Мог ли Ryanair не сажать самолет и что будет дальше

May 24, 2021 14:52

Я предлагаю читателям комментарий Андрея Гука, партнера юридической фирмы Анте, эксперта по авиационному праву, просто чтобы мы могли уяснить себе, что именно нарушил Лукашенко в том, чтот касается международного права в сфере авиаперевозок

Должны существовать разумные основания утверждать, что самолет используется с целью, несовместимой с целями Чикагской конвенции.

Сообщение о минировании не подтвердилось. Насколько это было сообщение, которое давало разумные основания, - неизвестно. Маловероятно, что это могло быть серьезное сообщение. Скрыть реальную цель перехвата самолета будет невозможно



В случае перехвата не должны быть поставлены под угрозу жизни лиц, находящихся на борту, и безопасность воздушного судна. В случае с рейсом Ryanair был ближайший аэропорт для вынужденной посадки самолета - не на территории Беларуси. То есть действия по перехвату самолета ставили под угрозу жизни лиц, находившихся на борту, и безопасность воздушного судна, если считать угрозу реальной.

Кроме того, перехват истребителем - это крайняя мера, этому должен предшествовать определенный радиообмен и пр. (приложение 2 к Чикагской конвенции - Правила использования воздушного пространства, Инструкция по использованию воздушного пространства Республики Беларусь). А здесь же сразу подняли истребитель.

Прописано также правило в приложении 2 к Чикагской конвенции, что перехват если уже произошел, то должен использоваться только в целях идентификации самолета или его направления по правильному маршруту или избежания реальных угроз. Эту грань перешли.

Могла ли авиакомпания не выполнять указания диспетчеров и истребителей? Нет, не могла, так как была в воздушном пространстве Беларуси и должна выполнять такие указания.

Интересным является вопрос, кто и что может с этим сделать. И здесь как всегда, международное право сводится к политической воле. Авиакомпания может требовать компенсаций. И, вероятно, их получит.

ЕС может потребовать от Беларуси компенсаций. Может даже подать в ИКАО иск. Может закрыть пространство Беларуси для своих самолетов. Впоследствии может даже обратиться против Беларуси в Международный суд ООН.

Как это поможет задержанному? Никак.

Т.е. в рамках правил авиаперевозок помочь задержанному нельзя, а вот в суд ООн обратиться можно. И сколько лет будет тянуться процесс? - долго.

Ну а вопрос о наказании Беларуси - вопрос политической воли. Хотят лидеры Европы что-то делать или не хотят? Увидим - все еще станет явным.

И еще один вопрос - а зачем бацька это сделал? Зачем он загоняет себя в угол полной зависимости от Путина, которые его на дух не выносит? а вот это я бы хотел понять.
Пока не получается

самолет, Лукашенко

Previous post Next post
Up