Андрей Кокотюха На днях были названы
30 украинских книг, ставших знаковыми для страны за 30 лет независимости. О чем говорит этот список
На чьи голоса ориентировались эксперты,определяя знаковость тех или иных изданий. Были опрошены почти 35 тысяч человек. Не слишком много для 40-миллионной страны - но ведь в соцопросахобычно опрашивают куда меньшую аудиторию.
Наиболее актуальными, резонансными, имиджевыми читательский электорат назвал книги о прошлом. Конкретнее: в списке 14 из 30 важных - книги на историческую тематику. Не всегда художественные.
Лидер - Дело Василия Стуса, упорядоченное Вахтангом Кипиани. Для тех, кто слышал о скандале и судилище с Виктором Медведчуком, но не читал, объясню: это сборник материалов уголовного дела поэта и диссидента. Протоколы, рапорты, свидетельства, короткие воспоминания, сухой казенный язык репрессивной советской бюрократии. Уже продано более 100 тыс. копий и продолжение следует. Рядом в списке - Очерки истории Украины Ярослава Грицака, Врата Европы Сергея Плохия, История с грифом Секретно Владимира Вятровича, Летопись, написанная после 1720 года казацким канцеляристом Самойлом Величко. Практически все нехудожественные книги исторические.
С художественными еще интереснее. Большинство актуальных романов не просто исторические, а о вооруженной борьбе за государственность в ХХ веке. Но Иловайск Евгения Положия, Интернат Сергея Жадана и Доця Тамары Гориха-Зерня - тоже о вооруженной борьбе, уже во время нынешнее, военной драмы Донбасса. Поэтому возьму на себя смелость отнести к историческим также эти произведения. Добавьте сюда собрания сочинений Тараса Шевченко, Леси Украинки, Василия Стуса и поэтическую антологию ХХ века - вот вам классика и история одновременно. И остается меньше пяти книг современных авторов на актуальную сегодняшнюю тематику. Образно говоря, о мире, а не о войне и вообще прошлом.
За 30 лет независимости выходили десятки тысяч книг: поэтических, прозаических и т. п. Десятки украинских авторов переведены на многие языки мира и отмечены международными наградами. Но ни один из них не создал книгу на современном материале, о нашей с вами жизни, которая была бы актуальна и повлияла на него.
Обратите внимание: все исторические книги в списке знаковых, хоть художественные, хоть документальные, в основном акцентированы на борьбе активных украинцев и украинок с российской агрессией. Рискну предположить: каждая такая книга является нашей версией Нюрнберга. На известном процессе осудили немецкий нацизм, но до сих пор не состоялся суд над русским большевизмом. Голосуя и признавая значимость для дня нынешнего именно уроков истории, каждый, кто отдал свой голос, так или иначе критически оценивает прежде всего советское прошлое. И признает актуальность официального суда над агрессором, который задержал и до сих пор тормозит наше собственное национальное развитие. Прежде всего культурное.
И тут мы видим последствия российской агрессии. Я не слишком согласен с термином "русский большевизм" и не думаю. что все дело в большевизме.
Мне кажется,не будь этой войны против Украины, которую затеял Путин и которую с таким искренним и мощным восторгом приняли по существу все слои русского общества, мне кажется не было бы такого всеохватывающего интереса к истории последнего века в Украине.
Люди хотят доискаться до корней трагедии, которая произошла.Хочу быть верно понятным. Да, потери жизней и здоровья десятков тысяч людей - ужасны. Быть может еще ужаснее, что свой дом и свою родину утратили и стали вынужденными переселенцами уже не тысячи, а миллионы украинцев.
Мне однако кажется что самой страшной трагедией стало даже не это.
Главным ужасом и потрясением было то, что творят русские; и не просто творят - ОНИ МАССОВО И ИСКРЕННЕ ВСЕМУ ЭТОМУ РАДУЮТСЯ... . Да, 300-летняя имперская а потом советская пропаганда сделали свое дело - мы в отличие от русских действительно считали их братским народом - это были абсолютно массовые настроения, и тоже во всех слоях нашего общества. Мы прошли вместе (если исключить Запад) ужасы сталинизма и Голодомора (украинцы верили что и русских морили голодом), потом ужасы Великой войны и тяготы восстановления.
И после всего этого такой предательский удар - и... ОНИ РАДОВАЛИСЬ СОДЕЯННОМУ, ГРОМКО И ИСКРЕННЕ РАДОВАЛИСЬ... это было трудно осознать.
И... нестерпимо стыдно ощущать себя - простаком, легковерным дурачком, которого развели как лоха, а потом над ним же и смеялись... Потому хочется обдумать все и понять - как же мы до такого вот докатились... Уже российское вторжение бушевало в Крыму, уже БЫЛ ПРОЯВЛЕН взрыв российской радости по этому поводу - а опросы попрежнему показывали: украинцы к России относятся куда лучше, чем русские к Украине.
Это действительно национальный позор, и он нуждается в осмыслении. Чтобы подобно евреям могли для себя решить:
НИКОГДА БОЛЬШЕ!