Армия Порошенко. Кто такие искренние порохоботы и ради чего они идут в Фейсбук

Jul 07, 2021 11:16


Название текста Ольги Кириленко наводит воспоминания школьных лет. Оно взывает вспомнить название "«Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?» - да-с, господа первая большая статья Владимира Ульянова (Ленина), учить заставляли с младых ногтей.

А тут и впрямь есть параллели - как сформировалась армия порохоботов - это любопытная тема. Автор конечно на Ульянова не тянет, но вопрос изучала и старалась, за что ей спасибо. Я особо критиковать материал не могу - у меня и без того репутация человека слегка двинутого на Порошенко.э
Забавно что то. что считалось два года назад явным симптомом сегодня ужде выглядит тезисом прадоподобным, хотя и недоказанным. Что ж, tempora mutantur, так что подождем, может обвинение в болезненном пристрастии и удастся с себя снять.
Однако пока что необходима осторожность как учил нас Уэллс, тот что Г.Дж.



Людмиле Крыжановский из Киева 52 года. У нее два высших образования - российской филологини и економистки, и о первой сейчас она предпочитает не вспоминать. Людмила занимается предпринимательством и волонтерством - помогает госпиталям, плетет маскировочные сетки и собирает деньги для нужд военных.
Смотрит телеканалы "Эспрессо" и "Прямой", периодически листает "Зеркало недели" и "Украинская неделя". А еще активно пишет в Фейсбук - чтобы популяризировать Украину и Петра Порошенко.

"Я рассказываю людям, какую ошибку они сделали (на президентских выборах 2019-го - УП), как мы это можем исправить и как готовиться к следующим выборам", - рассказывает Людмила.
Людмилу не обидеть словом "порохобот". Наоборот - оно будет для нее комплиментом. И, на самом деле, не только для нее.

Хочется выяснить, в результате чего этот самый порохобот появился в украинском сегменте Фейсбуке, ради чего он лезет в перепалки, как реагирует на журналистские расследования и что его может разочаровать в Порошенко.

Эффективная технология
Слово "порохобот" уже в 2014 году ходило между штабами Порошенко-Тимошенко, в Фейсбуке и Твиттере.
А потом возникало в исследованиях и даже показаниях в Конгрессе США - в смысле алгоритма или человека, который оставляет нужные комментарии в пользу Порошенко в нужном месте.

"Мы живем во времени, когда телевизор постепенно теряет свой вес в политике. Его еще смотрят, но главная драка происходит в интернете, в соцсетях. Все пассионарии уже там", - объяснял как-то в разговоре с УП один из главных штабистов Порошенко. Этим и была продиктовано такое агрессивно-динамическое построение сети сторонников в соцсетях, которую проводила команда Порошенко. Если за тебя некому драться в соцсетях - у тебя нет шансов победить на выборах.

Необходимость создания "порохоботов" заключалась еще и в том, что в 2016 партия почувствовала, что избиратель теряет доверие к официальным спикерам. Ответственность за донесение месседжей Порошенко до публики надо было переложить на того, кто бы ни ассоциировался напрямую с БПП или АП.

Идеологическую рамку работы штаба Порошенко и сети его ботов задал главный стратег бывшего президента Игорь Грынив . Его моделирование образа Порошенко вокруг защиты "армии-языка-веры" и противопоставление "если не Порошенко - это Путин" полностью определили адженду "порохоботства" как явления.



Медийная команда Порошенко, как то Юрий Стець, Олег Медведев, Святослав Цеголко или Владимир Горковенко, наполняла оперативным контентом так называемые темники для партийных спикеров и ботов. И делали это четко в формате рамки Грынива.

Технически запуск сети влияния предусматривал создание небольшого телехолдинга (к "5 каналу" добавился вновь "Прямой" а потом и ЕСПРЕСО) и построение сетки "сторонников" в соцсетях.

Вторую задачу для команды Порошенко решало диджитал-агентство Postman Ярослава Медведя, которое поймали на созданнии фейковых аккаунтов и продвижении через них соответствующего контента. При том, Порошенко был не единственным клиентом Медведя .

Параллельно команда Порошенко раскручивала ряд лояльных "блоггеров" и "экспертов". Под крылом Бирюкова собрался целый пул из людей типа Мирослава Олешко, Мирослава Гая, Виктора Трегубова или Юрия Гудыменко.

На "экспертность" блогеров работали каналы из группы Порошенко, а сам президент проводил с ними "теплые встречи". Как вот в марте 2018-го на Банковой , после чего в Фейсбуке появилось несколько постов с хэштегом #Я_Пидтримую_Президента, а у одного из героев этого текста, Мирослава Олешко - совместное фото с тогдашним гарантом.

