Власть, коррупция, секс. Что общего между обезьянами и политиками

Apr 24, 2021 11:25



Франс де Вааль, нидерландский приматолог и этолог, земляк Иеронима Босха, приобрел славу благодаря своим книгам о поведении шимпанзе. Он детально описывает весьма сложные формы социального поведения у высших приматов, наиболее близких к человеку: шимпанзе и бонобо. Отдельные представители предстают в книгах де Вааля как яркие и самостоятельные личности: Из глаз примата на вас смотрит не столько животное, сколько личность, не менее цельная и своенравная, чем вы сами. И это характерно для главного в подходе де Вааля: он относится к изучаемым представителям приматов прежде всего как к отдельным и самостоятельным личностям.
Читать его необыкновенно интересно, и я в своем журнале уже не раз прибегал к цитированию и воспроизведению отдельных фрагментов из его книг и к описанию ярких личностей, таких как Йерун, Мама или Пёст.

Но вот сегодня я обнаружил огромное интервью Франса де Вааля на полосах популярнейшего украинского политического сайта УП. При моей постоянной установке - все время помнить о том что мы - "голые обезьяны" и что многое в человеческом, слишком человеческом, включая и политику, можно правильно понять только с учетом поведения шимпанзе, я конечно же кинулся публиковать.

Сразу предупреждаю - это очень лонгрид. Но резать де Вааля мне уж очень не хотелось

"Два главных правила рынка власти:" услуга за услугу "и" око за око, зуб за зуб "...

Нет, это не новые политрасклады сил и сфер влияния на Печерских холмах. Автор цитаты - 72-летний Франс де Вааль не имеет отношения к политике, хотя одна из его книг попала в список литературы , рекомендованной конгрессменам США в первый год работы.

Шесть лет ученый-приматолог посвятил изучению колонии шимпанзе. В 1982 году из печати вышла первая его книга - "Политика у шимпанзе. Власть и секс у приматов". Затем были - "Мораль без религии: в поисках человеческого у приматов", "Достаточно мы умны, чтобы судить о разуме животных?", "Последние объятия Мамы. Почему нас учат эмоции животных".

Франс де Вааль рассказал "Украинской правде", что общего у обезьян и участников акций протеста Occupy Wall Street , как выглядели бы соцсети для шимпанзе, откуда появляются «серые кардиналы» в колониях приматов и на политическом олимпе, есть коррупция у человекообразных обезьян и почему нам стоит поучиться у бонобо, чья главная заповедь "Make love, not war".

"Как и молодежь 60-х, обезьяны бонобо предпочитают заниматься не войной, а любовью"
- Исследователи, которые десятилетиями изучают поведение животных, часто становятся мизантропами. В отличие от них вы критикуете идею, что люди от природы эгоисты, а мораль - это тонкий слой на поверхности человеческих страхов. Как вы умудрились сохранить веру в человека?

- В 1970-80-е, времена, когда я формировался как биолог, самыми популярными были книги, которые изображали человечество в темных тонах. Продвигались идеи, новая мировая война может вот-вот вспыхнуть, ведь мы ненавидим друг друга. Мы плохие, мы никчемные от природы, у нас звериные инстинкты, но у нас есть фасад, который можно цивилизовать - говорили сторонники теории, которую я называю "фанерной" .

Так, в истории человечества были темные страницы, были геноциды. Но это лишь одна сторона. Мы, люди, имеем немало положительных черт, которые имеют и другие биологические виды. Но мы почему-то фокусируемся на плохих. Эти агрессивные, те ленивые.

Но присмотревшись, вы увидите дружбу, сострадание, сочувствие в поведении других видов. Эти свойства в человеке также, они часть человеческого духа, часть эволюционного бэкграунда. Если хотим построить лучшее общество - особенно сейчас, когда все так проблематично, лучше присмотреться к этим положительным чертам. Они есть, их не надо придумывать.

- Присматриваться в первую очередь, пожалуй, лучше к обезьянам бонобо, поведение которых вы описали в книге "Бонобо: Забытые приматы"?

