Убийство Немцова и новый путинизм. Фрагмент из диалога.

Mar 15, 2015 13:40


Диалог состоялся 4 марта на Радио СВОБОДА, участники политологи Марк Урнов, Григорий Голосов, Александр Кынев, ведущий Михаил Соколов.
Диалог длинный и неровный, я позволю себе процитировать буквально парочку разрозненных фрагментов

Михаил Соколов: Я хотел бы и от других услышать это мнение, появился ли какой-то новый путинизм?

Марк Урнов: Я бы не говорил, что какие-то мощные институциональные изменения происходят, их нет. А то, что атмосфера изменилась с момента начала войны в Украине и покорения Крыма - это совершенно точно. Нагнетается мощнейшая агрессия, нагнетается ощущение осажденной крепости, внимание переключается с вполне нормальные текущих проблем, кризиса экономического, трудностей на сплочение для того, чтобы противостоять. Причем пропагандистки тезис выбран абсолютно беспроигрышный: нам становится плохо сейчас на самом деле от того, что нам стало лучше, нас хотят обложить. Все переключается на кого-то извне.

Это лечится, но это поколенно лечится.
Постоянно люблю напоминать эту замечательную работу Курта Левина 1943 года, который написал о том, что для того, чтобы вывести Германию из-под влияния тоталитарной идеологии, нужно проводить огромное количество мероприятий по переобучению госслужащих, преподавателей, нужно специально работать со студентами. Начали. Начали проводить денацификацию, 20 лет. Тем не менее, примерно доя начала 1960-х годов очень большая доля немцев вспоминала как некоторую благость нацистскую Германию до Второй мировой войны.

*  *  *  Григорий Голосов: Нынешний российский правящий класс в значительной степени ощущает Путина как гаранта своих властных и собственнических позиций, они готовы ему простить очень многое. Один из возможных сценариев [перемен - В.Т. ]я описал в  своей статье, когда говорил о том, что будет формироваться совершенно новый слой политического актива, который совершенно не имеет ничего общего с теми людьми, которые сейчас пакуют чемоданы. Может быть для Путина было бы гораздо лучше, если бы они чемоданов не паковали, а оставались во главе протестного движения, потому что новое протестное движение, которое в принципе может сформироваться в России в обозримом будущем, будет состоять из людей совершенно другого типа. Многие из этих людей сейчас являются горячими сторонниками Путина, но им предстоит в Путине разочароваться - это неизбежно.

Михаил Соколов: А они научились стрелять в Донбассе.

Григорий Голосов: А они научились стрелять. Чего на самом деле стоит бояться российскому правящему классу, так вот это прихода нового политического актива, прихода, который мне представляется неизбежным.

*  *  * Михаил Соколов: Я понимаю, что у нас нет доказательств, чтобы обвинить человека в организации убийства Бориса Немцова, никакого человека, но у нас есть возможность говорить а) о политической ответственности за состояние дел в стране, б) есть конкретная вещь - война на Украине, участие там российских вооруженных сил, что уже опровергать невозможно, особенно после последней публикации в «Новой газете» одного из этих бойцов, который брал Дебальцево уже после минских договоренностей.

Мне хотелось бы отметить параллели к интервью Марата Гельмана , да и многих других политологов.
Никто не обвиняет лично Путина, но все указывают на атмосферу осажденной крепости и поисков "врагов народа", без которой такое убийство не могло бы состояться.
Все отмечают, что люди, воюющие на Донбассе - потенциальная угроза режиму. Поскольку они неизбежно разочаруются в Путине, притом в ближайшем будущем, а с другой стороны они привыкли стрелять и привыкли презирать закон . И приход таких людей в оппозицию может кардинально изменить всю атмосферу в стране на атмосферу массового политического насилия и террора.

И стоит обратить внимание на высказывание Урнова. Последствия тоталитарной пропаганды. да еще и опирающейся на определенные успехи на начальной стадии режима, лечатся очень долго, "поколенно", как выразился Урнов. И я могу это подтвердить - просто потому, что помню.
И как показывает пример сегодняшней России, и за полвека последствия сталинизма в России вполне живы, и на их восстановление понадобилось каких-то полгода-год.
А лечиться будут поколениями.
И вылечатся за пару поколений - если только не окажется это всего лишь очередной фазой Российского цикла: кризис - разочарование - модернизация - успех - патриотический подъем - война - кризис - разочарование...

политические убийства, Россия, фашизм

Previous post Next post
Up