Почитал я комментарии к своему сегодняшнему тексту
Чтобы помнили и как-то грустно мне стало.
Была ведь действительно великая культура а сегодня вот такой
fr0005... И потому мне показался актуальным
последний текст историка Ярослава Грицака - мы все были больны русской культурой и она породила в нас опасные иллюзии
Меня тревожат судьбы миллионов украинцев, уничтоженные, покалеченные жизни. И это не патетика. У всех есть друзья или родственники в Одессе, Днепре, Запорожье и Харькове. Городах и регионах, о контроле над которыми ведут разговоры в российском генштабе еще с 2009 года. Кремль хочет отобрать наш причерноморский берег и индустриальное сердце, а остальную часть страны превратить в российский вариант Виши - малого и слабого государства с коллаборационистским правительством в Киеве. Галичина же вместе с Западной Украиной может идти на все четыре стороны, да хоть к черту.
Исторических параллелей с современной ситуацией набирается целый мешок. Я же не буду строить прогнозы. Однако хочу распрощаться с иллюзиями, которые разделял вместе со многими аналитиками.
Иллюзия первая: как только Украина отойдет от России, Россия перестанет быть империей. Не перестала и не перестанет. Все империи рано или поздно распадаются. Но для этого недостаточно просто потерять территории на периферии - должен произойти большой кризис в самом центре.
Теоретически он может случиться в любой момент. Наиболее правдоподобный сценарий - дворцовый переворот среди тех, кто действительно страдает от западных санкций. Но рассчитывать на это - сродни тому, чтобы надеяться, будто завтра у Путина случится инфаркт с инсультом на фоне ковида и неизлечимого рака.
Иллюзия вторая: Украине противостоит Кремль, а не вся Россия. Если бы это было так, мы бы наблюдали антивоенные митинги в Москве, Петербурге, Новосибирске и других городах. Даже во время советского вторжения в Прагу в 1968 году проводились подобные манифестации. Сейчас же мы в упор их не видим.
Конечно, есть и остались порядочные россияне, о существовании и мыслях которых узнаешь из Новой газеты или Эха Москвы. За что я их больше люблю и сильнее уважаю. Но моя любовь к ним чисто платоническая. Ни одного из знакомых российских историков в этом списке нет. Они либо слишком заняты написанием статей и книг, которые принесут им бессмертную славу, либо тоже решили быть вместе с «народом».
Иллюзия третья: Россию можно реформировать. Оказывается, нет. По крайней мере не в ее нынешнем состоянии и не в текущих размерах.
Если история и может чему‑то научить, то один из ее уроков звучал бы так: у тебя не будет хорошей экономики без хорошей политики. В России же, как пророчески говорил Карл Маркс, любые большие политические перемены заканчиваются тем, что россияне сбегаются к личности нового царя, как пчелы прилипают к матке.
Когда не удается модернизировать политику и экономику, самый простой выход - модернизировать армию. Поэтому единственное, что при таких обстоятельствах может экспортировать Россия, - военная агрессия по отношению к слабым соседям.
Украина отличается от России тем, что реформибельна. И это не иллюзия, это факт, доказанный последними годами. Угроза войны открывает для нас новое окно возможностей. Так уж устроена человеческая история: перемены к лучшему нередко происходят после больших катастроф. В том числе войн.
Да, многие из нас не хотят войны. Но не мы ее выбираем. И если у нас нет выбора, то давайте же постараемся переплавить эту угрозу в еще одно подтверждение того, что Украина - не Россия и следует по другому пути развития.
Для меня тут важна вторая иллюзия.
Да - это не верно, что агрессию и неприятие Украины, отрицание ее права на существование вообще - это идеи кремлевских диктаторов. Эти идеи разделяет огромная масса русских причем от грузчиков из гастронома и до академиков и историков-интеллектуалов.
Это неприятное открытие, но факты упрямая вещь. И они к сожалению именно таковы: русские не считают нас равными себе и не способны переменить свои взгляды.
В этом смысле наша ситуация напоминает ситуацию Израиля: мы окружены более многочисленным, агрессивныцм и богатым народом, который отрицает самое право существования Украины как независимого государства. Соответственно чтоб выжить мы и должны вести себя как Израиль - у нас просто нет иного шанса на выживание.
И чем скорее украинцы это усвоят, тем больше шансов что нам не придется оплакивать уже не тысячи, а сотни тысяч жертв российской агрессии. Потому что русских масштабом убийства изумить не удастся - это следует усвоить в первую очередь.