Мне уже доводилось размещать материалы о Донбассе обозревателя ZN
Инны Ведерниковой ее материалы о своей малой родине отмечены не только профессионализмом,
но и искренней болью за страдающий регион.
В последнем номере еженедельника
напечатано
большое интервью Ведерниковой с губернатором Донецкой области генералом Александром Кихтенко.
Мне кажется генерал не просто возглавил администрацию, но искренне болеет душой за порученной дело и ощущает ответственность за судьбы людей, проживающих и на оккупированной и на подконтрольной Украине части Донецкой области. Причем тех и других он в равной степени считает "своими", а себя - в равной степени за них ответственным.
- Александр Тимофеевич, назовите самую трудную точку, в которой сегодня вам приходится сосредотачивать свои основные усилия, управляя областью.
-Помимо того, что идет война, самое сложное - убедить общественность и руководство страны в том, что необходимо восстанавливать экономические связи с оккупированными территориями. Я исхожу из собственного понимания того, что должны работать шахты, заводы, все предприятия региона. Чтобы люди могли сохранить свое рабочее место, получать заработную плату и обеспечивать свои семьи.
- Должны работать шахты и заводы где - на оккупированной территории или на освобожденной? Давайте хотя бы номинально попытаемся разделить эти две истории. -Понимаете, вы или кто-то другой в Киеве можете сколько угодно пытаться разделить эти две территории, две истории - называйте их, как вам будет угодно. Однако для меня - они неделимы. Есть Донецкая область и ее территория, часть которой временно оккупирована. Но она - наша, и нам придется ее возвращать. Точка.
- Вы на самом деле в мирном плане Минск-2 увидели ответы на вопрос, как мы это будем делать? Как, к примеру, будем проводить там демократичные местные выборы? Под автоматами, как недавно заявил премьер?
-С выборами там действительно большая проблема, потому как пока Россия не прекратит поставлять туда оружие и не выведет боевиков, любые демократичные процедуры вряд ли возможны.
- И все равно, по-вашему, нужно прямо сейчас возобновлять экономические связи?
- Могу сказать, что это вы не совсем реально смотрите на ситуацию. Поскольку для трезвого взгляда следует понимать, что на самом деле разорвать экономические связи между оккупированной и не оккупированной территорией - невозможно. Какие бы указы и постановления мы ни издавали. Их можно или ввести в какое-то законное поле, договариваясь. Или же запретить - и отправить их в тень, породив кучу коррупционных и контрабандных схем. Ибо нельзя запретить то, что существует.
Но если мы думаем о наших людях, работающих на шахтах освобожденных территорий, мы должны четко понимать, что они сохранят свои рабочие места только в случае, если их предприятию будет куда продавать добытый уголь. Сегодня же он лежит на складах. И если сегодня не возобновлять экономическую цепочку, то страдать в первую очередь будут именно предприятия освобожденных территорий.
Более того, не следует забывать о том, что большинство предприятий, оставшихся под властью "республик", перерегистрированы на территории Украины. Они платят налоги в казну Украины, и там работают люди, имеющие украинский паспорт. Я же не говорю о том, что надо финансировать и помогать тем, кто не перерегистрировались и не работают на Украину. Речь только о предприятиях, выполняющих все законы нашей страны.
- Сколько таких предприятий? И какие отрасли они представляют?
- 80% предприятий, оставшихся там, перерегистрированы в Украине.
- Но на частных предприятиях зарплату должен платить собственник.
- Так он и платит. Но не имеет возможности реализовывать свою продукцию, т.е. действовать в рамках налаженной экономической цепочки. А ведь там есть и государственные предприятия, которым должна платить Украина. Но она этого не делает. Об обеспечении условий для реализации я вообще промолчу.
- Но они еще и "республикам" платят налоги.
- Да, они перестраховываются, чтобы сохранить производственный процесс и рабочие места. А что им еще остается делать? Иначе их там просто закроют.
- Как перестраховываются и пенсионеры, зарегистрировавшиеся на территории Украины?
- Моя позиция на этот счет осталась такой же, как и была изначально. Граждане Украины, которые всю жизнь проработали на нашу страну, заработали пенсию, но их дома и квартиры оказались на оккупированной территории, имеют право на ее получение. Да, есть проблема с доставкой пенсии на территорию "республик". Украинские банки там работать не могут. Поэтому львиная доля ответственности за материальное состояние этих людей лежит на "республиках".
Но я не думаю, что тем, кто в состоянии заняться "пенсионным туризмом", сильно повезло.
Забюрократизированная и коррумпированная пропускная система: вместо обещанных десяти дней люди ждут месяцами, да еще и платят за это взятки, постоянная нервотрепка на блокпостах, ощущение собственной ненужности…
- Обещали ввести электронную систему.
-Вам напомнить, что во многих городах света нет, а не то что интернета? Тем более у пожилых людей. Все это на самом деле надо прекращать. Есть паспорт Украины. Есть единая область. И любой гражданин Украины должен иметь одинаковое право на перемещение.
Все эти разговоры о террористах, которые могут под прикрытием мирных жителей проехать на нашу территорию, - блеф. Вот скажите мне, что легче подделать: паспорт гражданина Украины или пропуск - какую-то там бумажку, которую легко отпечатать на принтере?
