Михаил Дубинянский "Мразь". "Падаль". "Проклятая гадина". "Зловонная куча человеческих отбросов". "Взбесившиеся псы капитализма". "Презренная, ничтожная кучка авантюристов". "Оголтелая и беспринципная банда вредителей, диверсантов, шпионов и убийц".
Эти образцы изящной словесности принадлежат легендарному прокурору СССР Андрею Вышинскому.
Во время публичных политических процессов Андрей Януарьевич не жалел оскорблений в адрес подсудимых. Причем поношение репрессируемой большевистской гвардии выглядело особенно пикантно, учитывая биографию самого товарища Вышинского.
Февральскую революцию он встретил членом меньшевистской партии. При Временном правительстве возглавлял 1-ю Якиманскую районную управу города Москвы. В сентябре 1917-го распорядился о выполнении на вверенной ему территории правительственного приказа о розыске и аресте немецкого шпиона Ульянова-Ленина. А в ряды победивших большевиков вступил лишь в 1920-м, под конец гражданской войны.
Безусловно, между компрометирующим прошлым Вышинского и его рвением в тридцатые годы существовала определенная связь: памятуя о своих прегрешениях и чувствуя собственную уязвимость, сталинский прокурор старался как мог…
Времена меняются, но некоторые поведенческие модели остаются неизменными. Российская агрессия против Украины и наш демонстративный разрыв с северным соседом породили новое представление о компромате.
Имперский бэкграунд превратился в порочащее обстоятельство, и многим публичным фигурам приходится жить с грузом прошлых грехов.
Кто-то еще в молодости успел побывать активным членом ВЛКСМ и даже вступить в КПСС.
Кто-то добровольно участвовал во второй чеченской войне на стороне Москвы.
Кто-то дружил с российскими националистами, поддерживал Януковича во время Майдана, восхищался "Беркутом" и глумился над протестующими.
Теперь это не просто украинские патриоты, но патриоты более радикальные и бескомпромиссные, чем кто-либо другой. Не стесняющиеся в выражениях. Не знающие снисхождения к соотечественникам. Бравирующие своей нетерпимостью к чужому мнению. Обличающие и обвиняющие. Клеймящие и разящие.
Хейт становится для многих украинцев такой же индульгенцией, как и для бывшего меньшевика Андрея Януарьевича Вышинского. Лучший способ застраховать себя от обвинений в недостаточной украинскости - обрушиваться на других, объявляя их украинофобами и вражескими агентами.
Чем больше агрессии, тем несомненнее преданность национальному делу.
Синдром Вышинского может быть результатом циничной и продуманной тактики. Лучшая защита - это нападение.
Синдрому Вышинского подвержены самые разные граждане: от рядовых пользователей соцсетей до топ-политиков. Разумеется, первым приходит на ум Петр Порошенко - бывший соучередитель Партии регионов, бывший министр Януковича, бывший диакон Московского патриархата, переквалифицировавшийся в ярого национал-патриота.
Однако многие представители Зе-команды, вышедшие из безыдейной среды, отягощены неподобающим прошлым не меньше, чем Петр Алексеевич. Как следствие, во власти уже обнаруживаются персонажи, пытающиеся казаться святее Папы Римского и непримиримее своих предшественников.
Напротив, большую умеренность и толерантность нередко демонстрируют те из нас, кто не переживал крутых идеологических разворотов. Правда, есть определенные нюансы. Нетерпимостью к Путину или Медведчуку в Украине уже давно никого не удивишь.
После 2014 года отвращение к правящему российскому режиму и его сторонникам стало для нас чем-то само собой разумеющимся. Войдя в привычку, хейт, направленный в адрес Кремля, перестал выглядеть настоящим хейтом.
Чтобы выделиться на общем фоне и показать себя более непримиримым патриотом, чем другие, нужно идти дальше.
Упражняться в откровенной ксенофобии. Нагнетать ненависть на языковой и культурной почве. И, конечно, заниматься неустанным поиском внутренних врагов: "зебилов", "порохососов", "малороссов" и "распространителей имперских нарративов" из числа бывших союзников по Евромайдану.
Разоблачение предателей, примазавшихся к украинскому делу, помогает подчеркнуть собственную идейную чистоту и бескомпромиссность. Остается порадоваться лишь тому, что последствия хейтерских атак в Украине не столь болезненны, как в СССР 1930-х. Испорченные нервы, сокращение круга общения, неприятности на профессиональном поприще - с чем-то большим жертва современного хейта не сталкивается.
Тюрьмы, лагеря и массовые расстрелы ей не грозят. Хотя наших сограждан, одержимых синдромом Вышинского, это обстоятельство скорее разочаровывает.
Явление действительно имеет место быть, потому что принадлежит к явлениям вечным - и еще Ленин с иронией отмечал, что самыми бескомпромиссными русскими патриотами среди большевиков были как раз грузин Сталин и поляк Дзержинский. Так что это в природе вечного политического животного - голой двуногой обезьяны.
Наверное в России сегодня самыми квасными патриотами стали среди запутинцев бывшие либералы - но это уже виднее русским. В моих глазах негатив текста, безусловно выбранный сознательно - это отсутствие имен, по имени назван только один Порошенко - правда он безусловно пожалуй самый яркий и в политическом и в церковном отношении: и основатель Партии регионов, и диакон УПЦ МП.
Самое лично для меня удивительное - это искренняя вера миллионов в его безусловный патриотизм и преданность мове и вере, но глядя на мир вообще трудно не удивляться, а причуды украинского политического сознания всего лишь одна из иллюстраций.
А вот кого он еще имеет в виду - по названным признакам верхушка тусовки безусловно опознает персонажей, но нам имена не сообщают. Интересно, не являет ли Татаров сегодня как раз пример полной нетерпимости к противникам Майдана, каковым был и он в 14-м году? Но у меня нет инсайдов в ОП, а без них такого не узнать.
А было бы крайне интересно проверить... господа, выдвигайте кандидатов на заполнение вакансий:
Кто-то добровольно участвовал во второй чеченской войне на стороне Москвы.
Кто-то много лет проработал в популярной московской газете.
Кто-то дружил с российскими националистами, поддерживал Януковича во время Майдана, восхищался "Беркутом" и глумился над протестующими.
Правда интересно узнать - мне кажется, под этими признаками скрываются некие конкретные наши суперпатриоты - только вот имен я не ведаю, а было бы интересна....