На третий день после проигрыша Петра Алексеевича Бирюков признал, что порохоботы "могли навредить" его шефу агрессивной риторикой в соцсетях. Но какой бы ни была вред от очередной технологии команды Порошенко, ее эффективность сложно отрицать. Ведь хорошая политтехнология - та, что прижилась на людях.

Вторая волна

Со временем к сетевым ботов и лояльным блоггерам примкинули и реальные люди, которые двигались по уже сложившейся канве политтехнологов.. Этому способствовала как значительная политизация общества, усиленная революцией 2013-2014 годов, так и нарастающее развитие соцсетей, объясняет социальный психолог, профессор Института социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Вадим Васютинский.

"Если общество уже политизировано, а в нем еще и появилось виртуальное пространство - интернет, соцсети - то оно тоже не может быть другим" , - рассказывает он.

Кто же в 2014 году стал искренним порохоботом?

В основном, это избиратель Черновола в 1991, Кравчука в 1994, Кучмы в 1999 (в противовес коммунисту Симоненко), Ющенко в 2004 и первом туре 2010 года, рассказывает политический аналитик Фонда "Демократические инициативы" им. Илька Кучерива Андрей Сухарина. Это если рассматривать порохоботов как ядерный электорат Порошенко, который сосредоточен на Львовщине.

За Чорновила и Ющенко голосовала и упомянутая в начале киевлянка Людмила Крыжановская. На все остальные выборы до 2014 года - когда пришлось простоять 6:00 в очереди, чтобы поддержать Порошенко - не ходила. За самыи Порошенко начала следить еще со времен Оранжевой революции.

Для своих младших сторонников, вот как для 22-летнего студента из Львова Владислава Мережко, Порошенко стал "героем" следующей революции - Достоинства. Хотя в те времена пределом мечтаний Порошенко была бы должность городского головы Киева.

Тогда Владиславу было 16, он начал интересоваться политикой и увидел с экрана человека, "который фактически возглавил протест". В отличие от "тройки", Кличко, Яценюка и Тягнибока, Порошенко не часто появлялся на сцене Майдана и в эпицентр событий особо не лез - за исключением известного эпизода с бульдозером на Банковой 1 декабря.

"А уже на выборах посмотрел на других кандидатов - они даже не были конкурентами Порошенко, это смешно. Они не могут быть конкурентами для такого человека", - делится он.

Теперь самое интересное - кто же такие эти реальные порохоботы?
В этом вопросе эксперты чаще всего опираются на ядерный электорат политика, ведь порохоботоив как отдельное явление пока не изучают. Избиратели Порошенко и Зеленского - люди примерно одинакового возраста, того же количественного соотношения между женщинами/мужчинами и уровня дохода, среднего и высокого, объясняет Сухарина.
/тут просто не могу смолчать: социолог от Деминициатив не может не знать: избиратель Порошенко ощутимо старше избирателя Зеленского и по этому параметру ближе к избирателю Бойко, а не Зеленского - В.Т./

"Возможно, между условными порохоботамы и зелеботамы и есть такое великое противостояние, потому что это часто очень похожи люди. Те, что живут рядом и имеют схожие условия жизни. Но в какой-то момент их взгляды на то, как должна развиваться страна, разошлись" , - предполагает аналитик.
/И это вранье необъяснимо для социолога: после поражения Порошенко порохзоботы пережили такоую огромную фрустрацию и такой невиданный взрыв ненависти к Зеленскому и его сторонникам - что ни о какой взаимности не могло быть и речи; это был очень эмоционально впечатляющший и абсолютно очевидный факт - он просто врет - да простят мне не политкорректный термин - В.Т./

Из отличий - регион проживания и язык общения. Сторонники Порошенко сосредоточены на Западе и в Центре и несколько чаще говорят на украинском.

Васютинский, который называет себя ситуативным порохоботом , определяет среднестатистического представителя этой группы как мужчину или женщину 40-50 лет с высоким уровнем образования, подчеркнутой патриотической, проевропейской и антироссийской позицией. Он разделяет порохоботив на две группы:

• патриоты, стали сторонниками Порошенко по результатам его президентства. Для этих граждан важные ценности - армия, язык, вера, движение в сторону Европы;

• люди, которые увлекаются Порошенко как сильным лидером. Они скорее симпатизируют Порошенко как политику, бизнесмену, мужу и тому подобное.

Первая группа является более многочисленной, а вот является ли вторая более преданной и радикальной в своих порывах - вопрос. Васютинский считает, что все зависит от повода для дискуссии: если "нападают" на язык или армию, активнее будут порохоботы из первой группы, если на самого Порошенко или, например, его жену - активничать будут вторые.

