Ольга Ившина, BBC Спустя 200 лет со дня смерти Наполеона Бонапарта французы продолжают спорить о том, кто он - национальный герой или тиран, с именем которого связаны самые темные страницы истории страны.
Наполеон появился в истории Франции в тяжелый период - классовые войны и открытые гражданские противостояния в некоторых частях страны, сопровождавшиеся чудовищной инфляцией и коррупцией. Люди мечтали о "таком режиме, при котором едят".
При человеке, захватившем в стране власть в 1799 году, инфляция снизилась с 10000% до 6%. Были отменены многие привилегии дворянства, ограничена власть духовенства. Достижениями того времени считались равенство людей (правда, только мужчин) перед законом, религиозная толерантность и упразднение феодализма. Была создана система префектур, которая до сих пор существует во Франции. Страна победоносно прошла через несколько войн.
В то же время часть историков указывают на то, что созданные при Наполеоне гражданские институты на самом деле были делом рук других людей, а сам Бонапарт совершил одну из величайших военных ошибок в истории и на десятилетия подорвал позиции Франции в Европе. Наполеон, считают его критики, был сексистом, милитаристом и сторонником рабства - всем тем, чему нет места в современном западном обществе.
Наполеон остается одним из самых известных государственных деятелей Франции
"Не существует другого бессмертия, кроме памяти, которую ты оставил в сознании других людей", - писал сам Наполеон.
Каким люди запомнили человека, недолгое время устанавливавшего порядки в Европе?
Политический вопрос
Изучение деятельности Наполеона во французских школах обычно укладывается в пару уроков. При этом, по данным соцопроса, Бонапарт был назван самым важным историческим деятелем в истории Франции, опередив Шарля де Голля и Людовика XIV.
"Часть французов восхищает военный гений Бонапарта, его завоевания и нововведения. Другие же обращают внимание на его шаги по жесткому подавлению сторонников французской революции, - отмечает в интервью Би-би-си профессор истории Питер Хикс, работающий в Фонде Наполеона в Париже. - При этом важно понимать, что публичное обсуждение Наполеона во Франции часто носит политическую окраску".
Сейчас особенно горячо обсуждается то, что в 1802 году Наполеон восстановил рабство на территории французских колоний (оно было отменено лишь несколькими годами ранее во время революции).
Новый толчок дискуссии дало движение Black Lives Matter (BLM, "Жизни темнокожих важны"), которое спровоцировало массовые протесты и призывы пересмотреть историческое наследие в США, Великобритании и некоторых странах Евросоюза. На волне движения BLM мэр города Руана Николя Майер-Россиньоль предложил демонтировать статую Наполеона и заменить ее на памятник Жизель Халими - современной юристке, писательнице и феминистке.
В 1871 году памятник Наполеону в Париже был демонтирован революционным правительством. Парижская коммуна описала статую Бонапарта как "монумент варварству, символ грубой силы и ложной славы"
При этом во Франции и так практически нет ни улиц, ни бульваров, ни площадей, названных в честь Наполеона. В Париже, например, есть всего две статуи Бонапарта и одна узенькая улица, носящая его имя.
"Среди левых политиков преобладает представление о Бонапарте как о темной силе - тиране, который убил миллионы людей во время своих завоевательных кампаний и растерял все свои приобретения из-за неумения договариваться и нежелания находить компромисс. Левые любят отмечать, что такие черты присущи и некоторым современным правым политикам", - поясняет профессор Хикс.
Для сторонников правых политических партий и движений Наполеон в первую очередь олицетворяет славу французского оружия. Именно с именем Бонапарта связаны победа в битве при Аустерлице и участие в масштабных завоевательных кампаниях.
Приход к власти Наполеона также принес Франции долгожданную финансовую стабильность, отмечают историки. Бонапарт провел фискальную реформу, которая помогла справиться с огромной инфляцией. Создание Банка Франции и укрепление новой валюты - франка - также помогло усилению экономики.
Важным было и создание Гражданского кодекса - всеобъемлющей правовой системы, которая заменила какофонию феодальных законов, ранее существовавших во Франции. Многие из нововведений Наполеона были взяты за основу при создании современных органов управления в странах, завоеванных Бонапартом, - например, в Италии, Германии и Польше.
"Это был качественный скачок, который невозможно было сделать во время хаоса революции, - считает Давид Шантеран, автор нескольких книг о Бонапарте и редактор журнала "Наполеон I". - Наполеон был спасителем Франции. Если бы его не было, республика в итоге бы не выжила".
С такой трактовкой согласны не все. Министр по вопросам равенства Элизабет Морено в этом году назвала Бонапарта "одним из величайших женоненавистников в истории".
Наполеон действительно считал женщин собственностью мужчин, был невысокого мнения о женских способностях и нередко отзывался о них презрительно на публике. Историки отмечают, что, хотя в целом взгляды Бонапарта соответствовали превалирующему в то время мнению, принятый при нем Гражданский кодекс закрепил бесправное положение женщины, окончательно аннулировав прогресс, достигнутый в результате революции.
