Корреспонденты Би-би-си пробрались в Нагорный Карабах

Oct 08, 2020 10:36


Илья Барабанов, Марина Катаева



Армения и Азербайджан продолжают обвинять друг друга в обстрелах городов: Ереван заявляет об обстрелах столицы непризнанной Нагорно-Карабахской республики Степанакерта, а Баку - азербайджанского города Гянджа, второго по населению в стране. Корреспонденты Би-би-си наблюдали за тем, как в Нагорном Карабахе идут боевые действия.

Сирена, предупреждающая о воздушной тревоге, настигает нас в момент, когда мы проезжаем Лачин - самый близкий к армяно-карабахской границе город. По находящемуся здесь мосту азербайджанские военные стреляли три дня подряд, пытаясь разорвать сообщение между Арменией и Карабахом.

Из Армении в Карабах ведут две дороги, но северная, проложенная по берегу озера Севан, проходит слишком близко к контролируемым Азербайджаном территориям, так что с первых дней боев она оказалась перекрыта. "Лачинский коридор" с окончания войны в этих местах 25 лет назад был главным связующим звеном между Степанакертом и Ереваном.

Утром в воскресенье корреспондентам Би-би-си еще удалось проехать по мосту в сторону Степанакерта, к вечеру движение по нему было уже остановлено, реку приходилось переезжать вброд, а рабочие сыпали гальку, чтобы по новой временной дороге можно было проще проехать.

Где-то в районе городской подстанции Лачина раздается очередной взрыв, воздушная тревога не умолкает, по улицам проносится полицейская машина, призывающая всех максимально быстро уйти в укрытие. Для корреспондентов Би-би-си таким оказывается полуподвальный этаж городского супермаркета. Хозяйка магазина Нэлли 17 лет жила в Калифорнии с семьей, но потом решила вернуться на родину.

Две комнаты, заставленные ящиками с помидорами, мешками риса, бутылками коньяка и лопатами постепенно наполняются местными жителями и путниками, которых бомбежка застала в Лачине либо по пути в Степанакерт, либо при попытке покинуть его. Нэлли предлагает всем кофе, который варит здесь же, в подвале, и еду.

Седой стройный мужчина в жилете и шерстяном кардигане смотрится в этой обстановке немного инородно, так что первая мысль была - коллега-журналист. Но Грачик Арменакян по профессии художник. Когда шла первая карабахская война, он был студентом, когда в 2016 году случилось обострение конфликта - жил в Москве.



Новая война застала его в Ереване, и он говорит, что даже не стал советоваться с близкими: "Все равно бы сказали, что это не твое дело, зачем тебе туда, оставайся дома. Просто вчера сообщил, что мне надо в Карабах, и утром выехал", - рассказывает он.

Его решение отправиться на фронт может казаться странным, но в том, что защищать Карабах армяне летят из самых разных точек мира, корреспонденты Би-би-си убедились, еще вылетая из Москвы.

Вместо компактных самолетов в Ереван из Москвы в эти дни отправляются гигантские Боинги-777, до эпидемии коронавируса перевозившие пассажиров куда-нибудь в Нью-Йорк или Таиланд. Раз вирус отменил привычные границы, то теперь в эти гигантские лайнеры грузятся десятки мужчин предпенсионного возраста, но в полной военной форме, которые считают нужным бросить свои привычные дела и ехать на войну, как они делали это тридцать, двадцать или шесть лет назад.

Наш разговор постоянно прерывают военные, которые в первые дни войны были очень заинтересованы в присутствии журналистов в республике, но спустя несколько дней начали очень опасаться прямых видеотрансляций и съемок, по которым их противник сможет установить любую геолокацию. Снимать интервью предлагают исключительно на фоне стены, чтобы никакого городского пейзажа за спиной говорящего не было.



