Иногда хочется вернуться к своим старым размышлениям. Даже и без особого повода. Более того, проблема была пять лет назад несравненно актуальней для Украины - и утрата актуальности есть показатель нашего движения вперед. Хотя как мне кажется для России текст попрежнему актуален - и его нужно учитывать при анализе социальноцй психологии россиянина
Терпеть ненавижу это слово: "совок", правда.
Им обозначают две вещи: устройство советского общества, особенно в последний период его существования, а также огромную массу людей, воплощавших худшие черты этого общества и не могущих избавиться от тоски по нему по сей день; в последнем случае употребляется как презрительная кличка.
Я вообще очень не люблю кличек, в особенности презрительных, на которые столь щедр наш рунет. Чаще всего они должны подчеркнуть чувство превосходства обзывающего над обзываемым. Чувство превосходство вещь вообще не очень хорошая, чаще всего оно нас обманывает, просто так устроен наш мозг, который всегда готов его нам подсунуть. Лучше всего давить его даже внутри себя, и уж совсем негоже выставлять его на люди, бравировать им. Так мне кажется. И потому чаще всего это как раз выражение с одной стороны невысокой культуры, некоей ограниченности культурного горизонта, подразумевающей, что все, отличное от меня по определению ниже меня. Мне в неприятии иного всегда слышится бессмертное "А того и знать не стоит, чего не знает Митрофанушка" - но это ведь слова Простаковой.
Но кроме общего неприятия кличек, я полагаю, что презрение "совку" выражают люди, плохо его понимающие, а еще хуже понимающие преданных ему людей. СССР не просуществовал бы так долго, и не был бы настолько успешен во многих отношениях, не обладай он некими безусловными преимуществами. И когда я читаю нечто вроде такого: "Вот так и ментальные совки Крыма и Донбасса ностальгировали по потемкинскому прошлому. Они только наловчились иметь выгоду из пробелов в совковые системе, только подстроились под этот проклятый мир, как он рухнул", мне кажется, что это сочетание плохого понимания с грубой пропагандой. К сожалению это сочетание стало в нашей журналистике чуть ли не модой - невежество в сочетании с безапелляционностью и напором
Как будто ностальгируют по СССР только те, кто наловчился извлекать "нетрудовые доходы" из дефектов системы. Или те, кто ею управлял или обслуживал управляющих: партноменклатура, гэбье, старшие офицеры да официанты с научными степенями.
Конечно, многие из перечисленных действительно ностальгируют, но отнюдь не только они. И я, как человек проживший в СССР большую часть жизни и наблюдавший вблизи различные его стадии, попробую разобраться в тех объективных достоинствах, которые были СССР присущи. И которые заставляют часть людей мечтать о возврате в СССР
Стабильность
Это первое и чрезвычайно важное качество системы, заставляющее многих вспоминать об СССР с грустью.
После кошмарных потрясений революции, гражданской войны, голода, чисток, Второй мировой и рухнувшего сталинизма - а это была для многих моральная катастрофа - период примерно от 1956 до 1985, а это 30 лет, оказался на удивление спокойным и стабильным.
Наблюдался неуклонный подъем уровня жизни, но подъем не резкий без скачков. И если в 62-м батон стоил 12 копеек, кило докторской 2.20, кило говядины 1.90, бутылка "Столичной" - 3.14, а чашка кофе -6к, - то в 82 году все это стоило ровно столько же.
Вы можете представить себе мир, в котором за 20 лет цены не сдвинулись даже не копейку?
Это создавало ощущение необыкновенной устойчивости жизни вообще и возможности планироватьсвою жизнь на десятилетия вперед.
К тому же у этого были и еще некие основания. Если вы не рвались в передовики, в карьеристы, в партию - то и вашу карьеру можно было спланировать на годы, если не на десятилетия вперед. И если вы поступили рядовым инженером в проектный институт, то через 3 года вам накинут десятку, ну, может пятнашку, через 5 лет переведут в старшие, а еще через 10-15 лет в ведущие - и с этой должности вы уйдете на пенсию.
