Программно-кассовая революция. Программные РРО заработали сегодня

Aug 03, 2020 11:01


Закон 128-ІХ о новой концепции РРО (товарный чек) приняли вместе с Законом 129-ІХ, которым вводилась фискализация (так называется обязанность применять РРО) в несколько этапов как для различных товаров (например ювелирные изделия, лекарства), так и для упрощенцев. Этот закон поднял целую бурю недовольства, инициировал протестные митинги, и при этом Закон 128-ІХ попадал «под раздачу» так же, в пакете, и до сих пор попадает, особенно на митингах, где у участников не хватает времени или желания разбираться в концепциях и реализациях, а есть только лозунг.

Потому есть смысл разобраться в вопросе об обязательной фискализации (обязательном сопровождении каждой продажи/покупки фискальным чеком), для чего я попытаюсь воспользоваться публикацией НВ БИЗНЕС

Каждый из читателей этой колонки, конечно же, покупает в магазинах товары, получая при каждой покупке бумажный чек. Этот чек формирует и печатает устройство, которое обычно называют «кассовым аппаратом», потому что стоит на кассе и обслуживает кассовые операции. В украинском законодательстве это устройство называется регистратор расчетных операций, или РРО.

РРО стали обязательными в середине девяностых, и с тех пор прошли несколько этапов развития, в соответствии с уровнем развития электронной техники, от автономных аппаратов с бумажной контрольной лентой до современных устройств с электронной памятью и встроенными средствами связи для передачи чеков в налоговые органы.

Все время существования РРО что-то «усовершенствовалось» как технически, так и в тексте Закона, в котором установлены правила их применения, и наконец эти усовершенствования достигли бюрократического и антирыночного апогея: покупать можно было только РРО из государственного реестра, регистрация РРО происходила за 8 шагов с несколькими визитами в налоговую с кипами бумаг, надо было платить ежемесячную немалую плату за «сервис» (проверка пломбы, запись в журнал), ежедневное подклеивание отчетного чека в бумажную прошнурованную зарегистрированную книгу.

В 2017-2018 годах произошли первые реальные дерегуляции: отмена обязательного подклеивания чеков, и переход от восьмишаговой процедуры регистрации РРО с кучей бумаг к простой подаче одного заявления, в том числе через электронный кабинет налоговой, по процедуре, которая на заседаниях Правительства и между специалистами так и называлась: одноклик.

Новая концепция РРО от Минфина была такой:

1. Налоговая создает специальный фискальный сервер.

2. Фискальный сервер работает с новейшими РРО через открыто опубликованный АПИ (программный интерфейс, подробно описанный набор правил, форматов запросов, ответов, кодов успешного завершения операций и ошибок).

3. Между фискальным сервером и кассой с новейшим РРО нет никаких промежуточных «сервисных посредников», сформированные чеки напрямую попадают в фискальный сервер.

4. Достоверность, полноту, сохранность чека, а также личность кассира (или терминал самообслуживания), который отправил чек - подтверждает электронная подпись.

5. Сервис регистрации чеков доступен без всяких дополнительных договоров «на подключение», «на обслуживание», после регистрации программного РРО в электронном кабинете налоговой.

6. Программные РРО не требуют никакой специальной государственной экспертизы, внесения в государственный реестр «проверенных», рынок полностью свободен, плюс налоговая предоставляет бесплатное приложение для смартфонов/планшетов.

Сначала совсем несовершенный законопроект, реализующий концепции Минфина, 1053 был исправлен еще до первого чтения в законопроект 1053−1, потом еще совершенствовался перед принятием в целом, и был принят как Закон 128-ІХ. В этом Законе «новейшие РРО» названы «программными РРО», но концепция, предложенная рабочей группой Министерства финансов, была полностью сохранена.

Итак, с принятием Закона 128-ІХ и с его вступлением в силу с 1 августа этого года - произошла настоящая «программно-кассовая революция». Главными пользователями программных РРО становятся бизнесы из тех сегментов, где при предыдущих условиях применение РРО было либо невозможно, либо экономически неоправданно: финансовые компании, операторы сетей платежных терминалов, крупные сети ритейла, логистические компании, а также плательщики единого налога, которые должны применять РРО (продавцы «сложной техники», лекарств, ювелирки и т. п.) или имеют оборот более миллиона гривен в год. Важно четко отделить внедрение программных РРО, которое сейчас происходит без всякого расширения сферы применения, и предстоящую плановую фискализацию новых сегментов бизнеса.

По сообщению руководителей Государственной налоговой службы, 1 августа состоялся удачный старт программных РРО, началась их успешная регистрация, на фискальный сервер начали поступать чеки, все работает.

Важно, что успешно работают и передают чеки все варианты реализации:

- Бесплатное приложение в смартфоне от налоговой;

- Собственные программы финансовых компаний, логистов, ритейла (через АПИ фискального сервера)

- Программные реализации от независимых разработчиков: «Вчасно», «CheckBox», «ТФПК» и другие.

Поэтому, можно считать программные РРО внедренными, и начинать процесс совершенствования и развития, который будет состоять из многих составляющих.

Но главным проблемным вопросом остается и до сих пор фискализация, требование применять РРО у физических лиц-предпринимателей. Это очень конфликтный вопрос, который пока не имеет решения, принятого обществом. Декларируемые цели - борьба с контрабандой и выявление и пресечение «дробления» большого бизнеса на «ФЛП-единщиков», на самом деле не достигаются фискализацией. Сама по себе выдача чеков, без комплексной стратегии - ничем не помогает ни в борьбе с контрабандой, ни в прекращении «дроблений бизнеса». К тому же известны альтернативные, значительно более эффективные способы преодоления этих негативных явлений. Но это - также тема для отдельной будущей колонки.

Сегодня же - празднуем. Программно-кассовая революция - свершилась.

Хотел бы отметить целый ряд проблем, которые решены успешно. Не нужно покупать специальный кассовый аппарат, а смартфон у каждого торговца на рынке есть.
Тут нет "прикормленного" производителя "правильного" программного обеспечения - каждый может выбрать вариант разных и равно приемлемых программ, реализующих нужные функции.

И пока еще не ясно. но мне кажется очевидным. что появление чисто электронной системы фискальной фиксации сделки, доступной в смартфоне - начало большого пути по замене океана лишних бумаг и лишних контактов с чиновниками. Причем все последствия сегодня предусмотреть конечно же невозможно и проблемы конечно будут (небось не в Ю.Корее процветаем) - но дорогу осилит идущий. А Эстония где в смартфон перевели чертову уйму всяких функций и операций - да будет нам маяком. Раз чухня управилась то и хохлам под силу.

А уж сколько было воплей об угнетении бизнеса и обдираловке - но не будем о грустном, у нового почти всегда куча противников. а новая идея обычно получает репутацию "какая чушь" - это нормально,особенно в стране, где СМИ давно и прочно принадлежат ворам.

бизнес, НВ, реформы

Previous post Next post
Up