Себя Васютинский причисляет к первой группе. Признается, что не верит в патриотизм пятого президента, но рассматривает Порошенко как инструмент воплощения близкого для себя политики.

В отличие от Васютинского, у Людмилы Крыжановской, Мирослава Олешко и Владислава Мережко нет причин сомневаться в патриотизме Порошенко.

Порохоботы Vs агрессия

Являются ли порохоботы наиболее агрессивными на фоне сторонников других политиков?

На этот вопрос ответить сложно, говорит кандидат психологических наук, преподаватель Острожской академии Ольга Ткачук . Но их заметную активность можно объяснить тем, что у них больше триггеров для отстаивания своей позиции.

"Например, у зелеботов меньше точек чувствительности, потому что риторика Зеленского - это и нашим, и вашим. И русский язык давайте, и единение, и т.д. - там нет поля для проявления этой нетерпимости. А у Порошенко оно как раз благодатное - армия, язык, вера " , - объясняет Ткачук.

Желание порохоботов, а также иных ...ботов постоянно приобщаться к дискуссиям в соцсетях и доказывать другим свою точку зрения она связывает с возможно низким уровнем развития коммуникативного блока у таких людей - то есть неумением отстаивать свое мнение в реальной жизни. Или низкой самооценкой, что часто идет "в комплекте".

Психологический парадокс: чем больше человек сомневается в своей позиции, тем больше причин она будет искать для ее подкрепления. Иногда - вплоть до фанатизма.

"Это гиперкомпенсация собственной неуверенности" , - добавляет Ткачук.

Еще один интересный момент - как политические сторонники реагируют на факты, ставящие под сомнение репутацию их лидера. За время президентства Порошенко и два года после него получилось столько журналистских расследований с его фамилией - фабрика в Липецке , Роттердам + , Мальдивы, хищения в оборонке, встречи с Коломойским и Медведчуком , что, казалось бы, у каждого порохобота мог быть хотя бы один повод для разочарования.

Но нет. Каждый нашел для этих материалов свое объяснение: от "Порошенко недокомунницировал Мальдивы" до "у нас стояла задача - обороноспособной армия" и "о чем вы говорите?".

"Каждый инфоповод - Липецкая фабрика, его доля в Рошен, кражи в оборонке - я стараюсь проверить, разобраться, действительно ли он виноват. Думаю, что и Венедиктова, и Зеленский очень хотят, чтобы это было правдой, но, видите ли, не хватает фактов , чтобы отправить этого человека в тюрьму", - объясняет свою позицию Владислав Мережко.

"Я очень хорошо за этим всем слежу, знаю, что есть фейки, что это все неправда, что Липецк давно отжали", - резко отрубает Людмила Крыжановская.

Ткачук объясняет это тем, что люди склонны верить и подыскивать для формирования своей позиции те факты, которые подтверждают их точку зрения. На те же, что ставят ее под сомнение или отрицают - не обращают внимание.

Последний вопрос к Людмиле Крыжановской - что может разочаровать ее в Порошенко? Она моментально отвечает: " Ничего. Он никогда не предаст Украину".

Ну могу только к тому добавить. что чтобы ни говорила психолог Ткачук. нго то что вытворяли порозхоботы в 2019-м после поражения кум ира - этобыло нечто крайне редкое. Нечто похожее я видел только в Донецке5 в 2005-м после поражения Януковича, такая разновидность массового психоза, когда люди в некоторых отношениях полностьюж утрачивают адекватность и буквально дышат ненавистью.

Ну и то что истинные верующие не признали и не признают вообще никаких фактов - вещь привычная. А то что их ответы выглядят глубок неадекватными - ну посмотрите выше как Крыжановская отвечает на обвинение Липецкой фабрикой - резко, даже грубо и кратко: "Липецк давно отжали". При этом полностью игнорируется что:

- Порошенко обещал продать все свои активы -не продал ни одного
- Липецкая фабрика проработала два с лишним года и исправно платила налоги в российскую казну - именно в период наибольшей остроты в войне России против Украины.

И то, что фабрику "отжали", никак не опровергает приведенного - но не для Крыжановской!
Это все для нее ничто - она ЗНАЕТ что Порошенко никогда не предаст, а значит любые сообщения об этом -фейк.

Все это каждый желающий мог спокойно созерцать прямо в этом журнале. Как итог почти все активные сторонники Порошенко перестали комментировать здесь.

Но не перестали верить своему кумиру

Порошенко, #Я_Пидтримую_Президента, сторонники, вера, армия

Previous post Next post
Up