Денежный тормоз

Aug 19, 2021 07:20


Ярослав Романчук

Украинец и американец платят примерно одинаковую цену за Теслу. Украинец и немец платят примерно одинаковую цену за iPhone. Украинец и британец платят примерно одну цену за бутылку «Гиннеса». Есть один товар, за который украинец вынужден платить в 5−10 раз больше, чем жители экономически свободных стран. Этот товар - деньги. Шведская, швейцарская или ирландская семья легко возьмут кредит на покупку жилья на 20−30 лет под 2% годовых. Украинская семья вынуждена платить, как минимум, в пять раз больше - в валюте. В гривнах же с учетом рисков инфляции, особенностей рынка труда будет еще больше.

Сегодня датский, канадский или мальтийский бизнес может получить кредит под 0% годовых на пять лет. Украинский бизнес в долларах должен платить за кредит в 10−15 раз больше. Разница в цене заёмных денег между бизнесом Украины и странами Центральной Европы примерно в пять раз. Как же так получилось, что Украина продолжает оставаться за Железным занавесом мирового финансового рынка. По товарам и торгуемым услугам интеграция завершилась. С учетом покупательной способности, производительности труда и миграционных особенностей украинцы вписались в мировой рынок труда. Острая проблема остается лишь на рынке денег.

Цена вопроса для Украины очень высока.

По итогам января-июля 2021 года, юридическим и физическим лицам выдано 981 млрд гривен. Из них 76,5% получил коммерческий сектор. В гривнах выдано 473 млрд (в эквиваленте $17,6 млрд), в иностранной валюте - $10,3 млрд. Для упрощения калькуляции возьмем всю сумму в долларах - $28 млрд или 20% ВВП. Данная цифра указывает на очень низкую кредитную активность бизнеса и населения. Для сравнения в Швеции этот показатель 140% ВВП, Польше - более 50% ВВП, Новой Зеландии - 155%, Израиле - 65%, США - почти 220%.

Если страна полноценно интегрирована в мировой финансовый рынок, если ее институты признаются своими самыми авторитетными финансовыми центрами мира, то стоимость денег сегодня составляет в среднем 3% годовых. Если бы Украина была в этом почетном клубе стран с рыночной, открытой финансовой, денежной системой, то её юридические и физические лица ежегодно направляли бы на обслуживание $28 млрд кредитов на $840 млн. Если же деньги стоят 12%, то их обслуживание ежегодно обходится в $3,36 млрд. Можно предположить, что из-за дефектов монетарной, финансовой и регуляторной политики украинцы ежегодно переплачивают более $2,5 млрд или 1,7% ВВП.

Это лишь часть издержек упущенной выгоды. Высокое регуляторное давление на денежном, валютном рынке, обременительные транзакционные издержки придушили этот сегмент рынка. Если бы финансовый рынок в Украине был бы такой же емкости, объема и качества, как в развитых странах, тогда домашние хозяйства могли бы гораздо активнее покупать товары и услуги, в том числе недвижимость.

Иными словами, интеграция страны в мировой финансовый рынок, создание качественного внутреннего финансового рынка позволяет ей запустить круг производственной добродетели. Его бенефициарами являются 97% населения и бизнеса страны. Однако три процента категорически против. Эти люди - прямые бенефициары финансовой олигополии, жесткого денежно-валютного протекционизма.

Старые большие игроки заняли командные высоты в самых выгодных финансовых нишах, возвели высокие барьеры входа на рынок, вооружились поддержкой регуляторов - и успешно отстреливают новые источники роста и развития. Такой расклад на руку операторам «серого» рынка. Они на пару с чиновниками/контролёрами/ обслуживают финансовые потоки бизнеса и домашних хозяйств. На фоне высокой цены кредита у политиков появляется соблазн предоставить для отдельных категорий граждан или бизнеса льготы и преференции - во имя благородных целей. Одним - на жилье, другим - на «инновационное развитие», третьим - на «устойчивое развитие», другим - на экологические, инфраструктурные, региональные проекты. На вопрос, за чей счет банкет, бенефициары этого схематоза предпочитают не отвечать, хотя он очевиден. Когда цена денег для всех - 20% годовых, а для избранных - 5−7%, то разницу компенсируют налогоплательщики или обыкновенные заемщики.

Украина очень дорого платит за денежный протекционизм, финансовую самоизоляцию и нерыночные механизмы распределения ограниченных ресурсов внутри страны. Издержки экономики не только в ежегодной потере 2 - 3% роста ВВП. Происходит эрозия доверия к государству и его основным институтам. Иностранные инвестиции, прорывные технологии, суперталанты предпочитают обходить Украину стороной или ограничивать своё присутствие в ней. Убедительное тому доказательство - объем накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на душу населения. По итогам 2020 года в Украине этот показатель составил всего $1119. Для сравнения в Польше ПИИ per capita составили $6257, Словакии - $11720, Швеции - $40240, Ирландии - $270932.

По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) более чем за 25 лет экономического развития Украина накопила у себя менее $50 млрд ПИИ. Это мизерные 0,1% от общемирового объёма. Украинские компании стали прямыми иностранными инвесторами в других странах с объёмом капитала всего в $2,9 млрд Это 0,007% общемирового объёма исходящих ПИИ. Для сравнения казахские инвесторы вложили за рубеж $14,1 млрд ПИИ, турецкие - $52,5 млрд, южнокорейские - более полутриллиона долларов.

Украина является лишь пассивным наблюдателем той бурной финансовой, кредитной активности, которая происходит в мире в последние годы. И это выбор внутренних управленческих, экономических и политических элит. Они делают ставку на ручное управление, регуляторную олигополию, а не на рыночную конкуренцию в сфере денег и финансов. Вот поэтому при огромном пуле дешёвых, свободных денег в мировой экономике, высоком спросе на инвестиционные проекты украинцы вынуждены в разы переплачивать за кредиты. Разве вы купили бы iPhone в Украине за $10 тысяч при его цене в $1000 в Америке?

Все это прекрасно. Автор собрал кучу фактов о том, какие огромные потери несет Украина в финансовой сфере и напомнил нам о них. Чего он не сказал - что конкретно надо изменить, чтобы эти барьеры пали. Кто именно главный носитель зарегулированности финансовой сферы и кто главные бенефициары.
А без этого ценность текста для читателя резко падает.

Отмечу - в России ситуация лучше в разы. Потому для сдерживания ее роста понадобились санкции. Украина находится под санкциями всегда и эти санкции наложены ее собственной элитой. Именно союз политиков высших управленцев и олигархата главные бенефициары и главное препятствие.

Что совершенно не мешает украинцам голосовать за этих бенефициаров. И всерьез годами обсуждать насколько Порошенко патриотичней Медведчука. Или компетентней Зеленского, который постепенно всем коллективом вливается в дружную компанию украинской элиты

PS Господа критики, давайте не будем обсуждать вопрос: в 10-15 раз больше 0% - это сколько?
Я понимаю что это главное в тексте мимо чего ваш соколиный глаз и собачий нюх просто не может пройти

свобода, финансы

Previous post Next post
Up