Андерс Аслунд Значение украинских достижений 2019 слабо понимают как в Украине, так и за рубежом. Обычно украинцы подозревают свое правительство в худшем. Но прогресс, достигнутый Украиной за последние 12 месяцев, не следует недооценивать. Он вымостил путь к дальнейшим важным сдвигам в 2020-м. Ключевыми сферами, стоящими наблюдения, будет чистка правоохранительной системы Украины, улучшение государственного управления и открытие всех видов рынков к конкуренции.
Нынешняя экономическая ситуация в Украине куда лучше, чем многие думают. В 2016-2019 годах администрация Порошенко осуществила впечатляющую работу по достижению макроэкономической стабилизации, которой предшествовал жесткий кризис 2014-2015 годов, вызванный откровенным грабежом предшественников, правительства Януковича, и развертыванием российской военной агрессии. В большей степени благодаря мерам, осуществленным при президенте Порошенко, дефицит бюджета сократился до 2% ВВП, в то время как инфляция упала до 5%. А размер государственного долга от 80% ВВП в 2016 году сократился до 52%.
В 2019 году лучшими в мире признали показатели гривны, которая окрепла на 19% по отношению к американскому доллару. Средняя месячная зарплата в Украине выросла с $200 до нынешнего уровня в примерно $450. Доходность облигаций и процентные ставки упали. На самом деле, главной угрозой сегодня является то, что гривна растет слишком быстро, побуждая Национальный банк покупать больше долларов и урезать процентные ставки.
В прошлом году также состоялись, возможно, наиболее свободные и справедливые национальные выборы в независимой истории Украины. Обеспокоенные прежде всего коррупцией, избиратели бесцеремонно отстранили старую гвардию от власти, создав беспрецедентную смену поколений в украинской политике. Поразительно, что 80% новых депутатов, которые заняли свои кресла в августе 2019 года, были новичками, так же как и все (кроме двух) министры, что назначены в новое правительство. Для преодоления вездесущей коррупции такая очистка была очевидно необходимой. Крайне важно, что Украина сделала все демократическим путем. И сейчас важно расширить это очищение и на другие государственные учреждения.
Это распространено - обвинять «олигархов» в коррупции в Украине, не называя имен. Как по мне, основную угрозу для экономики и благосостояния Украины составляет хищническое государство. На практике олигархами считают людей, которые достаточно сильны, чтобы защищать свою собственность от государственных захватчиков, а больше всего от правоохранительных органов, занимающихся корпоративным рейдерством. Чтобы распространить права собственности на более широкое бизнес-сообщество, Украина должна реформировать все правоохранительные органы.
Администрация Зеленского дала этому направлению впечатляющий старт. Офис генпрокурора выглядел наиболее уязвимым. Новый генпрокурор Руслан Рябошапка начал достойную похвалы чистку верхов, требуя как компетенции, так и неподкупности от своих прокуроров. Отмена депутатской неприкосновенности и возврат статьи о незаконном обогащении - тоже важные шаги. В дополнение парламент принял хороший закон, направленный на чистку Государственного бюро расследований, и Зеленский уволил главу ведомства.
Огромные проблемы с национальными судами остались. Принятие нового закона о судебной реформе критикуют, и как его воплощать - непонятно, а 44 судьи были назначены в Верховный Суд, не пройдя проверку на неподкупность. Коррумпированных судей необходимо также устранить из судов низших уровней.
Главным барьером остается СБУ, получивший нового председателя, и сейчас там признаки реформирования едва заметны. Парламент должен принять закон о Службе, которую следует очистить сверху вниз, примерно так как Офис генпрокурора. Если это произойдет, Украина сможет предоставить надежные права собственности, побуждая как украинцев, так и иностранцев держать больше денег в стране.
2020-й также должен стать годом, когда украинское государство осуществит решающий скачок от советской бюрократии к диджитализованному правительству. Несмотря на эпизодические попытки модернизировать государственное управление в Украине, большинство администраций остались ужасно советскими и бюрократическими по своей сути. Для многих документов необходимо около 30 поставленных вручную подписей, без ответственности по каждой. Собрания посвящены скорее сбору подписей, чем серьезным аналитическим дискуссиям. Все это должно измениться. Украина нуждается в современном, компьютеризированном государственном управлении. Хороший пример тому Эстония. Президент Зеленский на правильном пути со своим видением «государства в смартфоне».
