Семен Новопрудский Пока Запад вводит новые санкции против России за отравление боевым химическим ядом оппозиционного политика Алексея Навального и продлевает старые - за аннексию Крыма и войну на Донбассе (что не меняет имперскую политику Кремля), а сам Кремль обвиняет Запад в попытках «сдержать Россию», в мире есть только одно государство, которое сейчас действительно останавливает Владимира Путина. Эта страна никогда не вводила против РФ санкций. Она активно покупает российское оружие и находится с Россией в тактическом военно-политическом союзе в Сирии. Ее президент встречается или разговаривает по телефону с Путиным едва ли не чаще любого другого мирового лидера.
Так вот. С 27 сентября в зоне прямых геополитических интересов России - на Южном Кавказе - идет полноценная война. Азербайджан пытается отбить у Армении Нагорный Карабах (в армянском варианте - Арцах) и освободить примерно 20% своей территории, потерянной в результате военного поражения 26 лет назад. Армения - официальный военный союзник России. Там расположена 102‑я российская военная база. Армения - член Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Но официально обратиться к России за военной помощью армянские власти не решаются - потому что знают о неизбежности отказа. И дело не в том что Крабах формально не есть территория Армении.
И когда это Путина останавливали какие‑то глупые формальности в виде норм международного права или международных соглашений? Почему «вежливые зеленые человечки» вошли в Крым, где не было ни одного выстрела и не шла никакая война, однако не защищают своего официального военного союзника, оказавшегося в состоянии горячей войны? Дело не в том, что у России есть тесные экономические и политические связи с Азербайджаном, и не в том, что Россия боится дрейфа Ильхама Алиева в сторону Запада (к слову, его отец Гейдар Алиев в бытность президентом Азербайджана публично допускал возможность появления в стране военной базы НАТО).
Главная причина такой очевидной робости Кремля - резкая позиция Турции, стоящей за Азербайджаном и претендующей на роль главной региональной державы, в том числе и на Южном Кавказе.
12 октября министр обороны Турции Хулуси Акар провел телефонные переговоры с главой Минобороны РФ Сергеем Шойгу. Так с российскими высокопоставленными политиками (а Шойгу именно такой политик, а не просто министр обороны) никогда не разговаривают ни американские, ни тем более европейские политики.
«Ереван должен незамедлительно вывести войска с территории Азербайджана. Баку не может ждать справедливости еще 30 лет», - сказал турецкий министр, однозначно заявив, что Турция «готова поддержать справедливую позицию азербайджанской стороны».
При этом в России хорошо понимают, что Турция, в отличие от того же Трампа, не просто произносит воинственные слова: за ними следуют действия. Акар и Шойгу, в частности, обсуждали Ливию. Там после прямого вмешательства турецкой армии были разгромлены войска маршала Халифы Хафтара, которого с 2016 года Кремль поддерживал оружием и своими военными наемниками. Хафтар даже приезжал с визитом в Москву. Зимой 2020 года силы маршала Хафтара были отброшены от столицы Ливии Триполи, которую держали в осаде больше года. Недавно маршал вынужденно снял блокаду с нефтяных портов и месторождений, парализовавшую денежные потоки признанного ООН и Западом правительства страны.
Именно по требованию Турции было остановлено наступление армии Башара Асада в сирийской провинции Идлиб. Именно Турция не позволила России и ее союзнику Асаду вернуть полный контроль над сирийской территорией и, главное, над сирийско-турецкой границей.
Геополитические амбиции и мания величия президента Турции Реджепа Эрдогана ничуть не меньше, чем у Путина. И у турецкого лидера, как и у российского, тоже нет никаких тормозов для их реализации внутри страны. Тем более что РФ сейчас не до Карабаха. У нее «расчесалась Беларусь» и возникают новые проблемы с Киргизией.
Путин понимает и признает только силу. И способ, которым ведет с ним дела Турция, доказывает это с предельной наглядностью.
Новопрудский не относится к числу моих любимых авторов. Но вот тут он совершенно прав. Турция нге боится применять военную силу и понимает, что в близлежащих странах у нее сегодня больше силы. чему России. И не стесняясь демонстрирует России кто тут главнее. Турция не сомневается. что при сегодняшних раскладах Россия, которая конфликтует с Западом и опасается Китая, просто нуждается и притом остро нуждается в сожюзниках и во всяком слувчае не нуждается в новых врагах и новом конфликте.
Турция это понимает и не стесняется демонстрировать, кто в доме хозяин. А теряющая в мощи Россия вынуждена это терпеть - она встряла в слишком большое число конфликтов и наплождидла себе недоброжелателей.
А теперь приходит время платить по счетам