Геннадий Друзенко
осмелился сказать вслух вещи, которые думают многие, но которые мало кто решается сказать. В частности об отношении к русскому языку в быту и к русской культуре, о важности национальной консолидации и недопустимости раскола, о необходимом поиске единства и о завершении эпохи размежевания.
И о эксплуатации ультранационализма людьми, для которых вообще любые идеологии только инструменты достижения личных целей.
Что-то сказал прямо, о чем-то намекнул, однако центральная идея очевидна.
Myk Riabchuk прочитал в Харькове замечательную лекцию. В ней он развивает "ересь" о языке как простом средстве коммуникации, и предлагает переосмыслить терминологический аппарат, которым привыкла пользоваться украинская гуманитарная интеллигенция.
В основе главного тезиса Николая лежит интересное наблюдение, что с 2012 года более 80% украинцев считают себя патриотами Украины. Поддержка независимости Украины подскочила в 2014-м году и стабильно составляет более 75% (последние 2 года - более 80%). Добавлю от себя, что согласно социологическим замерам, более 70% считают украинский язык важным атрибутом независимости Украины. Так же абсолютное большинство украинцев (80%) согласны с тем, что все руководители государства и государственные служащие должны в рабочее время общаться на государственном языке: (
https://cutt.ly/XfYJx44) . Статус украинского как единственного государственного после 2014-го стабильно поддерживает 75-80% украинцев.
За статус русского как второго государственного, за присоединение Украины к интеграционным образованиям во главе с Россией, выступают в Украине 15-25% украинцев. То есть базовое распределение тех, кто за независимую Украину и кому независимость мозолит душу и глаза примерно 80% на 20%. По иронии судьбы эти цифры точно отражают пропорцию американских колонистов, восставших за свободу и независимость, и лоялистов, которые поддерживали господство Британской империи. В отличие от Украины, в результате войны за независимость и победы в ней восставших колоний, американские лоялисты должны были эмигрировать в Канаду: пятую колонну в новом союзе колоний никто терпеть не собирался.
Приведенные цифры убедительно свидетельствуют: "бинго" - Украина состоялась !!!
А дальше начинается то, что нас разделяет.
Статус русского как регионального - минус 15% от восьмидесяти. Сторонники внеблокового статуса Украины - минус 26% (при поддержке вступления в НАТО в районе 50%).
Мы объективно говорим в быту разных языках: от 97% на украинском в Ивано-Франковске и 95% - во Львове до 97% на русском в Мариуполе и 95% - в Северодонецке, хотя почти все хорошо владеем обоими. И наша фактическое двуязычие никуда не денется, потому что мы понимаем друг друга без переводчика и знаем об этом, а это значит, что наш фактический билингвизм вполне удовлетворяет коммуникативной функции языка. Для выполнения символической функции достаточно статуса украинского как единственного государственного: почитание государственного флага не предусматривает, что он должен висеть на стене в каждом доме.
Нас также разделяет отношение к советскому (и имперскому) наследию: это был преступный колониальный режим или трагическая, но наша история, которую творили наши родители и в которой есть как то, чем стоит гордиться, так и то, чему следует ужаснуться и осудить? Напомню, что согласно опросам "Деминициатив", отношение украинцев к осуждению СССР как коммунистического тоталитарного режима, проводившего политику государственного террора, фактически раскололо нацию пополам: 34% относятся положительного к такому осуждению и 31% - отрицательно. Так же 30% украинцев одобряют переименование населенных пунктов и улиц, названных в честь коммунистических деятелей, тогда как 44% относятся к этому негативно. Остальным - безразлично (
https://cutt.ly/0fYJQar).
И тут начинается украинская версия "проклятия идентичности", которую человеку, по справедливому наблюдению Фрэнсиса Фукуямы, свойственно все время уточнять, а следовательно ассоциировать себя с меньшими и меньшими сообществами. Вместо того, чтобы создавать широкий патриотический фронт на фундаменте ценностей, которые нас объединяют: независимость и ее символические атрибуты, включая государственный язык, мы разбегаемся по партизанским отрядам, каждый из которых стремится заполучить больше прав и привилегий для своего хутора счет соседнего села. Несмотря на то, что широкий общественный консенсус заключается в статусе украинского как государственного.
