К Великодню - о религиозном самоопределении населения

Apr 12, 2015 11:30

К пасхальным праздникам ведущие социологические службы провели опрос населения, результаты я описываю по материалам группы Рейтинг

Метод сбора первичной информации - стандартизированное интервью «face-to-face» по месту жительства респондентов. Выборка репрезентирует взрослое население по полу, возрасту (от 18 лет) и типу поселения.
Всего было опрошено 25000 респондентов (по 1000 на область). Ошибка репрезентативности: для национальных показателей - не более 0,9%, для областных - 3,1%. Сроки проведения: 1 - 17 февраля 2015г. Опрос проводился 4 компаниями:
  • Центр социальных и маркетинговых исследований SOCIS
  • Социологическая группа «Рейтинг»
  • Центр Разумкова
  • КМИС
Согласно результатам исследования, большинство опрошенных украинцев (74%) относят себя к православию, 8% - к греко-католицизму, по 1% - к римо-католицизму и протестантским и Евангелическим церквям. Просто христианами себя считают почти 9% опрошенных, не относят себя ни к одному из религиозных вероисповеданий 6%.

Что здесь бросается в глаза - всего 6,1% указали, что не принадлежат ни к какой религии, как по мне, то это указывает на весьма высокий уровень религиозности населения.
Материалов под рукой у меня нет, но мне кажется, что религиозность в Украине всегда была выше, чем в России, а события последнего года еще увеличили степень религиозности населения Украины.

Графически результаты отображает следующий рисунок:



Рис.1 Распределение населения Украины по принадлежности к религиям.

В региональном разрезе во всех областях наиболее распространенным является православие, кроме Тернопольской, Ивано-Франковской и Львовской областей, где больше половины исповедуют греко-католицизм. Также греко-католиками себя считают почти 20% жителей Закарпатья. Римо-католицизм встречается чаще, чем в других областях, также на Закарпатье (7%).



Рис.2 Региональное распределение населения Украины по принадлежности к религиям.

Тут все более-менее понятно, понятно что доминирует православие всюду, кроме Галичины, которая преимущественно греко-католическая, понятно, что наиболее русифицированный Донбасс он же и наименее религиозный. Удивила меня только Полтава: самый низкий вен Галичины уровень православия (и самый высокий процент "просто христиан") - это нуждается в объяснении, я пока такового не вижу.

Среди тех, кто считает себя православными, относительное большинство (38%) относят себя к Украинской православной церкви Киевского патриархата, 20% - к Украинской православной церкви Московского патриархата, 1% - к Украинской автокефальной православной церкви, 39% - считают себя просто православными.



Рис.3 Распределение православных Украины по принадлежности к различным течениям.

В региональном разрезе к УПЦ (КП) чаще относят себя на Западе и в Центре Украины, в УПЦ (МП) - на Юге и Донбассе. Тем не менее, даже в южных и восточных областях, кроме Донбасса и Одесской области, сторонников Киевского Патриархата больше, чем Московского. При этом, чем дальше на Юг и Восток, тем более опрошенные склонны считать себя просто православными и не относить себя ни к одной православной юрисдикции.



Рис.4 Региональное распределение православных Украины по принадлежности к различным течениям.

Тут тоже есть своя "фишка". Вполне ожидаемо максимальное количество православных Московского патриархата наблюдается на Донбассе и в Одессе, зато удивляет низкий показатель в Харькове и - исключительно высокий -  В ЧЕРНОВЦАХ!
А вот это уже фактор личности. Весьма агрессивно промосковский, но, судя по всему, весьма харизматичный митрополит Одесский и Измаильский Агафангел таки сумел повлиять на свою паству.
И конечно резко выделяются Черновцы - просто таки бросаются в глаза.
Но необычно высокий показатель сторонников УПЦ МП в Черновцах тоже объясняется воздействием личности, а также объясняет почему митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий избран предстоятелем УПЦ МП; видимо, он таки пользуется авторитетом у паствы.

И, разумеется, бросается в глаза огромное количество "просто православных" на Юго-Востоке.
Насколько я могу судить, очень значительную долю из них составляют те, кто еще нендавно считал себя твердым сторонником Московского патриархата.
А сейчас отождествлять себя с Московским патриархатом не желает (либо стесняется признаться), но объявить себя тверджым сторонником КП пока что не готов.
И я думаю, что тут перемены еще только начались, но лед тронулся, и останавливаться скорее всего не будет.

Такие вот пасхальные православные размышления

регионы, религия, КМИС

Previous post Next post
Up