Правительство мечты

Feb 12, 2021 09:41


Бизнесмены, журналисты и эксперты определили лучших кандидатов на должности в идеальном Кабмине

Нынешнее украинское правительство - плод не всегда удачного подбора кадров и чехарды назначений. НВ решил выяснить, а какое же правительство, каких именно людей, понимающих в экономике и управлении, хотят видеть на Грушевского отечественный бизнес и экспертное сообщество - наиболее активные категории людей, которые требуют реформ и нуждаются в качественном взаимодействии с топ-чиновниками Кабмина.

Для этого редакция опросила полсотни известных предпринимателей, представителей бизнес-ассоциаций, топ-менеджеров, экспертов и ведущих журналистов, специализирующихся на экономике. НВ поинтересовался у них, каким должно быть идеальное правительство, способное в ближайшее время провести кардинальные реформы и нарастить не только ВВП, но и инвестпривлекательность страны.

Каждого из участников опроса редакция просила назвать лучших кандидатов на пост главы правительства, вице-премьеров и министров.




Безусловным лидером опроса и самым популярным кандидатом на пост премьера оказался Владислав Рашкован, бывший замглавы Нацбанка, который сейчас имеет портфель заместителя исполнительного директора Международного валютного фонда (МВФ) от Украины.

А в его условной правительственной команде нашлось бы, по мнению опрошенных, место нескольким известным топ-персонажам отечественного государственного и корпоративного управления.





Вице-премьерами в «идеальном правительстве» Рашкована опрошенные НВ эксперты назвали Оксану Маркарову, в недавнем прошлом - министра финансов, а также экс-министра экономики Айвараса Абромавичюса. А еще - Юрия Витренко, которого сейчас ВР упорно не хочет делать первым вице-премьером - главой Минэнергетики.

В списке «идеальных» министров - сплошь знакомые лица: Наталия Яресько, Уляна Супрун, Петр Чернышов, Тимофей Милованов, Игорь Смелянский, Максим Нефьодов и Александр Данилюк.

Участников опроса вполне устраивает как репутация, так и профессиональные компетенции этих кандидатов. Едва ли не каждый из них доказал, что умеет идти на непопулярные шаги ради долгосрочного эффекта.

Версия «идеального Кабмина» от НВ объединяет людей с либеральными взглядами, говорит политолог Владимир Фесенко, принимавший участие в опросе. «Но такая версия имеет не так много шансов на утверждение в Верховной Раде», - добавляет он. Кейс Витренко отлично подтверждает слова эксперта: не имея поддержки большинства депутатов, тот продолжает руководить Минэнерго в статусе «и. о.».

Опрошенные редакцией эксперты считают, что команда, возглавляемая Рашкованом, вряд ли когда‑либо будет работать на Грушевского, - в нынешней ситуации ни президент, ни ВР не поддержат десант из таких вот «чикагских» мальчиков.

«Идеальное правительство» может прийти к власти только в том случае, если дела в Украине пойдут совсем плохо, уверен Анатолий Октисюк, политический аналитик экспертного центра Дом демократии. Он приводит в пример 2014 год, когда начало военных действий в Крыму и на Донбассе, а также серьезнейшие проб­лемы в экономике заставили Банковую ввести в правительство поколение реформаторов.

«У того же Рашкована отсутствует личная коммуникация с президентом Зеленским, хотя в его профессиональных качествах сомнений нет. И репутация у него тоже хорошая», - подчеркивает Фесенко. Для Зеленского, по его словам, важен личный, эмоциональный контакт с кандидатом на высокую должность. При этом такой человек должен понравиться не только самому президенту, но и его ближайшему окружению - первому помощнику Сергею Шефиру и Андрею Ермаку.
А Рада, если речь зайдет о назначении в Кабмин Рашкована, Яресько и Супрун, по прогнозу политологов, обязательно вспомнит миф о «внешнем управлении».

Да и не все люди из списка НВ готовы идти работать в правительство. «Они выставили бы четкие условия, чтобы работать в связке с Зеленским и Слугой народа», - уверен Октисюк. «Идеальное правительство», скорее всего, стало бы требовать для себя полный мандат на либеральный пакет реформ - де­олигархизацию экономики, рыночные цены на энергоносители, приватизацию, независимость Нацбанка и антикоррупционных органов, полноформатное сотрудничество с МВФ, Всемирным банком, Евросоюзом, США и НАТО.

Кроме этого, такому правительству потребовалась бы личная протекция Зеленского, чтобы противостоять волнам недовольства - как среди депутатов, так и среди населения - в процессе проведения непопулярных реформ. Также идеальный Кабмин нуждался бы в поддержке реформаторски настроенных сил в Раде - фракции Голоса, части фракции Слуги народа (СН).

Именно в силу указанных требований: необходимости нравиться Зеленскому и Шефиру лично, запроса президента на личную популярность превыше необходимых реформ (кажется всю необходимость реформ президент все еще не понимает и искренне полагает, что сажаньем коррупционеров можно победить коррупцию), а также сильной олигархической зависимости большинства депутатов, подобное правительство может прийти к власти лишь в ситуации полного краха, такой когда "очередь на должность премьера станет очень короткой" как описывал ситуацию своего призыва в кресло премьера Егор Гайдар.

А пока в силу указанных причин мы будем иметь достаточно безликое правительство, но точно не реформаторское. Впрочем, и кабмин Гройсмана рефрматорским никак не назовешь, он все болезненные реформы типа рынка энергии и рынка газа предпочел запустить прямо перед уходом, оставляя преемников наедине с этими проблемами (а теперь за эти же реформы и их последствия Гройсман в ящике каждый день Шмыгаля и критикует).

Так что прогнозы пока что не утешительны и даже одну фигуру из этого списка - Витренко в кресло вице-премьера Зеленскому не удается провести несмотря на огромные усилия. Что уж тут говорить о целом кабинете - через эту Раду такой набор не провести

кабмин, НВ, реформы

Previous post Next post
Up