- Многие исследователи использует шимпанзе качестве примера человекообразных обезьян, которые подтверждают: человек биологически агрессивная как вид, склонна к конфликтам и войнам, у людей должны доминировать особи мужского пола. Мы знаем, что шимпанзе убивают друг друга во время конфликтов между группами, иногда в пределах одной группы.



Франс де Вааль: По сравнению с шимпанзе, бонобо как Concorde рядом с Boeing

Большинство этих исследователей вспоминают о бонобо - обезьянах, которые живут в тропических лесах Центральной Африки: "Есть еще бонобо, но это не важно, давайте сфокусируемся на шимпанзе". По моему мнению, очень жаль, что так происходит. Ведь генетически бонобо столь же близки к нам, как и шимпанзе.

- Итак, есть агрессивные шимпанзе и является любвеобильные бонобо. Ближайшие родственники, с генетической точки зрения. То есть генетикой эти различия не объяснишь. Что повлияло на них?

- Когда-то у шимпанзе и бонобо были общие предки. Затем развитие этих видов обезьян пошло различными путями. Шимпанзе агрессивны, у них командуют самцы. Бонобо - миролюбивые, в них лидируют самки. Как и молодежь 1960-х, они предпочитают заниматься не войной, а любовью. Они свято соблюдают заповеди: «Make love, not war". Бонобо используют секс для разрешения конфликтов и примирения. Нам неизвестно, почему они настолько разные. Одна из возможных причин - бонобо живут в местах, где много еды. А шимпанзе живут в беднй среде, где за еду приходится конкурировать с гориллами.

Шимпанзе-самки вместо того, чтобы искать пищу группой, путешествующие в одиночестве, чтобы избежать конкуренции за нее. Когда одинокая самка встречает самца, он физически доминирует над ней.

У бонобо самки путешествуют вместе как группа, поддерживают друг друга, и поэтому доминируют над самцами. Физически, каждая отдельно, они не смогли бы этого добиться. Но коллективно им удается.

Из книги "Политика у шимпанзе. Власть и секс у приматов":

"Когда две обезьяны доходят до драки или угрожают друг другу, любая третья обезьяна может решить вступить в схватку и встать на сторону одной из них. Результатом оказывается коалиция двух против одного ... В среднем в день формируется от пяти до шести коалиций, и наша команда, внимательно наблюдая за ними, способна зафиксировать в целом от 1000 до 1500 коалиций в год. Они записываются в виде длинных списков - в формате "C поддерживает A против B"
- Бонобо избегают конфликтов, которые люди считают неизбежными: войны между полами, поколениями и стаями. Почему этот опыт не работает в человеческом обществе?

- Это не так. Представьте обычный день. Вы выходите на прогулку по городу, встречаете людей. Допустим, 50 контактов. Большинство из них будут нейтральными или приятными, разве нет? Возможно, один-два станут неприятным опытом: кто-то обидит вас или косо посмотрит, возможно, пристанет с неприличным предложением попытается ограбить.

То же с новостями. Вы включаете телевизор, чтобы послушать последние новости. Вам всегда покажут убийство или другой ужас, который случился. Но в тот же день произошло немало положительных вещей. Просто они не тянут на сюжет для новости, поэтому вам их покажут. Просто давайте помнить: когда мы делаем обобщение и называем людей ужасными, в большинстве случаев они таковыми не являются.

"Поиски козла отпущения свойственны обезьянам так же как и человеку"
- Вы утверждаете, что шимпанзе чувствуют несправедливость. Приведите пример.

- Мы давали двум обезьянам различные награды за выполнение одной задачи. Одна обезьяна получала огурец, а другая - виноград. Обезьяна, которая получает виноград, вполне довольна вознаграждением, а обезьяна, которая получает огурец и видит, что в другой виноград, возмущена. Она активно реагирует.

image Click to view



Если шимпанзе имеет достаточно пищи, но не делится с другими, те начнут кричать, бросать в него чем-то, попрошайничать - пока счастливый обладатель не поделится с ними хоть чем-то. Ситуации из реальной жизнь не замермшь и не проконтролируешь, как при лабораторном эксперименте. Но даже без замеров четко видно: обезьяны хотят, чтобы другие делились и настаивают на этом.

