Антон Геращенко, оттрубив пять лет депутатом из "группы Авакова" и порядком похудев, стал замом Авакова в МВД и наверное главным спикером министра и министерства. Сегодня он дал пространное интервью Милану Леличу из РБК, которое я воспроизвожу с большими сокращениями.
- Согласно закону о Нацполиции, главный критерий оценки ее работы - уровень доверия со стороны граждан. Согласно апрельскому соцопросу Центра Разумкова, баланс доверия-недоверия к полиции минус 19,9%. Значит ли это, что она работает неэффективно?
- Все познается в сравнении, поэтому давайте сравним с ситуацией февраля 2014 года. Тогда уровень доверия к милиции вообще был ничтожный. Мы получили милицию в том виде, в котором ее ненавидели почти все. За шесть лет это неплохой результат. Но за все годы президентства Петра Порошенко он постоянно делал все, чтобы дискредитировать фигуру министра внутренних дел и реформы, которые он проводил.
Если вы прочитаете книгу одного известного бывшего депутата, которые находится в Германии под следствием (речь об экс-нардепе Александре Онищенко, - ред.), то он называл цифру в 30 миллионов долларов на дискредитацию правительства Яценюка.
Мы видели системные кампании по дискредитации. Как только мы сделали новую патрульную полицию, началась кампания о том, что они постоянно бьют свои машины. Или о том, что эти новые полицейские - неопытные. Но они точно лучше тех, кто был!
Раньше у нас были сотни анекдотов про гаишников, потому что гаишники - клептоманы, коррупционеры и так далее. Назовите мне хоть один анекдот про патрульного. Их не существует, потому что уровень коррупции настолько невысок, что не вызывает у людей отторжения.
- А сейчас с такой дискредитацией в прессе вы сталкиваетесь?
- Нет, после ухода Порошенко, задачей которого было контролировать все, системной дискредитации нет. Есть группы людей, недовольных работой главы МВД. Это фракция "Голос", либеральная, скажем так, часть "Слуги народа". Но, ребята, если вам что-то не нравится, скажите, что идет не так, мы готовы меняться. Но из тех, кто подписал постановление об отставке Авакова, ни один не пришел к министру или ко мне и не сказал: вы не так работаете, работайте по-другому.
То есть в обществе создано некое восприятие, что Арсен Аваков - это плохо. Это было заложено еще в 2014 году. Порошенко вложил огромные силы в системную дискредитацию министра внутренних дел, чтобы его ослабить как политика и члена коалиции.
Весной 2014 года, когда Петр Алексеевич стал президентом, первое что он предложил: пусть Аваков уйдет с поста министра внутренних дел, пусть он станет министром экономики, министром финансов, кем угодно, только не главой МВД. Порошенко хотел управлять страной как Кучма, у которого были все силовые рычаги в кармане.
Тогда после выборов месяц не создавалась коалиция, потому что Порошенко говорил: возьмите себе десять министерских портфелей, только отдайте мне МВД. Этого не случилось, поэтому началась системная дискредитация. Зато во власти был определенный баланс сил эти пять лет.
- А у Зеленского стоит задача забрать себе все силовые рычаги?
- Не стоит. Владимир Александрович хочет, чтобы в стране реально велась борьба с преступностью, с коррупцией. Он публично в прошлом году проводил большое собрание на тему борьбы с коррупцией, обращался к Сытнику с Холодницким: вот, вы говорили, что вам постоянно кто-то мешает, теперь все, пожалуйста, берите и сажайте. Прошло время, вы сами можете делать оценки, что у них получилось.
- Но все-таки государство должно ответить на вопрос: где взять нормальных полицейских?
- Арсен Аваков в 2017 году инициировал программу ипотечного кредитования для сотрудников МВД. В прошлом году выделили более 1500 квартир для полицейских и пожарных. В этом году планируется покупка 2500 квартир. Полицейский может взять кредит на 20 лет на льготных условиях, когда государство частично оплатит стоимость квартиры, берет на себя выплату процентов, в зависимости от выслуги, количества детей и т.д.
Но если ты нарушаешь закон, ты вылетаешь из программы, и тебе придется платить самому за все по полной программе. И в прошлом году таких было только два или три человека. То есть, если дать возможность человеку иметь квартиру, и он будет знать, что он должен честно работать 20 лет, тогда эти люди будут работать лучше всех.