- А чтобы контролировать контрабанду?
- Повторяю и хочу, чтобы меня услышали - нельзя запретить то, что существует. Невозможно запретить или остановить весенний ручей, он все равно пробьет все заграждения. А экономика между территориями существует. Если мы не даем открытый, но жестко регламентированный законный допуск продуктов питания, других товаров и промышленной продукции на оккупированные территории, то он все равно будет найден. В тени. Так что государство должно как можно быстрее установить четкие правила игры. Нам следует оперативнее определяться с решениями.
- Вы о решениях, проигранных до упора? Вот и я тоже. Если мириться, значит снимать блокаду. Если отрезать, то официально и никаких связей. Если освобождать, значит копить силы и наступать. Иначе - зависание. Ни войны, ни мира.
- Безусловно. Но прежде, чем принимать какое-то из окончательных решений, надо быстро и хорошо подумать. Ну, во-первых, почему мы должны отказываться от своей территории? Там живут наши люди, которые не виноваты в том, что произошло. Они - заложники недальновидной политики государства последних 23 лет. Так что отказ - это не вариант.
Во-вторых, для того, чтобы куда-то идти и что-то освобождать, надо иметь силы и средства.
Что касается третьего варианта - мириться, то у меня есть ощущение, что Россия определенно не собирается продвигаться вглубь и выходить на административные границы областей.
Так что нам в любом случае придется мириться. И чем раньше мы это осознаем, тем быстрее у нас это получится.
- Чего не происходит сейчас со стороны Украины?
- Вот здесь я бы разделил Украину и ее центральную власть. В первом случае, абсолютно искренне скажу, что сегодня вся Украина помогает Донецкой области. К нам идут гуманитарные грузы, разноплановая материальная помощь… Это по-человечески. Но, к сожалению, не по-государственному, поскольку государство на это благое дело потратило аж "ноль" копеек. Общественность и волонтеры не могут решить проблему в комплексе. Необходима четкая государственная программа, касающаяся восстановления и развития освобожденных территорий, а также переселенцев.
- Вы можете назвать инвесторов, готовых помогать и строить новый Донбасс? Ахметов в их числе?
- Я не встречался с Ахметовым лично, только с начальником гуманитарного штаба его благотворительного фонда. Они работают, помогают. Но я бы не сказал, что на освобожденных территориях это какая-то весьма существенная и комплексная помощь.
- Александр Тимофеевич, после захвата боевиками Дебальцево изменилось отношение к украинским военным. Я знаю, что многие все равно винят украинскую армию… Кроме того, всем известные резонансные трагические случаи с участием военных не добавляют любви к Украине.
- Дебальцево расстреляли в упор боевики.
Это очевидно, однако не отменяет ошибок и с нашей стороны. В том числе в основе которых лежат дисциплинарный и уставной факторы. Но я могу вам сказать, что за последний месяц наблюдается значительное снижение воинских преступлений на территории Донецкой области.
- Как вы оцениваете шансы провластных партий на местных выборах в области? Ниша регионалов занята, или области предстоит период реставрации?
- Ниша, ранее занятая регионалами, свободна. У людей есть потребность в какой-то новой политической силе, которой они поверят
Я не раз говорил. что наиболее желательным считаю вариант отделения Донбасса от Украины.
По многим причинам. в частности и по той, что население упорно не желает осознавать своей ответственности за всё, что с ним происходит и предпочитает искать виновных, не навидеть этих виновных и при этом от них же и требовать.
Однако Кихтенко прав в том, что все годы и при всех президентах Донбасс был отдан на откуп местной элите. Эти люди грабили Донбасс и одновременно внушали Донбассу, что он герой, что он лучший, что он всех кормит, а если живет плохо - то в этом виноваты как раз украинцы. А вот жители Донбасса - они кормят Украину.
И такой власти на Донбассе, и такой пропаганде на Донбассе никто не мешал - и это правда.
И если Донбасс регулярно избирал именно этих людей, если именно они организовывали сопротивление Украине и поощряли вторжение, а Донбасс как минимум не противился, то тут есть ответственность Донбасса - но есть часть вины и киевской власти.
Можно предъявлять претензии нашей политической элите - но ей по многим пунктам можно предъявлять претензии. Но нынешние реалии таковы, что Украина не может - да и никакая страна не может - включить в свой состав регион, население которого Украину ненавидит (не всё, но зато почти вся активная часть). Если население не считает себя частью Украины и готово аплодировать любой армии вторжения, вывешивает флаги иностранного государства - то такое начселение должно жить отдельно от государства.
Потому что быть - или не быть - гражданином государства это свободный выбор человека.
У человека есть на это право.
Но региону, где преобладают такие люди, - не место в пределах государства. И это тоже право - право государства.
И оккупированный Донбасс может вернуться в состав Украины не тогда, когда уйдут российские солдаты, а тогда, когда население Донбасса БУДЕТ ОЧЕНЬ ХОТЕТЬ ВЕРНУТЬСЯ.
И будет понимать, что гражданство - это не только права, но и обязанности