- Вы в шутку сравнили обезьян, протестующих с протестующими на Уолл-стрит. Какая доля шутки в этом сравнении?

- Нет, это была не совсем шутка. Реакция обезьян на несправедливость напоминает реакцию людей. Акции протеста Occupy Wall Street были именно об этом. В США достаточно сильно озабочены проблемой неравенства доходов в обществе и несправедливостью их распределения. Это подрывает способность общества кооперироваться.

- Разделение на своих и чужих, поиски козла отпущения - все это свойственно обезьянам так же как и человеку?

- Поиск крайнего очень распространенное явление среди приматов. Особенно, если имеем дело с нестабильной группой. Например, когда в неволе создается новая группа обезьян, которые не знакомы между собой, будьте готовы к конфликтам. В этот период они придумывают себе козла отпущения - низкорейтинговую особь, которую коллективно атакуют. И это объединяет группу. И только через два-три года, когда группа стабилизируется, отношения между членами группы налаживаются, им больше не нужен крайний.

Из книги "Политика у шимпанзе. Власть и секс у приматов":

"Когда мы собирали данные о том, что происходит после конфликтов в колонии шимпанзе, мы выяснили, что бывшие противники притягиваются друг к другу как магниты ... Буквально через минуту после завершения драки два бывших противника бегут навстречу друг к другу, целуются, долго и страстно обнимаются, а потом начинают взаимно выискивать друг у друга насекомых"

- Если бы обезьяны имели соцсети, как бы те выглядели? И чем их реакции отличались бы от наших?

- (Смеется.) У них было бы много друзей, как у нас. Не уверен, показывали бы они фото. Но они очень социальные.

Сейчас, во время пандемии, мы все осознали, насколько важны соцсети. Ранее мы жаловались: "Все эти дети днем ​​и ночью сидят в соцсетях, как ужасно!" Наступила пандемия - и вот, мы все в соцсетях. Это показывает, насколько важно строить и развивать отношения. И что мы точно поняли во время пандемии: цифровой контакт не заменяет реальный.

Однажды мы закрыли наших шимпанзе, а их было 25, в одном здании, но в отдельных клетках на неделю или две. Мы ремонтировали площадка для них, строили новую деревянную конструкцию, которой они смогут карабкаться и спускаться.

Когда мы наконец открыли дверь всех клеток, то думали, что шимпанзе обрадуются новой конструкции и сразу начнут ее исследовать. Мы очень гордились тем, что построили. Но мы открыли все эти дверцы - а шимпанзе даже не посмотрели в ту сторону. В течение целого часа они обнимались, целовались, гладили друг друга, обменивались мурлыканье - восстанавливали контакты. Их нисколько не волновал новую площадку. И только насладившись общением, они начали обращать на него внимание.



Шимпанзе: мать и дитя
Мы недооценивали возможность прикоснуться к человеку, почувствовать его запах - это все о физическом контакте. Нам не хватает этого. Особенно детям, которые в течение дня должны проводить время со сверстниками в школе.
Сейчас много говорят о буме путешествий сразу после завершения пандемии. Вот только я думаю, что после пандемии на первое место выйдут социальные связи. Мы посвятим много времени именно восстановлению этих связей, это будет важнее новых развлечений.

"В периоды, когда альфа-самцы шимпанзе могут потерять власть, они становятся очень щедрыми"
- В Арнеме, где вы шесть лет исследовали приматов, альфа-самцом долгое время был Йерун. После того, как его свергли после мятежа, он не потерял власти, а стал "серым кардиналом", управляя колонией с помощью коалиций с другими самцами. Есть аналогии у людей?

- В мире шимпанзе самцы считаются взрослыми, когда им исполняется 16 Это период, когда они попадают в иерархию: получают "должность", начинают доминировать над самками. С 22 до 30 лет они на пике своей жизни, могут стать альфа-самцами. А потом молодые самцы занимают их место в иерархии. Это напоминает игру в футбол: игроки классные, когда им по 25, но когда им исполняется по 35, они больше не нужны.