Но реализация этой программы идет с большими трудностями. А на днях на бюджетном комитете депутат от фракции "Голос" пытался завалить нам коронавирусную надбавку для полиции с такими словами: это мы должны давать надбавку тем полицейским, которые не пустили в суд нашего депутата Лозинского, что ли?! Да, должны! Потому что эти люди стоят на улице, их бьют и с ними общаются 50 неизвестных им активистов, в кавычках, кто-то из которых может быть болен коронавирусом.
- Во время текущих протестов в США защитники полиции часто говорят о том, что в рядах копов попадаются "отдельные гнилые яблоки", по которым нельзя судить обо всей правоохранительной системе.
В Украине часто используется сходная риторика. Но с учетом того, что по информации ГБР, сейчас они расследуют около 5 тысяч дел по жестокому обращению и пыткам со стороны полицейских, это не слишком много? Это ведь уже никак не тянет на "отдельные случаи".
- Во-первых, данная цифра завышена. Вокруг цифр идет постоянное манипулирование. У нас, да и в мире тоже, вообще о хорошем не привыкли говорить, а о плохом - пожалуйста. Если 5 тысяч дел расследуют, пусть скажут, скольким людям они предъявили подозрение, и пусть скажут, по скольким делам был вынесен обвинительный приговор.
По информации прокуратуры, в прошлом году было 1700 уголовных производств, из них по пыткам в суд дошло только два. А в этом году - только одно.
- Почему так много людей ушло из патрульной полиции? Дело только в зарплатах?
- В зарплатах и тяжелых условиях труда. Я знал одну девушку, которая проработала несколько лет в полиции в Харькове. Она одинокая мать, часть зарплаты тратила на няню. Однажды я позвонил ей, и она мне рассказала, что она ушла. Она сказала: "Люди меня недостойны. Меня инструктора учили, что надо быть вежливым, соблюдать права человека и все остальное. А ты подходишь к пьяному мурлу, которое тебя матом посылает и т.д.".
Я спросил, за сколько она была бы готова работать? Она сказала: 25 тысяч гривен, тогда я буду готова. В других отраслях госслужбы не так много негатива получаешь, как в полиции. Потому полицейские должны иметь соответствующие социальные гарантии.
- Когда стоит ждать окончания расследования дела Шеремета?
- Какая главная цель расследования дела Шеремета? Установить всех причастных, вплоть до заказчиков. Убийцу Улофа Пальме вот на днях только установили. Дело Шеремета - одно из сложнейших в истории Украины, потому что оно готовилось очень тщательно.
В случае обычного убийства, как правило, все проще. Например, на камеры попадает машина, можно зацепиться за номера и дальше раскручивать, телефоны проверять и т.д. Что было здесь: все были без телефонов, лица прятали, потому что была проведена разведка маршрута, ходили пешком, пути отхода были продуманы так, что эта пара вышла и ушла в никуда, не села в машину или метро и т.д.
Во время расследования дела Шеремета изучалась масса версий, отслеживались люди, за ними следили, проверяли их походки и т.д. Когда в деле появились семья "Пумы" и "Бучи", по ним сделали экспертизу, потому что, мягко говоря, один шесть раз судимый и хвастался, что умеет собрать бомбу за 15 минут даже в тюремных условиях.
Но эксперты определили, что это не они, они ходят по-другому. И когда в результате оперативных комбинаций вышли на группу людей, в которой был так называемый "Пистолет", которому прислали сообщение с призывом прийти и дать показания по делу Шеремета, эта группа распереживалась. "Пистолет" застрелился, а группа запереживала. Мы подумали: зачем порядочным людям переживать, если они никак не причастны к этому делу?
Вы слышали прослушку, там Кузьменко переживает, что у нее будут обыски. У меня вопрос: почему детский врач должна переживать из-за обысков по делу Шеремета? Где она и где дело Шеремета?
Это все косвенные улики, но в комплексе это является доказательной базой. Когда одно совпадение, два, пять - это одно дело. Но когда таких совпадений многие десятки, то тогда это наводит на мысль, что есть достаточно оснований предъявить подозрения. Задача полиции - найти виновных, задача прокуратуры - не допустить преследования невиновных. Поэтому дело Шеремета - это не дело Авакова, это дело, в котором есть группа полиции, порядка 15 человек.