У поклонников Наполеон ассоциируется в великими победами Франции, например под Аустерлицем
Франсуаза Верже, активистка и бывший председатель Национального комитета Франции по истории рабства, описала императора как "расиста, сексиста, милитариста и колонизатора".
"Когда я осуждаю восстановление рабства Наполеоном, мне говорят, что "все в то время были за, надо просто знать контекст". То есть иными словами жизни темнокожих и вправду ничего не стоят, раз борьба против рабства до сих пор актуальна", - объясняла свою позицию Верже.
"Смотреть без шор"
На протяжении десятилетий во Франции юбилейные даты, связанные с именем Наполеона, не отмечались на государственном уровне.
15 лет назад президент Франции Жак Ширак и премьер-министр страны Доминик де Вильпен бойкотировали церемонию, посвященную 200-летию битвы при Аустерлице - величайшей военной победы Наполеона.
Некоторые призывают проигнорировать и юбилей его смерти. "Франция - единственная страна в мире, которая повторно ввела рабство. Я не понимаю, почему мы продолжаем устраивать торжества как ни в чем не бывало. Изучать деятельность Наполеона - это нормально, но чтить его память - значит извинять его преступления", - считает французский академик Луи Жорж Тин, известный в стране борьбой за права темнокожего населения.
"Наполеон - сложный и интереснейший исторический персонаж, безусловно, мировой величины, - отмечает профессор Хикс. - Несправедливо и невозможно свести всю его деятельность к чему-то одному, например только к возобновлению рабства или только к военным победам. Его наследие многогранно, как многогранен и мир вокруг нас".
В похожем ключе высказался и пресс-секретарь правительства Франции Габриэль Атталь, комментируя новость о том, что президент Эммануэль Макрон будет участвовать в памятных мероприятиях в честь 200-летия со дня смерти Бонапарта.
"Наполеон - важнейшая фигура в нашей истории, на которую следует смотреть с разных сторон и без шор", - отметил пресс-секретарь.
Наполеон умер 5 мая 1821 года в изгнании на острове Святой Елены, основной достопримечательностью которого до сих пор является дом императора.
Его тело лежит в гигантском саркофаге под куполом Дома инвалидов в Париже. К 200-летию со дня смерти Бонапарта саркофаг отреставрировали, обновили позолоту. До пандемии каждый год посмотреть на место погребения Наполеона приходили более миллиона человек.
Ничто не представляется мне более нелепым, чем попытка судить человека с точки зрения норм, возникших века после его смерти. С точки зрения антисексистских норм Магомет, Иисус и апостол Павел тоже были сексистами и не рассматривали женщин как существ, равных мужчинам. Не были они и противниками рабства.
Но требовать их оценки в свете движения Black Lives Matter которое возникло год назад и о котором что вполне возможно забудут через три года - величайшая нелепость. так же как крайности феминизма и антисексизма. Видит Бог, я сторонник равноправия женщин "от рождения". Драки парней за девочек казались мне величайшим идиотизмом - она ведь не чемодан, все равно пойдет с кем захочет. Кстати, сегодня я понимаю это лучше и даже понимаю женщин, которым это нравится и которые уходят с победителем: это прописано в генах, это итог многомиллионнолетней эволюции, и никакими рассуждениями этого нельзя изменить, всегда будут такие мужчины и такие женщины. В этом смысле крайности феминизма кажутся мне несколько нелепыми.
НО как бы ни оценивать мои предыдущие рассуждения. требовать признание равноправия людей независимо от пола, веры и цвета кожи - вот это все кажется мне идиотизмом. Тем более что практический политик действовал в интересах своей страны и своей державы так как он их понимал.
Потому ему можно бросить упрек по поводу наркомании побед и похода в Россию, а вот упрекать его в расизме и сексизме нелепо - так тогда мыслило общество, а политик не проповедник и не основатель религии. Он не формирует новые моральные нормы, а старается наилучшим образом использовать наличные, он по преимуществу просто обязан быть прагматиком куда больше, чем идеологом.
И я хотел бы заметить: Наполеон победил инфляцию и создал национальную валюту, дожившую до наших дней и исчезнувшую лишь с созданием Европы как супердержавы. Уже за одно это люди обеспечивают себе место в истории и памятник. А ведь был еще и кодекс Наполеона, и существенная реформа военной тактики.
И для меня величие Наполеона - вещь абсолютно бесспорная. А то. что мне не все его человеческие черты нравятся - это факт моей личной биографии. Мне некоторые черты Ленина еще больше не нравятся, но то, что он великий политик, изменивший политическое лицо целого века - вполне очевидная вещь.
А то, что он бывал весьма неприятным человеком а вовсе не добрым "дедушкой Лениным" - так влеикие люди вообще редко бывают приятными во всех отношениях. И Наполеон таким не был.
Что не умаляет его бесспорного для меня величия