Затем, когда шимпанзе взрослеют, некоторые из них начинает собственные игры. Они поддерживают молодых самцов, которые отчаянно хотят в топ. Иногда поддерживают одного, а потом другого. В результате, "пенсионеры" становятся ключевыми игроками. А еще они становятся kingmakers - теми, кто делает из молодого самца альфу. Молодой альфа зависит от такого самца, поэтому тот становится важной фигурой, получает немало привилегий. Это случается как в дикой природе, так и в неволе. Шимпанзе Йерун стал тому примером.



Йерун - "серый кардинал" колонии шимпанзе в Арнеме

Он сделал самца Никки альфой, и тот должен был делиться с наставником привилегиями. Однажды Никки стал слишком уверенным в своих силах и начал проявлять нетерпимость к старому Йеруну. То есть, он разорвал коалицию. На следующее утро Никки потерял свою позицию. Она досталась другому самцу.

Как-то я посетил японского ученого, изучавшего 50-летнего самца. Несмотря на очень почтенный как для шимпанзе возраст, он продолжал играть в эти игры с младшими самцами и оставался очень важным в своей группе. В Штатах этим занимаются экспрезиденты и старые политики - например, Клинтон, Буш. Думаю, каждая страна имеет своих политиков, которые продолжают играть в подобные игры.

- Что общего и чем отличается иерархический порядок в колонии обезьян, за которой вы наблюдали, от иерархии в политике?

- Мы можем говорить о политике у шимпанзе, потому что они не только имеют иерархию, но и умеют создавать коалиции. Исследование иерархичности - не новы, им сто лет и началось с цыплят. Сначала ученые обнаружили, что куры имеют ранговые отличия. Но у кур никакой политики, все просто: крупнейшая и самая жестокая курица доминирует. То есть, все решают индивидуальные физические характеристики.

Из книги "Политика у шимпанзе. Власть и секс у приматов":

"Власть старого самца шимпанзе, вроде Йеруна, напоминает власть пожилых государственных деятелей. В каждой стране есть свой Дик Чейни или Тед Кеннеди, которые действуют за кулисами. Такие опытные мужчины стоят над схваткой и эксплуатируют ожесточенную борьбу между более молодыми политиками, приобретая в результате огромную власть"

Но у шимпанзе, это именно политика. Иногда альфа-самцом может быть маленький самец. Потому что дело не в том, как ты выглядишь, а в твоих политических связях. Это значительно усложняет ситуацию.
Как и человеческая политика - это целиком и полностью про коалиции, а не про физическую силу.

- Как насчет коррупции? Есть ли в жизни человекообразных обезьян коррупция?

- Есть известный пример шимпанзе мужского пола, который был альфа-самцом в течение 15 лет. Это было очень необычно - в большинстве случаев, "должность" альфа-самца кандидат занимает 5 лет. Он был лидером так долго, потому что создал систему взяток. По данным японских ученых, работавших с ним, это был не лучший охотник. Однако он всегда делился добычей с теми, кто его поддерживал. И не делился с теми, кто его не поддерживал. То есть, он выбирал, с кем делиться едой. Ученые назвали это взяточничеством, ведь таким образом он пытался купить поддержку.

- Это уникальная ситуация или есть и другие, показывающие коррупцию в мире человекообразных обезьян?

- Не уникальная. Я собственными глазами видел, как в неволе самцы шимпанзе, которые были у власти, пытались добраться до деревьев, находившихся близко к игровой площадки. Они умудрялись выдвинуть руки, не касаясь защитных проводов, сломать ветки с дерева, которое росло вне их территории, и разбрасывать их вниз, на пол, где ими могли играть другие шимпанзе.

В периоды, когда они могли потерять власть, эти шимпанзе становились очень щедрыми и воевали за внимание своей группы.

