Реквием по "русскому миру"

Mar 13, 2021 17:44



Павел Казарин

Чем больше Москва борется за "русский мир", тем хуже ему живется.

Секретарь Совбеза Украины Алексей Данилов заявил о том, что вторым языком в стране должен быть английский. Такие слова не могли прозвучать до аннексии Крыма. Но обречены были прозвучать после.
Они стали возможны благодаря Москве. Той самой, что отправилась семь лет назад воевать за "русский мир". Чем активнее в Кремле ставили под ружье культурное наследие - тем быстрее эта война превращалась из сражения за деколонизацию в битву за дерусификацию...

Политика Кремля и правда идет не на пользу русскому языку.

В отличие от того же английского, у русского языка Москва отобрала главное - политическую нейтральность.
Русский язык Кремль продает как пакетный товар. Пытаясь пристегнуть к этому культурному локомотиву лояльность к империи и согласие с российской версией истории.

Москва приложила все силы, чтобы превратить заграничные "русские школы" в фабрики "русских людей".
Кремль раз за разом пытается не допустить интеграцию собственных диаспор в политические нации тех стран, в которых им выпало жить. Лишь для того, чтобы затем использовать их как рычаг давления. Как инструмент для влияния и повод для вмешательства.

Чем хуже им живется - тем больше у Москвы становится прав на окрик. В результате, соседние страны обречены защищаться не столько от самого языка, сколько от всего, что идет с ним в рамках "пакетного предложения".
Тем более, что для бывших советских республик этот товар поставляется как повод для вторжения. Любой носитель языка объявляется российской собственностью, которую Москва обязана защищать. Ровно то самое, что мы наблюдали семь лет назад в Крыму. Фактически, нам говорят о том, что если на какой-то территории живут люди, которых Москва считает "своими" - то это повод для вторжения.

По сути, в этот момент Москва посылает своим соседям сигнал. Пока у вас живут те, кто готов окрестить себя "русскими" - ваша территориальная целостность под вопросом. Пока у вас есть те, кого мы считаем "своими" - будьте настороже. И это все звучит как прямой призыв к российским соседям заниматься ассимиляцией и дерусификацией.

"Соотечественники", "русскоязычные школы", "копромиссные учебники истории". С подачи Кремля все это теперь становится бомбой под суверенитет соседей. Пример Крыма выглядит как недвусмысенное предупреждение.

Хотите защититься от вторжения? Стремитесь к внутренней монолитности. Языковому однообразию. Позитивной дискриминации. К единому и суверенному взгляду на историю своей страны.
Потому что в противном случае есть риск проснуться и обнаружить российские триколоры в одном из своих регионов. А Кремль и "оппозиция" станут на два голоса твердить о том, что раз их поезда не пускают под откос, то новое статус-кво следует закрепить.

Нынешнее заявление главы украинского Совбеза о том, что вторым языком в стране должен быть английский, прозвучало в Киеве, но рождено Москвой. Позиция Москвы сводилась к простому. Хочешь чтить Чехова и Толстого - будь добр радоваться Крыму и Донбассу. Хочешь восхищаться Гагариным и Достоевским - привыкай молиться на кирпичные стены Кремля.

Кремль долгие годы начинял культурное наследие своей страны духовными скрепами и шовинизмом. Объявлял пятой колонной тех, кто с этим не был согласен. И стоит ли удивляться, что соседние страны пытаются этот комплексный обед не покупать?

<Вдобавок, ставка Москвы на то, чтобы превращать "соотечественников" в топливо для империи запустила еще один процесс. Многие русские стали интегрироваться в Украину - в силу того самостоятельного выбора, который они сделали между старой родиной и новой.
И в этой ситуации Кремлю уже не приходится рассчитывать на то, что они станут лоббистами его интересов.

А еще мы станем наблюдать за тем, как будет сокращаться ареал русского языка. Как жители соседних стран станут изучать русских классиков в переводе и на уроках иностранной литературы. И все эти перемены стали возможными лишь благодаря тому, что Москва не оставила соседям право на иллюзии.

Павел Казарин по рождению и воспитанию чисто русскоязычный крымчанин. Я - абсолютно двуязычный, но с точки зрения верхнего культурного слоя - литература, музыка, живопись - я человек совершенно русский. В отличие от моего отца, который был украинцем и в этом слое.

И я когда-то написал, что Хантнгтон был неправ, когда написал, что граница между европейской и русской цивилизацией проходит по Днепру. Она проходит через сердце почти любого образованного украинца, кроме разве что жителей Западной Украины, взращенных другой империей.

Все, что описывает Казарин было для меня крайне болезненно. Потому что уже 2002-му-2003-му году я вполне осознал, что русская элита подлинно не ведает, что творит, искренне не понимает, что украинцы не русские, что их вульгарный детский шовинизм и эгоизм непременно разрушат все, что связывало два народа. К сожалению большинство русской интеллигенции оказалось ничем не лучше в этом вопросе.

И эта безумная политика разрушения всего стала магистралью и реальной политики и общей веры российских элит. Причем не только относительно Украины. В итоге Россия приобрела Приднестровье, Абхазию, Ю.Осетию, Крым и ЛДНР - и она абослютно не понимает что с этим добром ей делать. Эти территории и эти люди России чужды и абсолютно они России не нужны.

А потеряла Россия Молдову и Грузию, Украину и Прибалтику и Азербайджан и Среднюю Азию - и потому что не смогла перешагнуть через свой шовинизм и самолюбование своим величием.

Это грустно -для меня так очень. Ноя понимаю что мой сын - наверное последнее поколение для которого Толстой и Пушкин могут быть главными. Для нынешних студентов это представители странной и чуждой культуры - кстати и для большинства русскоязычных тоже.

Наши корабли расходятся а наши культуры очень скоро разойдутся примерно так же как русская и скажем словацкая. Языки близки и взаимопонятны - но языки культуры совершенно чужие и взаимонепонятны.

И безусловно главная заслуга в этом принадлежит России - она пыталась всех изнасиловать. Но времена когда насильников любили если и были когда-то, то давно прошли. ВАс опасаются и при этом НЕ УВАЖАЮТ

Так заканчивается 300-летняя история совместной жизни двух народов. Чтож как говорил пророк - "пусть мертвые хоронят своих мертвецов", а будущее принадлежит живым.

И в этом будущем русские и украинцы - чужие. Таков один из главных итогов путинизма. Которым так восхищаются мои российские комментаторы

раскол, вина, Россия-Украина, Казарин

Previous post Next post
Up