Михаил Дубинянский Владимир Александрович Зеленский приближается к экватору своей президентской каденции. И по этому случаю в украинском публичном пространстве прозвучит немало оценок его деятельности - в основном критических.
Правда, отечественных хейтеров Зе уже опередил соседский автор Дмитрий Медведев, приписавший шестому президенту Украины все возможные грехи.
"Абсолютно несамостоятельный", "невежественный и необязательный", "не имеющий никакой устойчивой самоидентификации", "вывернутый наизнанку", "полностью поменявший политическую и нравственную ориентацию"…
Причем в одном с кремлевским злопыхателем не поспоришь: нынешний Зеленский действительно отличается от Зеленского, пришедшего на Банковую в позапрошлом году.
Ранний президент Зе был типичным инклюзивным проектом, привлекавшим совершенно разных, непохожих друг на друга граждан: от патриотов до "ватников", от приземленных обывателей до восторженных реформаторов. Визитной карточкой тогдашнего Зеленского стало стремление всех задобрить и никого не отпугнуть. Предельно обтекаемые и размытые формулировки. Избегание болезненных тем и острых углов. Подчеркнутая компромиссность и миролюбие. Проникновенные речи об объединении страны.
Сегодняшний президент Зе все чаще задевает чужие болевые точки и уже не способен понравиться всем и каждому. На смену демонстративному миротворчеству пришли демонстративная воинственность и жесткость. Санкции СНБО, активное закручивание гаек, грозные антиолигархические месседжи. Изгнание бывших соратников, уличенных в недостаточной лояльности.
В государстве Зеленского старые линии раскола не только не ослабевают, но и дополняются новыми: как при участии действующей власти, так и без оного. Деление наших соотечественников на "порохоботов" и "зебилов" уже стало классикой. Пандемия разделила страну на верящих и не верящих в опасность COVID-19. Запрет пророссийских телеканалов - на 49% одобривших это решение и 41% не одобривших.
Но, как ни странно, прогрессирующий раздор оказывается для Владимира Александровича не менее благотворным, чем ситуативное объединение украинцев вокруг его фигуры в 2019-м.
Да, спорные шаги правящей команды кого-то отталкивают, кого-то разочаровывают и тем самым сокращают электоральную базу Зе-президентства. Но, способствуя обострению внутренних противоречий, политика Банковой не позволяет разочарованным и недовольным гражданам оказаться в одном лагере.
Сколько бы критиков ни появилось у Зеленского, у них нет возможности выступить против гаранта единым фронтом. Одни из нас возмущены преследованием патриотичного экс-президента Порошенко - но им не поладить с теми, кто обижен из-за блокировки прокремлевских медиа. Другим не нравится попирание правовых норм под прикрытием деолигархизации - но им не сойтись с теми, кто не любит олигархов еще больше, чем Зе-команду.
Наше общество продолжает дробиться на враждующие кластеры, и степень неприязни к согражданам столь высока, что на их фоне критикуемый президент выглядит относительно меньшим злом.
Сейчас за него готова проголосовать примерно треть определившихся избирателей: это несопоставимо с рейтингом раннего Зе (который в сентябре 2019-го зашкаливал за 70%) и меньше, чем совокупная поддержка его конкурентов. Но в расколотом, раздробленном, предельно фрагментированном обществе стабильные 30% поддержки превращаются в мощную силу, которой нечего противопоставить.
море внутренних склок просевший рейтинг гаранта возвышается подобно неприступному утесу. Стойких сторонников Зе достаточно, чтобы одержать верх над любой отдельно взятой группой его противников.
И пока недовольные украинцы недовольны друг другом еще больше, чем политикой Банковой, шестой президент остается в выигрыше.
Если в 2019-м инклюзивность открыла Зеленскому путь к абсолютному лидерству, то в 2021-м взаимная нетерпимость гарантирует ему относительное лидерство.
Что самое примечательное в этой истории? Не исключено, что, разделяя и властвуя, Владимир Александрович до сих пор претендует на лавры объединителя страны.
В исполнении Зе хрестоматийное "divide et impera" выглядит не хорошо продуманной стратегией, а скорее спонтанной тактикой, которую нынешняя власть нащупала интуитивно, методом проб и ошибок.
К сожалению, стихийная эксплуатация взаимной вражды вызывает еще больше опасений, чем циничный политический расчет. Зеленский и Ко пользуются оружием, в котором слабо разбираются, - и тем выше риск, что в один прекрасный день оно выйдет из-под контроля.
Перманентная война всех против всех играет на руку Банковой, пока обстановка в Украине остается относительно стабильной. Но в случае резкой дестабилизации - стараниями Кремля или по каким-либо иным причинам - внутренний раздор обернется против действующей власти и вполне может сокрушить самого Владимира Александровича. Вместе с вверенной ему государственной машиной.
Может. Сокрушить может Зеленского всё. Однако во-первых, тут далеко не все создано Зеленским и ли хотя бы раздувается Зеленским. Языковую проблему раздувает не Зеленский - ее традиционно раздувают пророссийские силы.
Войну против антивакцинаторов и карантина тоже не создавал Зеленский, он даже пожалуй слишком старался не задевать консервативную часть общества, почему ответственен как минимум частично за то, что дельта-волну Украина встречает невакцинированной.
И волну ненависти против самого Зеленского тоже породил не он - войну против Президента Украины вели и продолжают вести объединенными усилиями кланы Медведчука, Порошенко и Путина - все они представлены в Украине и особенно широко в украинских элитах. Тут войну начинал не Зеленский. он в лучшем случае пытается перейти в контратаку, местами успешно, местами не очень. Но не он этот раскол породил.
Украинская политика 25 лет строилась на расколе Украины - прежде всего по линии Россия-Европа. Но политика раскола народа к выгоде грабящей и эгоистичной элиты - вещь для нас традиционная, так было все время. На мой взгляд (может излишне субъективный) тактику раскола прежде всего исповедуют противники Зеленского (только перечтите статью Медведва - сколько тяги к компромиссу в этих определениях! - а ведь именно это звучит в экранов наших ТВ каждый день буквально).
Дубинянский верно указывает на то, что пока тактика раскола не приносит успеха.Справедливо и то. что Зеленский начал действовать куда решительнее - у него появились реальные политические взгляды и он стремится ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ.
А в расколотом обществе всякое действие работает на раскол (и в нерасколотом тоже почти всякое).
И стоит прочесть ну хоть вот
этот комментарий чтобы ощутить - всякое осуждение раскола в нашей стране будет немедленно осуждено. И еще объявлено отвратительной манипуляцией.
И этот период надо просто пережить: с теми, кто сформирован предыдущим 25-летием, видимо ничего сделать уже нельзя. Они мыслят в категории "единственно правильно украинского патриотизма", и в этом смысле сторонники Мураева и Медведчука от сторонников Порошенко ничем не отличаются. Каждая из сторон считает противоположную предателями Украины и только себя - носителем абсолютного Добра, Истины и Справедливости.
Что само по себе указывает на огромную роль пропаганды и неспособность людей противостоять пропаганде ненависти и раскола (см.
Первый постулат) Люди, нарушающие Первый постулат составляют сегодня большинство и как мне кажется - неизлечимы.
И любой политик должен к этому качеству электората приспосабливаться, ибо изменить его можно только путем вымирания и замещения новыми поколениясми