Как национальные и даже очень национальные политики разрушают национальные этические традиции

Jan 17, 2022 11:22

Этот текст написал Геннадий Друзенко в своем фейсбуке. В качестве соавтора указан и Семен Глузман. Автор (или авторы) детально рассказывают, чего они не могут простить Петру Порошенко. У меня список того, чего я не могу простить Порошенко, пожалуй не из одного пункта состоит. Однако речь сейчас не о том.

Вопрос который поднят в материале - я тоже полагаю крайне важным, принципиально важным. Потому что за провозглашенным этическим идеалом (национальным или религиозным) слишком часто следуют Пророки и Хранители - я сам недавно об этом написал:
За провозвестниками великих истин всегда шагают воины добра; именно потому самые бескорыстные идеалисты в Германии ушли в СС, а в СССР во множестве оказались в МВД. За воинами добра шагает смерть - так уж люди устроены,

Вот Порошенко как и Трамп, будучи до мозга костей ζῷον πoλιτικόν не то, что понимает, а прямо всей своей сутью ОЩУЩАЕТ это человеческое качество - и разумеется он сумел очень ловко им воспользоваться. И ... воины света просто таки ринулись ему вслед, забыв все на свете, как некогда немецкие идеалисты кинулись за гаммельнским крысоловом с усиками.
Я наблюдал это явление вблизи и ужаснулся: люди на моих глазах буквально теряли свойственный им разум и даже совесть - разумом и совестью для них в одночасье стал Петр Алексеевич - которому только это и было нужно. Он обрел армию готовых на все сторонников, не способных мыслить о нем критически. И мои настойчивые попытки разрушить эту фата моргану, это наваждение, мое стремление хоть как-то это пошатнуть - жертвы Порошенко воспринимали исключительно как мою им одержимость. Ну а себя, разумеется, они видели людьми исключительно трезво воспринимающими реальность.
Сообщаю читателю - текст ниже написал не я

ЧЕГО Я НЕ МОГУ ПРОСТИТЬ ПОРОШЕНКО?

Когда-то советский диссидент Андрей Синявский, написал знаменитую фразу: "У меня с советской властью сугубо эстетические разногласия". У меня с Петром Порошенко и его сторонниками различия, прежде всего, этические.

Как взрослый мальчик, я понимаю, что Петр Алексеевич - классическое политическое животное (ζῷον πoλιτικόν). И в этом он - кровь от крови и плоть от плоти Дональда Трампа, Виктора Орбана или Бориса Джонсона, также не обремененных нравственными императивами.

Более того, последнее интервью Порошенко изданию Politico будто написано спичрайтерами Трампа, развивая любимый тезис 45 Президента США "I alone can fix it". В этом интервью пятый Президент Украины утверждает:
"Я - лидер оппозиции. Я - лидер общественной поддержки. Я - пятый президент. Я - лицо, воевавшее с Путиным, и вместе с моей командой спасли Украину в наиболее трудные времена ее истории. Я - человек, который создал армию, и я именно тот, кто сделал Украину гораздо ближе к Евросоюзу. Я - тот, кто запечатлел в Конституции Украины европейскую и евроатлантическую интеграцию как направление нашей внешней политики."

Да, вы не перепутали, это не цитата из Людовика XIV, которого называли "король-солнце" и считавший, что «L'état c'est moi», то есть «государство - это я». Это свежая цитата из интервью пятого Президента Украины. Чтобы не оставалось сомнений, привожу язык публикации:

“I'm the leader of the opposition,” he said. “I’m the leader of public support. I’m the fifth president. I am the person who, fighting Putin, and with my team saved Ukraine in the most difficult years of our history. I’m the person who created the army. And I am the person who [brought] Ukraine much closer to the European Union. I am the person who put in the Ukrainian constitution, European and Euro-Atlantic integration as the direction of our foreign policy.” t.ly/zBtA

Пусть эти утверждения остаются на совести самого "седовласого гетмана" и его адептов. Как у очевидца и непосредственного участника тех трудных событий, у меня сформировалась принципиально отличная версия того, как и благодаря кому выстояла Украина. И не только у меня. Но пока не об этом.

Для меня у украинского дела есть перспективы победы тогда и только тогда, когда национальная идея сочетается с моральным превосходством, с нравственным превосходством над врагом. Поэтому моим указателем всегда будет не Декалог украинского националиста, а моральный императив Бориса Антоненко-Давыдовича:
"...знаю только, что жестокость и непримиримость были, есть и будут до конца моей жизни чужды мне и далеки. Я не толстовец, не противящийся злу, но я уверен, что не доведет до добра подражание худшим чертам своих противников. За что же тогда бороться и рисковать своей жизнью?
Зло под украинским национальным флагом, произнесенное украинским языком, все же остается злом…»

Я не готов становиться на сторону морального зла "под украинским национальным флагом, произнесенного украинским языком", а поклонники Петра Алексеевича готовы. В моей иерархии ценностей этика всегда выше (национальной) айдентики. И я прекрасно знаю: если ставить айдейнику свыше этики, собственно государство может стать худшим концлагерем для собственных граждан. Доказано трагическим ХХ веком.

Впрочем, я довольно спокойно отношусь к нагнетанию страстей вокруг "возвращения Петра". Ибо и на Майдане, и на Востоке я и мои друзья боролись не за конкретного политического лидера, а за свободу и право каждого украинца верить в то (и в того), во что (и кого) он или она считает правильным. В том числе и у демиурга Петра Алексеевича, который "alone fix it all". Чем мы хуже американцев, которые, несмотря ни на что, страстно поддерживают Трампа?

Такова в конце концов цена демократии. Она никогда не гарантировала принятия правильных решений. В основе демократии лежит право на ошибку, если избиратель готов нести ответственность за последствия своего выбора. Под этим углом зрения и Петр Порошенко, и Владимир Зеленский, и даже Виктор Янукович - хорошая школа демократии. Которая учит: выбирать можно кого угодно. Но в конце концов за свой выбор придется заплатить...

Я не могу простить Петру Алексеевичу только одного - он испортил украинский моральный камертон. Вынудил его фальшивить. Ибо до "эпохи Петра" я знал, что такие люди, как безгранично уважаемые мной Мирослав Маринович или, к сожалению, покойный Евгений Сверстюк всегда будут называть белое белым, а черное черным. И никакие "национальные интересы" не заставят их называть зло добром.
К сожалению, к сожалению, Петру Алексеевичу удалось соблазнить часть тех, кого не смог сломать весь репрессивный аппарат СССР. Свое, по крайней мере для некоторых из них, стало важнее морального.

И уничтожение этого морального камертона - единственное, чего я никогда не прощу Петру. Я очень люблю этих людей. И очень больно мне видеть, как они нравственно фальшивят ради политического животного в вышиванке...

Политика никогда не бывает абсолютно нравственной. И не должна быть. Савонаролы во власти - страшная беда. Но когда в политике не остается даже немного этики, она становится дорогой в ад. Когда цель (какой бы велика она ни была) оправдывает любые средства ее достижения - это и есть "back to USSR", от которого мы так отчаянно пытаемся убежать. Вряд ли стоило так отчаянно рушить памятники Ленину, чтобы сразу поставить на его место "своего сукина сына".
Я всегда останусь на позиции Антоненко-Давыдовича и Василия Стуса: "Зло даже под украинским национальным флагом, произнесенное украинским языком, все же остается злом…»

Я давно веду эту беседу и я не думаю, что сам с собою

Порошенко, Друзенко

Previous post Next post
Up