При этом известна ваша последняя зарплата, ваша пенсия и цены на основные товары.
Этот мир называл себя революционным, но был достаточно консервативен во многих отношениях. Он был "застойным", но он имел все основания полагать, что китайское проклятие: "Чтоб ты жил в эпоху перемен" - относится точно не к нему.
Хочу подчеркнуть сказанное. далеко не все люди авантюристы по природе, жаждут перемен и мечтают о великих свершениях, большинство перевалив за тридцать желают покоя, уюта и стабильности.
Уверенности в завтрашнем дне - в СССР любили такую формулировку, но - и это следует признать - СССР своим гражданам такую уверенность давал.
Отсутствие перемен, уверенность в завтрашнем дне, вполне предсказуемое будущее - для многих и очень многих это факторы абсолютно первостепенные, наиважнейшие.
И люди такого психотипа ностальгируют за СССР и будут продолжать ностальгировать.
И никакими доводами их не переубедить
Социальная справедливость
Мы, люди, высокосоциальные животные. Потому наряду с безопасностью и материальным достатком для нас вопросы социального статуса относятся к числу наиважнейших, реакция на подобные раздражители в значительной степени запрограммирована природой и , как я подозреваю, подобно половому инстинкту регулируется особым наркотиком. Именно наиболее чувствительные к этому наркотику люди и становятся политиками, это наркоманы власти.
Но и большинство населения, рядовые обыватели весьма чувствительны к социальному статусу и к вопросам социальной справедливости, вопросам "правильного" распределения социальных благ. Тут дело не в жадности, а именно в ощущении справедливости, ибо несправедливое распределение не столько меня обделяет, сколько меня унижает. И для моего инстинкта статусного это просто нестерпимо
Если отнять у Коломойского все его состояние и раздать всем жителям Украины, каждый обогатится на сотню долларов - а может даже и меньше. Эта сумма по большому счету ничтожна, она не решит почти ничьих проблем. Но жаждущих отнять деньги у Коломойского и разделить - много, и их всегда было много. И всегда будет.
Потому что такое грандиозное имущественное неравенство очевидным образом несправедливо. Он в месяц зарабатывает в 50 000 (прописью - пятьдесят тысяч) раз больше рядового украинца.
Но он не умнее, не честнее, не сильнее и не полезнее для общества в 50 000 раз - этот факт представляется очевидным без особых анализов. И людей возмущает несправедливость.
В этом плане СССР выглядел абсолютно идеальной системой.
Работаешь блестяще - 190 в месяц, очень хорошо - 180, хорошо - 160, средне -150, совсем плохо - 140 (я говорю о людях сорокалетних, молодые должны были пройти ступени карьеры).
Точно так же приличный токарь (слесарь, фрезеровщик, электрик) на заводе средней величины зарабатывал от 220 до 180 (если брать начало 70-х).
А директор завода со всеми надбавками и премиями - 500-700.
А секретарь обкома - примерно столько же, а то и поменьше.
Вы можете себе представить губернатора, который получает втрое больше токаря на заводе.
Да у партноменклатуры был свои привилегии, компенсирующие относительно небольшую зарплату. У них был доступ к дефициту. к поездкам за рубеж, у них была хорошая машина - служебная. отличная дача -служебная, т.е. приписанная к должности, а не к лицу.
Но такой кошмарной пропасти в стиле жизни между высокопоставленным чиновником и рядовым обывателем, когда у них вообще формируются абсолютно иные представления о ценностях и проблемах жизни, когда между ними разверзается пропасть, исключающая взаимопонимание, - этого в СССР не было. Соответственно и ощущения униженности не было
Элита жила лучше массы в пять-семь раз, но не в пятьдесят-семьдесят. И ее быт не раздражал население, а их балы не показывали по телевизору. И полуголодная семья, не могущая купить лекарство больному ребенку, не созерцала туалеты на один бал, стоимостью в свой годовой доход. И ментально между людьми не было такой пропасти, какую увидишь порой сейчас, ибо пропасть в быту постепенно формирует и пропасть в мозгах.
