Главный принцип пропаганды Кремля. Что внушают россиянам

Jun 02, 2021 17:20



Бывают странные сближения.
А.Пушкин
Не-е-т, нет, и не уговаривайте - велик Алксандр Сергеевич! Вот только что я опубликовал ну с моей точки зрения глупое просто до чрезвычайности решение мониторинговой миссии ООН насчет закрытия каналов Медведчука .

Выругался про себя -заставь дурня богу молиться, вздохнул и отправился читать сайт НВ. И первый текст, который я открыл, - это оказался текст Питера Померанцева, британского журналиста, который исследует российское медиапространство. Я прочел первый абзац, ахнул и еще раз вспомнил мою любимую максиму Пушкина. Впрочем, судите сами

Увы, в мир вернулись людоеды времен железного занавеса, но немного в другой форме. Они пользуются тем, что уже адаптировались к новому миру, но этого еще не сделала демократическая сторона. Пока она не понимает, как поддерживать демократические ценности в новой игре. В XX веке главной идей демократической версии информационного пространства была свобода слова и плюрализм. К сожалению, сейчас люди не могут согласиться с самим определением того, что является фактом, что правдой, а что ложью. Это угрожает самой базовой идее плюрализма.
/Вот именно. И защита плюрализма и свободы мнений в стиле стандартов прошлого века -да еще в стране, которая воюет против России - головотяпство чистой воды. Но ведь не втолкуешь... а пассаж - ну просто как на заказ под решение миссии ООН - В.Т./

Идея манипулирования, используя не сильную веру в идеологию, которая была главным оружием пропаганды в XX веке, а усиливая сомнение, имела место и раньше. Например, сигаретные фирмы в 50-х создавали псевдонаучные институты, чтобы заставить людей сомневаться в связи между раком и сигаретами. Потом нефтяные компании то же самое начали делать в 80-х и 90-х, чтобы заставить сомневаться в связи между потреблением нефти и изменениями климата. Это всегда существовало.

Далее этим стала заниматься и политическая пропаганда, особенно в России в 2000-х, когда у Кремля уже не было идеологии, уже никто не верил в коммунизм и в какие-то демократические изменения в стране (как в начале 90-х). Осталось лишь циничное мировоззрение, а одной из целей стало убеждение всех, что везде коррупция. Мол, да, мы коррумпированные, но все коррумпированные. И главное - сеять чувство сомнения и недоверия, делая не только другую сторону демобилизованной, но и свою.

Главная цель кремлевской пропаганды - чтобы свои люди говорили: «Ну, изменения невозможны, демократия - это миф. Смотрите, что происходит в Украине». Такова линия кремлевской пропаганды: «Они хотели демократию, а получилась война. Все плохо, не нужно ничего менять». Мол, лучше сидеть дома, пить это странное кислое русское пиво, смотреть телек и ничего не делать".

Для них главное - убить в людях идею, что есть что-то хорошее, что есть будущее. Кстати, Кремль, Болсонару, Трампа и так далее связывает ностальгический тип пропаганды. В ней никогда нет идеи будущего. Нет будущего, прогресса нет, есть только вечный цинизм, который очень приятен людям. И, конечно, место идеологии в мировоззрении замещается конспирологией. Мир весь объясняется через матрешку теории заговора. Конечно, это не случайно, что главная любимая фраза Дмитрия Киселева: «Совпадение? Не думаю». Это главный мем этой псевдоидеологии. А в мире конспирологий, конечно, вы ничего и не можете поменять. Вы ничего не понимаете. Вы должны сидеть дома, вам нужен Путин или Трамп, или Болсонару, и они будут вам помогать в этом сложном мире, который вы никогда не поймете.

В подобной теории заговора важно чувство сплоченности: есть «мы», окружены страшными «ими», которые нам угрожают. Опять не случайно, что российское движение молодежи называется Наше. И конспирология, конечно, дает людям внутренне приятное чувство, что все их личные проигрыши (неуспешны, жена ушла), - это не из-за них, а из-за какго-то там злого мира и его заговоров.

Одна из приятных черт конспирологических теорий - это то, что они объясняют хаотический мир. Но более важной для их последователей составляющей является обретаемое чувство идентичности. Например, в США большинство приверженцев теории заговора QAnon даже не разбираются в ней, они просто хотят быть частью этого сообщества. Исследования показывает, что большую часть людей интересует именно чувство идентичности. Сейчас наблюдается коллапс старых идентичностей - социальных классов, старых работ, даже старых понятий гендерных идентичностей. Взамен люди ищут новые формы объединения и, увы, часто обращаются к конспирологии. Это очень видно в России и в каком-то смысле наблюдалось и в Украине, когда целая череда старых смыслов рухнула после конца СССР, после чего начался странный вакуум.

Происходящее напоминает религиозные войны XVI - это тоже был период, когда произошел переворот в информационной технологии. Тогда наблюдался переход от единого централизованного «СМИ» церкви к появлению разнообразных информационных источников после прихода печати. В то же время стали появляться разные секты, конспирологические теории, наблюдался социальный и политический кризис, информационный хаос.

Тогда роль пускового механизма сыграло изобретение печатного станка, тут же все началось с телевидения, увеличения количества телевизионных каналов, а появление интернета перевело всё в новое качественное измерение.

«Злые силы» мира уже адаптировались к эпохе интернета и поняли, что могут на него влиять.
Это сложнее, чем старая модель, но известно, как на изменения среагировала своеобразной цензурой российская власть - законами про экстремизм. Теперь люди бояться что-то писать, так как их действительно могут посадить за лайк в поддержку Украины. Сюда же входит и создание «фабрик троллей», а также буквальный контроль над социальными платформами - дружелюбные олигархи, покупающие ВКонтакте, и так далее. Это мягкая версия китайской модели контроля.

Теперь осуществляется цензура через шум - на людей опускается такое количество информации, что они больше не могут разобраться и не знают, кому и чему доверять. Но доверие и контакт между людьми и есть суть демократии. Увы, это невозможно в нынешнем информационном пространстве.

Центральная идея текста - противники демократии поняли. как в новых условиях можно использовать слабости демократии. И мы помним что именно через демократические процедуры некогда к власти пришел Гитлер. а после мы видели как в странах еще слабой только растущей демократии к власти приходили диктаторы.

Демократии особенно растущие не устоявшиеся должны быть способны себя защищать! В том числе от атак путинского режима. И очень бы хотелось. чтобы эти простые идеи начали понимать в развитых демократиях. НО эти самые развитые демократии пока еще не ощутили угрозы и все еще воюют друг с другом и внутри себя - а помогать становлению новых демократий не очень торопятся - до определенного предела им режимы вроде Путина и товарища Си понятней, выгодней и удобней шумных и бестолковых становящихся демократий. И урок Мюнхена опять оказался невыученным - Германия это демонстрирует особенно отчетливо.

К сожалению

свобода слова, демократия, информвойны

Previous post Next post
Up