Но сохранение свободного обращения русского и других языков нацменьшинств в частной сфере, часть украинцев с энергией достойной лучшего применения навязывает стране нарратив о русском как "языке агрессора". Хотя чеченцы в Донбассе разговаривали на русском гораздо хуже тех, кто по нашу сторону фронта защищал украинскую независимость. Принудительная украинизация сферы обслуживания, которая не имеет ничего общего с функционированием украинского как государственного, как и непродуманная декоммунизация часто превращается в топографическую бандеризацию Украины (я навскидку насчитал 70 улиц, 2 проспекта и 3 переулка Степана Бандеры - и этот список далеко не полный), радикально сужает украинский фронт, но вместо этого выступает дрожжами, на которых активно растет рейтинг ОПЖЗ.
И так 80% патриотов Украины превращаются в 15% "настоящих украинцев", сплоченных вокруг "седовласого гетмана". По злой иронии судьбы, политтехнология Петра Порошенко "или я или Путин", которая предусматривала реинкарнацию в Украине пятой колонны, возвращение в Украину и политическое воскресение демонизированного Медведчука - все это с целью продемонстрировать патриотическому электорату реальность угрозы (о) российского реванша и в таким образом консолидировать вокруг пятого президента все проукраинские силы, повернулась к нему кармическим бумерангом. Теперь не так Медведчук, Бойко и компания мобилизует электорат Петра Алексеевича, который уперся в потолок в 15%, как Порошенко мобилизует и консолидирует электорат ОПЖЗ, который незначительно, но стабильно превышает количество сторонников "ЕС".
Поскольку пятый президент остается стабильным лидером народного недоверия (
https://cutt.ly/wfYJD7K ), а во втором туре избиратели, как известно, голосуют не так "за", как "против", Петр Алексеевич не имеет никаких шансов вернуться на Банковую демократическим путем - разве что в результате государственного переворота. И поэтому "ЕС" фактически создала и активно работает над консолидацией и консервацией зелотского гетто в Украине. /Зелоты - социально-политическое и религиозное течение в Иудее, течение крайне националистическое и эскстремистки-религиозное. Зелоты отчаянно боролись с эллинизмом и Римом, считали допустимыми любые средства для достижения чистоты веры, вплоть до террора/
Но радикально-национальное течение в Украине не имеет никаких шансов на победу на свободных, открытых и демократических выборах. Однако взамен оно дарует добровольным обитателям национального гетто ощущение исключительности и превосходства над остальными гражданами Украины - в их терминологии прочие это "пятая колонна", "хохлы" и "малороссы".
Впрочем современные электоральные войны выигрывают не 300 спартанцев, а широкие политические фронты. Замыкаться в культурном гетто в собственном государстве - абсурд и кратчайший путь к поражению и потере Украины! А мы до сих пор готовы видеть врага в каждом, кто говорит по-русски или употребляет выражение "на Украине", хотя именно такое выражение находим в "Львовской летописи", "Конституции Пилипа Орлика", у Тараса Шевченко, Леси Украинский, Ивана Франко, Михаила Грушевского, Симона Петлюры, Дмитрия Донцова, Юрия Шевелева и (sic!) самого Степана Бандеры (
https://cutt.ly/1fYJB3Z и
https://cutt.ly/7fYJVqN) .
Американцы, которые основали США, были значительно мудрее нас. Они прекрасно понимали, что вопрос рабства способен расколоть и уничтожить образовавшуюся конфедерацию вчерашних колоний. И несмотря на то, что Декларация Независимости (1776) утверждает: "Мы считаем самоочевидными истинами, что все люди созданы равными; что Творец одарил их определенными неотчуждаемыми правами, к которым относятся жизнь, свобода и стремление к счастью", ни в статьях Конфедерации (1777 ), ни в оригинальной редакции Конституции США (1787) мы не найдем подобных утверждений. Почему? Потому что решение вопроса рабства, отношение к которому кардинально отличало южные и северные штаты, отложили до лучших времен, чтобы уберечь вновь созданный союз колоний. Более того, глава 9 ст. 1 Конституции США прямо лишал Конгресс права запрещать ввоз в страну новых рабов на протяжении 20 лет после вступления Конституции в силу. Такой (а)моральный компромисс был ценой существования самой американской государственности.