Была группа прокуроров из шести человек, все, кстати, уволены Рябошапкой во время переаттестации. И только тогда, когда прокуроры, подчиненные Рябошапки, дали согласие на предъявление обвинения, стал вопрос: как объяснить обществу, что детский врач, музыкант и медсестра-волонтер, возможно, причастны к этому делу? Поэтому был сделан брифинг.
Мы считаем, что эти люди являются исполнителями, которых вдохновили их кураторы. Мое личное мнение - данное преступление было совершено из патриотических мотивов. Людям часто вносят в голову мысль: это враг, его надо ликвидировать, потому что он враг.
- Какие предварительные итоги проекта с автоматической фиксацией нарушений? Насколько он эффективен?
- Украина - это предпоследняя страна Европы, которая вводит автоматическую фотофиксацию нарушений ПДД, кроме нас осталась еще Молдова. Этот метод необходим для того, чтобы сокращать количество погибших и травмированных на дорогах. За прошлый год по статистике погибло 3454 человека. А в полумиллионном Осло погиб всего один человек. В Швеции, чтобы получить права, человек должен провести с инструктором 100 часов. У нас только 20. Мы готовимся к тому, чтобы поднять хотя бы до 80 часов.
- А как быть с проблемой покупки прав?
- Последние пять лет мы эту проблему побороли. А с прошлого года мы ввели новый проект, в каждой машине экзаменатора есть видеокамера, и хранится запись того, как человек сдает на права.
Возвращаясь к автофиксации. Главное - это контроль скорости, которая является самой главной причиной аварий и гибели людей. По Украине мы выбрали порядка 1200 опасных мест, и начали устанавливать там камеры. Сейчас установлено около 50. Мы обратились к мэрам крупнейших городов, чтобы они изучили и прислали список мест с наибольшей концентрацией ДТП.
В первый день работы системы было 68 тысяч нарушений зафиксировано. А, к примеру, 18 июня - уже 13 с половиной тысяч. То есть динамика идет четко вниз, мы хотим, чтобы она дошла почти до нуля. Мы отослали более 300 тысяч писем нарушителям. Но мы не хотим слать письма, мы хотим, чтобы люди не нарушали. В этом году 220 камер закупаются Минтрансом и устанавливаются на опасных местах на автомагистралях.
И мы рассчитываем, что мэры городов постепенно раскачаются. И мы за два года установим около тысячи камер по стране. Всего система рассчитана на 6 тысяч камер, она месяцами хранит информацию, и каждый, кто получает штраф, может посмотреть, где он нарушил.
Вообще интервью как и почти все материалы, исходящие от Геращенко, чрезвычайно бедны информацией и переполнены славословиями Авакова и инвективами его врагам. Это его обычный стиль и как я не отжимал воду, ее все равно много.
Что касается обвинений в адрес Порошенко. Верить тут всему нельзя, но по неким другим источникам - да, кампанию против Авакова Порошенко вел, и да, не десять, но и не одно министерство в обмен на МВД предлагал. ТО что сам Аваков прорезей для крылышек в пиджаке не делал - всем известный факт. Но и то, что он показал себя нейтральным на выборах - тоже факт.
Как и то, что говоря начистоту никакой реформы МВД в Украине не ведется - третий факт. И что нельзя получить достойного полицейского при з/п как у среднего работяги - чистая правда. Потому что работа во-первых грязная, работаешь, пардон все больше с человеческим дерьмом, а во-вторых провоцирует эта работа тебя на насилие и злоупотребление властью - да, провоцирует.
И чтобы набрать людей достойных и способных противостоять всем соблазнам, - им нужно хорошо платить и гарантировать по завершении карьеры солидный социальный пакет. Без этого будут приходить люди, склонные к насилию и грязи по природе, - другие просто не придут.
Я понимаю, что говорю банальности, но наши политики любят рассуждать о реформе, но не любят говорить о том, сколько должна стоить реформа и сколько должен стоить обществу хороший полицейский. И что пока общество не готово столько платить - оно хорошей полиции не получит независимо от того, Аваков во главе или идеал от партии ГОЛОС - она у нас располагает наиболее обширным штатом дешево стоящих ангелов.
Правда о механизмах найма ангелов по дешевке не любит рассказывать.
По изложенным причинам я полагаю замену Авакова - не самым своевременным решением. Даже с учетом того, что в раскрытие убийства Шеремета этой командой я не верю вовсе