогда как и сегодня прекратили церковные собрания
«Уличные рынки не работали, всех бездомных из города выгнали. Ночью переходить реку Тибр было запрещено “, - добавляет Густаво Катания, семинарист из Сан-Паулу. Папа также запретил поститься - чтобы в случае болезни населения было сытым и сильным. Если в доме был больной, на изоляции оставались все, кто был с ним в контакте.
“Появились опасения, что носителями болезни станут священники”, - говорит Араужо.
Поэтому Александр VII разделил священников и врачей на две команды : тех, кто контактировал с больными, и тех, кто этого не делал (оставаясь “чистым” и способным заботиться о других).
Поскольку врачи тоже боялись заражения, “им запретили выезжать из Рима”, - добавляет Катания.
Для тех, кто на карантине создали сеть поддержки.
«Семьям, которые не могли выйти из дома, помогали финансово, а еду передавали через окно”, - говорит Катания.
В разгар эпидемии нарушителя карантина могла ждать даже смертная казнь.
Скептики и фейки
Но не все с пониманием отнеслись к ситуации. Некоторые пренебрегали правилами и даже распространяли фейки.
«Одни обвиняли Папу в создании эпидемии ради популярности”, - говорит Миртичели Медейрос, исследователь из Папского григорианского университета в Риме.
«Другие выступали против жестких мер, чтобы не сеять панику среди населения “, - добавляет ученый.
Даже ближайшие союзники Папы, по словам Медейрос, опасались: если раскроются настоящие масштабы болезни, то рухнет экономика.
Скептики XVII века ничем не отличались от нынешних, считает Араужо: “Были купцы, которые убеждали Папу отказаться от жестких ограничений и скрыть масштабы катастрофы, чтобы паника не росла, а бизнес работал”.
Сохранились архивные записи о враче, который распространял фейки и утверждал, что “решение папы были политически мотивированными”, - говорит историк Виктор Миссиато, профессор пресвитерианского колледжа Маккензи в Бразилии.
«Доктора обвинили в клевете и приговорили к работе в чумной больнице”, - добавляет Миссиато.
Но в целом предупредительные меры сработали и помогли сдержать распространение чумы.
Одолеть чуму
Окончание чумной эпидемии 1657 отпраздновали пышно. Александр VII хотел отметить “воскресение” церкви строительством новых зданий и памятников. Самым эффектным из них была замечательная колоннада в стиле барокко на площади Святого Петра, созданная скульптором и архитектором Лоренцо Бернини.
“Так в те времена папы демонстрировали свою мощь. Многие из выдающихся памятников Рима построили именно из этих соображений”, - объясняет Медейрос.
“Александр VII был страстным любителем искусства и дружил с Бернини, - добавляет ученый. - Начало его понтификата омрачила чума, и масштабное строительство должно было знаменовать конец этого мрачного периода: колоннада в соборе Святого Петра символизирует распростертые объятия церкви “.
Ватикан. картина художников XVII столетия
Не единичный пример
Но это не единственный пример карантина со стороны католической церкви.
“Подобные ограничения были и в дру х итальянских епархиях, особенно в XIX веке, во время эпидемии холеры “, - говорит Медейрос.
И даже гораздо раньше, в XVI веке, кардинал архиепископ Карло Борромео также ввел строгую изоляцию, когда Милан страдал от чумы.
Гравюра базарного дня во время эпидемии холеры в Италии.
По словам Медейроса, даже мессу проводили с соблюдением социальной дистанции: “Священник стоял на углу улицы и служил, а верующие молились из своих окон”.
«В XVII веке абсолютизм был нормой в Европе. Политическая и религиозная власть полностью переплелись”, - говорит Миссиато. «Научная революция еще не наступила. Вера в божественное была огромной и рассматривалась как единственный путь к спасению “, - добавляет Миссиато.
Вот почему действия Александра VII имели такое большое значение:“Они демонстрируют гармонию между верой и наукой. Когда вера твердо стоит на земле” , - говорит Араужо.
Что было, то и будет; что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. И если явится кто когда и скажет: "глядите, вот это ново". Но это новое уже было в веках, и памяти о нем не осталось
/Экклезиаст/
Этот текст демонстрирует поистине библейский взгляд на происходящее. Потому что поведение властей. поведение граждан и поведение бизнеса за 4 столетия как то мало изменились - вы не находите. Только власти имели возможность действовать куда решительнее, запрещать могли больше, а нарушителей запретов карать не в пример жестче. Сходство поведения поистине впечатляет.
С грустью о том пишу но поведение главы католиков в XVII веке порой разительно отличается от поведения отцов православной церкви в веке XХI-м, причем.что изумительно. в лучшую сторону. Папа Александр не стал рассуждать о том, что эпидемия - кара божья, которую надобно принять со смирением и главное истово молиться. А вместо того ограничил даже и молитвы молитвами домашними, и упирал не на молитвы, а на карантинные мероприятия.
Ну и конечно же тут как тут были скептики и слухи -в общем все как сегодня. Вплоть до упреков властям что это они сами создали эпидемию в своих корыстных целях. Так что текст настоятельно рекомендуется антивакцинаторам.
Для внимательного изучения и определения своего места на шкале вакцинаторов - антивакцинаторов в свете эпидемий чумы и холеры в те времена, когда причины и формы их распространения были полностью неизвестны, даже и предположений разумных не было