Да, та система была часто несправедлива к наиболее трудоспособной, энергичной и одаренной части населения. Которой не только недоплачивали и никак не стимулировали, но зачастую именно их обижали и унижали - а не высовывайся.
Система порождала и защищала Шариковых - это правда. Но она была достаточно близка к уравниловке и не унижала основную массу населения.
Это была система примерно равных социальных стандартов, и в свой классический период, в 70-е - вполне приемлемых социальных стандартов.
Это второе свойство СССР, о котором многие и многие вспоминают с грустью - о равенстве. Для людей средних, не слишком одаренных и не слишком честолюбивых, - а это ведь большинство населения - такая система была весьма и весьма удобной. Но она была несправедлива к энергии и таланту, не стимулировала предприимчивость и в конечном счете потому и проиграла состязание.
Но массовому человеку жилось в ней спокойно, уверенно - и не унизительно
Ощущение справедливого общества, общества сравнительного равенства и примерно одинакового стиля жизни - это ощущение социального комфорта. И сегодняшнему обществу по сути нечего предложить взамен.
Люди чувствительные к справедливости и не любящие высовываться и напрягаться - о, они безусловно будут ностальгировать за СССР
Общество будущего
Это еще одна черта СССР.
Нам внушали, что мы - самое лучшее передовое справедливое общество в мире.
Потому что мы движемся к коммунизму, построили социализм, а это самый передовой строй на земле. Потому что построен на идее справедливости.
И рано или поздно, но все придут к тому же самому.
Причем у пропаганды было чем оперировать. СССР был по мощи вторым в мире государством, а мир социализма реально расширялся.
И люди верили. что они живут в обществе будущего, которое непременно станет самым лучшим в мире, которое уже сейчас пример для сотен миллионов трудящихся.
И тут опять же ощущение статусности, ощущение своей важности.
Но не только это. У страны действительно была реальная идея. Её понимали очень по-разному, но в той или иной степени в нее верило большинство населения. А иметь свою идею - это чрезвычайно важно для общества, в особенности для общества. которое хочет развиваться. У СССР была идея и была вера в эту идею. Не у всех в равной степени, но у многих была.
Вера очень нужна человеку, просто такова природа человеческая. Безыдейность, безверие современных обществ, очевидная пустота их лидеров, миллиардами ворующих из своих же государств производит просто отвратительное впечатление.
Безыдейность и развращенность, а разврат всегда сопровождает утрату идеи и веры, прежде всего у элит - серьёзный недостаток обществ, возникших на руинах СССР.
И это третья важная причина, по которой некоторые люди за СССР ностальгируют.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
У проницательного читателя, а большинство моих читателей в высшей степени проницательны, может возникнуть ощущение, что я был как раз не то партийным карьеристом, не то сыном номенклатуры. не то потомком генерала КГБ.
Вынужден читателя разочаровать - я был убежденным противником ССР, и притом взглядов своих не скрывал.
Из-за чего имел определенные проблемы с конторой, куда меня возили по Высоцкому "два красивых охранника".
Но должен сознаться - я был убежденным марксистом, и критиковал СССР именно из идейных соображений. За вранье, за демократическую вывеску вместо демократии, за разложение верхушки, а пуще того - разложение их детей, за военные авантюры, за нерыночную экономику.
Так что я понимал, что СССР обречен, и хотя это была моя Родина, я по ней не грустил ни минуты, ибо был уверен в её обреченности задолго до реальной гибели.
НО я полагаю необходимым понять, почему люди продолжают тосковать по СССР и чего им недостает в сегодняшнем мире. Потому что это одна из задач новых обществ - понять своих граждан.