Леонид Лунеев Всем знакома загадочная улыбка Моны Лизы, которая скользит как тень по ее лицу, и все восхищаются тем, как великий Леонардо смог поймать этот неуловимый момент. Но пока искусствоведы бьются над разгадкой этого феномена, генетик из Базельского университета Давид Талер готов предложить такое объяснение: все дело может быть в феномене высокочастотного зрения, которым обладал великий мастер эпохи Возрождения.
По словам Талера, и сегодня можно встретить таких людей, к примеру бейсболистов, успевающих разглядеть швы на мяче во время полета, или теннисистов, которые берут супербыстрые подачи.
Впервые мысль о "быстром глазе" Леонардо пришла Талеру, когда он прочитал в записках художника описание полета стрекозы.
"Стрекоза летит на четырех крыльях, - сообщал Леонардо, - и когда два передних находятся в верхнем положении, два задних пребывают в нижнем".
"Я подумал: вот это круто, надо мы посмотреть самому, - вспоминает ученый. - Дело было летом, и вокруг летало много стрекоз, но сколько я ни вглядывался, для меня это выглядело как сплошное мелькание. Никто из моих друзей тоже не смог различить структуру полета, и тогда я всерьез взялся за изучение темы быстрого глаза".
Проведенное Талером исследование показало, что задние и передние крылья стрекозы входят в противофазу на сотую долю секунды, и из записной книжки Леонардо следовало, что он это наблюдал, а значит его глаз фиксировал картинку с частотой 100 герц, или сто раз в секунду, то есть примерно в два раза быстрее, чем у обычных людей.
Талер объясняет это генами, которые отвечают за формирование калиевых ионных каналов в клетках сетчатки глаза.
По его словам, у некоторых видов животных, в частности, у многих насекомых, благодаря ярко выраженным генным отличиям сетчатка позволяет засекать очень быстрые движения. Такие же отличия в развитии клеток сетчатки могут отвечать и за повышенную скорость фиксации картинки у людей.
По словам Талера, определить, стал ли "быстрый глаз" Леонардо результатом генного воздействия на развитие сетчатки или выработался в результате тренировок и повышенного внимания к деталям, можно было бы с помощью анализа ДНК живописца. Но для этого нужно сначала каким-то образом извлечь ДНК из его работ, потому что место захоронения Леонардо было перенесено и историки не уверены, что в могиле находятся именно его останки.
Правду сказать мне трудно поверить, что реакцию на смену изображения можно тренировкой повысить вдвое. При том что у нас за динамику контура отвечает специальный механизм, отличный от "статики" и кажется куда более древний.
Но любопытные данные - что возможно у Леонардо сама физиология зрения была несколько отличной от большинства. Во всяком случае он в отличие от современников понимал, что жестких контуров нет, он различил "дрожжание воздуха", разрушающие жесткий контур - может быть как раз его "сфумато" проистекает из "быстрого зрения", которое вообще размывает контур