"Рассчитываем только на свои силы"
Поскольку Карабах до сих пор не признан как самостоятельное государство даже Арменией, в Ереване у республики есть представительство, а не посольство. Представитель НКР в Армении Сергей Газарян утверждает, что соотношение сил на фронте примерно 13 к 1 в пользу Азербайджана, но за неделю боев азербайджанской армии так и не удалось достичь видимого успеха.

"Все правовые и политические основания для признания Арцаха [как независимого государства] есть, - рассуждает он. - Но есть политическая целесообразность и двойные стандарты. Мы де-факто состоявшееся государство и мы сторонники перемирия, потому что каждая жизнь бесценна. Но Азербайджану надо спасти свое лицо: сколько миллиардов долларов вложено в армию и оборону, а ни одного значимого успеха добиться не удалось".

На вопрос, ждут ли в Степанакерте какой-то помощи со стороны России, в том числе военной, дипломат устало улыбается: "Мы не можем ждать. Сколько? Чего? Мы рассчитываем только на свои силы. Если драка неизбежна, бить надо первым. В Баку все последние месяцы активно готовились к войне, посудите сами, зачем Армении идти на войну с Азербайджаном?"

"На стороне Азербайджана - Турция"
Бои в Нагорном Карабахе продолжаются уже больше недели. На стороне азербайджанцев несравнимо более решительно и жестко, чем когда-либо за тридцать лет карабахского конфликта, выступает Турция - мощная региональная держава с родственным народом и похожим языком. Другие мировые державы и организации - Россия, Франция, США, Евросоюз, НАТО, ООН, ОБСЕ - вместе и порознь призывают стороны немедленно прекратить огонь и вернуться за стол переговоров, которые бесплодно тянутся уже 26 лет.

И Турция, и Азербайджан заявляют, что мирные переговоры на этот раз начнутся только после того, как прекратится "армянская оккупация Карабаха", то есть вооруженные силы Карабаха и Армении полностью покинут международно признанную территорию Азербайджана.

Азербайджан также утверждает, что и его территория подвергается обстрелам. В частности, 4 октября власти страны заявили, что армянские вооруженные силы нанесли ракетные удары по городам Мингечевир и Тертер на западе страны.

Кроме того, в Азербайжане говорят, что ракетному обстрелу подвергся и второй по площади и населению азербайджанский город Гянджа - он находится к северу от Карабаха. Армения обстрелы азербайджанских городов отрицает.

Пока для Армении и Карабаха все складывается плохо. Но тут для меня ключевой вопрос: зачем это всё Азербайджану? Любой всплеск популярности в случае захвата будет для Алиева временным, а вот проблемы в случае победы будут длительными и тяжелыми. Турки в отношении азербайджанцев ведут себя как русские в отношении украинцев - просто отрицают факт существования такого народа и такого языка. А следовательно ставят под вопрос самое их государство: зачем одному народу два разных государства, тем более имеющих длинную общую границу.

Т.е. после военной победы в Карабахе Азербайджан реально потеряет всякий авторитет и поддержку в глазах мира (потому что убийств и массовых репрессий им в Карабахе не избежать). А Турция реализует план аншлюсса, который у Эрдогана уже давно разработан, я вот в этом как-то не сомневаюсь, особенно после путинского успеха в Крыму. Так что: Алиев хочет похоронить свое государство?

Вряд ли. Но тогда ему решительная победа категорически не нужна - эта победа попросту его уничтожит. А выгода будет несомненно, но кратковременная, позитивных последствий даже на два года не хватит (ибо негативные последствия наступят гораздо раньше).

Значит ему нужна победа, но не такая, которая похоронит Карабах -такая победа нужна Эрдогану. Вот такой любопытный расклад в этой войне вырисовывается.

Потому наблюдать и за войной и за маневрами будет достаточно интересно. Нам и здесь.
А там люди будут убивать друг друга ради укрепления власти Алиева и Эрдогана

Карабах, политика, ВВС, война

Previous post Next post
Up