Из книги "Политика у шимпанзе. Власть и секс у приматов":

"В своем исследовании я уделял особое внимание бесчисленным, но почти незаметным социальным маневрам, которые вели к свержению вожака. Стабильность группы подрывалась постепенно. У каждой особи была своя роль, которая разыгрывается в цепочке интриг. Будущий новый вожак подзуживает других, однако он никогда не может действовать самостоятельно, он не может навязать свое лидерство группе просто своим решением"

- Что поразило или стало инсайтом для вас во время исследований?

- Первое, что меня поразило - это то, как после драки самцы-шимпанзе приходят мириться. Они целуют друг друга, гладят, поддерживают. Когда я впервые зафиксировал и заявил об этом, никто не хотел верить. Было принято наблюдать как шимпанзе дерутся, показывают агрессию - и все. Что было дальше - никто не интересовался.

Я назвал это reconciliation behavior, "поведением примирения", и объяснял: они ценят свои отношения и хотят их восстановить. А теперь мы имеем около 500 научных работ о примирении и знаем, что такое поведение характерно для многих социальных животных: собак, дельфинов, некоторых видов птиц и всех приматов.

"Я постоянно сравниваю людей и приматов - потому что для меня люди являются приматами"
- Сравниваете ли вы людей со своими подопечными? Может у вас пронестись мысль: "Мой ассистент Джек напоминает одну гориллу, с которой я работал"?

- Я постоянно сравниваю людей и приматов - потому что для меня люди являются приматами. Но не конкретных людей с конкретными животными. Самое смешное, что приматолог не обидится на такое сравнение. Я мог бы сказать студенту: "Ты выглядишь как Джимми. А Джимми - шимпанзе". И он не обидится - потому вероятность быть похожим на Джимми есть у каждого из нас. Впрочем, как правило, мы не озвучиваем таких сравнений.

- Наверное, вашим коллегам сложно продолжать исследования при локдауне?

- Я вышел на пенсию незадолго до начала кризиса - в 2019-м. Мне повезло, потому коллегам сейчас очень сложно. Даже на полевые исследования в Африку не поедешь, так ограничили возможность путешествовать. Лаборатории многих ученых - это маленькие пространства, где помещается куча людей, и где невозможно работать.

Я выполнял большинство моей работы на внешней станции, находящейся на свежем воздухе. Но даже этот вариант не является полностью безопасным. Ведь человекообразные обезьяны тоже могут подхватить ковид. Они настолько похожи на нас, что все, что влияет на нас, влияет на них тоже.

- Опишите, как выглядит те же будни человекообразной обезьяны, которые стоило бы показать на экране.

- Большую часть жизни занимает поиск пищи. Путешествия в поисках пищи. Иногда бывает агрессия между группами - а это около 5% от их жизни. Гораздо больше времени занимают игры между молодыми шимпанзе, сиденья вместе, нежности, секс, оснащение гнезда для сна, сон, страх напороться на хищника - ведь в джунглях живут леопарды. Так много интересных вещей!

- Последний вопрос, не отвечайте, если считаете это слишком личным. Если представить шкалу, с одной стороны - религиозный фундаменталист, с другой - воинственный атеист. Вы на этой шкале где находитесь?

- Думаю, проблема возникает, если воспринимать Библию буквально. Многим удается верить, но не быть фундаменталистом. Они смотрят на Библию как на источник вдохновения или справочник, как надо себя вести. Они ходят в церковь, потому что это сообщество единомышленников, где они со всеми знакомы и где им комфортно и уютно. Я не вижу проблемы в том, чтобы вдохновляться религией, но при этом понимать, что за миллионы лет многое могло измениться и мы можем быть следствием эволюции.

Я лично верю, что мы эволюционировали. И нет, это не вяжется с историей про Эдемский сад. Я считаю, что эта история очень красивая, но это всего лишь история.

Текст слишком длинный чтобы его комментировать. И может кого-то из читателей он вдохзновит достаточно чтоыб начать читать книги де Вааля. Они гораздо интересней любых интервью, где ученый стремиться подстроиться под глуповатые вопросы журналистки. а журналистка хочет подстроиться под самые вульгарные вкусы публики и при этом ощущает себя носителем культуры и знания

Вааль, политика, поведение, животные

Previous post Next post
Up