Как известно, отложенный вопрос рабства взорвал США через 80 с лишним лет и был решен в результате кровопролитной гражданской войны, которая стоила американцам больше жизней, чем любая война с внешним врагом. Но в то время США окончательно состоялись как независимое государство. Со времени последней интервенции британцев, когда был взят Вашингтон и сожжен Белый дом, прошло полвека. Суверенитет Соединенных Штатов никто не ставил под вопрос. И тогда пришло время отбросить рабовладельческую идентичность как неамериканскую. Хотя окончательно вопрос расовой дискриминации не решен в США до сих пор, ярким свидетельством чему является нынешние протесты под флагами движения Black Lives Matter.
Нам нужно научиться у американцев стратегическому мышлению. А оно побуждает творить общий патриотический фронт, который потенциально поддерживают 80% украинцев (или хотя бы 60%, то есть те, кто считает Россию государством-агрессором), а не замыкаться в зелотском гетто, которое питает у его добровольных обитателей чувство исключительности и героизма, но обрекает их на электоральное фиаско. Даже в поединке с пятой колонной Медведчука-Бойко-Левочкина-Рабиновича.
Время взрослеть и выбирать стратегию победы. Потому за свою инфантильную эксклюзивность и "настоящую украинскость" мы рискуем поплатиться самым существованием настоящей Украины, которая гораздо разнообразнее мнимой Украины зелотов
Давно пора это сказать. Есть буйные проповедники украинского языка и культуры, молодые, энергичные проповедники с телеэкранов и в печати, неустанно обличающие все и всяческие зрады, а зрадами они считают любые отклонения от единственно правильной точки зрения и от позиции единственно патриотичной партии ее лидера. И между прочим они очень неплохо зарабатывают на своем искреннем патриотизме.
А есть русскоязычные украинцы, которые добровольно пошли на фронт. И зарабатывают только раны.
А еще есть люди 60+ которые честно и добросовестно трудились на благо Украины и в составе СССР и в эпоху независимости. Но они выросли в убеждении что всякий национализм зло а Бандера стрелял в спину их отцам.
И когда мы публично начинаем шельмовать таких людей мы просто толкаем их в объятия Медведчука-Рабиновича, настоящих и очень хорошо оплачиваемых Путиным предателей. А это граждане Украины и честные плательщики налогов - почему их нужно шельмовать, а не вовлекать в строительство новой Украины - мне понять сложно (кстати Александр Зеленский вполне типичный представитель таких людей)
И нельзя вводить национальное мышление и Степана Бандеру насильно как картофель при Екатерине, этого никогда не стоило делать, а уж в эпоху интернета и при отчетливо выраженной идеологической агрессии России это просто идиотизм; он может быть выгоден одной-двум партиям и кучке политиканов, собирающим таким образом свой электорат. но для страны он губителен.
Мы все украинцы - во всех регионах и на всех языках. И следует принять эти различия как единство в разнообразии, а не повод для шельмования. Да, такой раскол крайне выгоден Медведчуку и Путину, Порошенко и Тягнибоку. Это традиционная стратегия политиков Украины, отсюда растут противостояния Кучмы и Симоненко, Ющенко и Януковича, Януковича и Тимошенко. Но стране то это зачем?
Нет я не во всем согласен с Друзенко Дихотомия Друзенко об СССР: это был преступный колониальный режим или трагическая, но наша история, которую творили наши родители и в которой есть как то, чем стоит гордиться, так и то, чему следует ужаснуться и осудить? на мой взгляд ложное, тут у меня стоит не "или" а "и". СССР был преступным режимом, и при этом там было много ценного и такого, чем можно гордиться и что стоило бы сберечь.
И я не понимаю, почему мы должны отдавать все это ценное России и вести себя так, чтобы все, кому это ценное по душе, считали что только пророссийские силы есть законные наследники этих ценностей. Мы должны стремиться к объединению а не к отторжению, и кстати в этом был шанс именно у партии Зеленского (как они им распорядились - это другой вопрос). И нам позарез нужно сильная и консолидирующая партия центра вместо борьбы по сути рвущих страну партий Запада и Востока
Но это отдельная и очень важная тема