Наконец, рынки должны открыться. Украина имеет отличный инструмент для этой цели. Это Соглашение об ассоциации с ЕС, содержащее сотни правил для открытия рынков. Украина уже одобрила большинство из них, но во многих случаях формальные правила еще не прошли путь до полной реализации, которая бы способствовала желанию европейских конкурентов войти в Украину в более широких масштабах. Законы относительно рынков газа и электроэнергии были приняты, а рынок электроэнергии и совсем формально заработал еще с июля 2019 года.
Во втором и третьем кварталах 2019 рост украинского ВВП перевалил за 4%. Премьер-министр Гончарук поставил цель достичь 5% в 2020-м, и 7% - в последующие годы. Это здоровые и реалистичные цели. Сейчас есть все макроэкономические составляющие для того, чтобы их достичь. Главнымобразом результат будет зависеть от того, сможет ли Украина открыть свою экономику, создав при этом прозрачные и одинаковые правила игры.
Начну с конца.
Только вчера я получил три вопроса примерно такого содержания: почему при барыге Порошенко экономика росла а при честном Зе стала падать? Спешу разочаровать публику: во-первых украинская экономика слишком зависит от цен на металл, а в конце года конъюнктура была не самой лучшей. Ну а главное - неправда что экономика при Зеленском падала - она росла и даже в целом несколько быстрее, чем раньше.
И на этом давайте поставим точку на вранье про падение экономики. Пока что падения экномики в Украине не наблюдается.
Второе, что важно отметить. Аслунд пишет о правоохранительных органах, занимающихся корпоративным рейдерством ВЫнужден напомнить, ыто в 18-м году было коллективное заявление от послов ЕС, что главными рейдерами в Украине являются ГПУ и СБУ - т.е. органы прямо и непосредственно подконтрольные Президенту Украины, это зона его личной власти и личной ответственности. И если при Зеленском Рябошапка и Чумак начали решительную очистку органов прокуратуры, причем уже завершили чистку центрального офиса и собираются взяться за региональные управления, вот в СБУ (цитирую автора) сейчас там признаки реформирования едва заметны. Хотя ликвидация управления "К" не только назррела нои перезерела, сдвигов в этом направлении не видно никаких. И никаких обещаний и планов в этом направлении не озвучено. А как хорошо известно целые пласты массированной коррупции находились непосредственно под крышей СБУ (таможня, некоторые сегменты торговли нефтепродуктами) И именно в этих направлениях позитивных сдвигов не замечено. А ведь возглавляет СБУ личный друг Зеленского - а значит это его ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
И третье - чуть ли не самое важное. НУЖНО ОТКРЫВАТЬ РЫНКИ. При Порошенко реформы в этой сфере двигались точно как реформы судов: постановления принимались, документы подписывались, но все делалось так чтобы были сделаны первые решительные шаги, но ничего не было доведено до конца. Везде остались хвосты старых правил и старых смотрящих, и преференции олигархам и людям власти, а уж на местах полное раздолье.
Отмечу: удобный для Президента Гончарук прекрасно осведомлен. категорически не согласен. но потому и назначен, что безгласен. И пока тут не произойдут самые серьезные изменения. Украине не видать ни инвестиций ни 7 или даже 5 процентов роста. Не видать как своих ушей. Диджитализация решит тут некоторые проблемы, но не все. И Гончарук должен или настоять на реформировании основных рынков, или уйти. Причем уйти сам, а не ждать пока из него сделают козла. Раньше премьеры держались до последнего, ибо имели профит от контроля над потомками и схемами.
У Гончарука профита нет, а в частном секторе он теперь точно сможет заработать больше, чем на должности. Значит становиться вербой, на которую навешают груш ответственности за провал реформ, причем навешают именно те, кто их провалил, ему нет никакого резона. К сожалению он не слишком тверд характером, но тут речь о его репутации надолго, и нужно решаться.
Ну и СБУ - там все на месте. И на сегодня именно тут угрозы росту: в нереформированности рынков и сохранении роли СБУ.
А в остальном как указывает опытный аналитик постсоветских экономик, возможности открываются очень хорошие. Причем, чего никогда у нас не бывало, они вполне могут остаться хорошими даже и при падении сырьевых рынков, важно не упустить момент для быстрого реформирования. ближайшие три-четыре месяца. Потом будет потеря доверия и потеря реального контроля - если сдвиги не будет сделаны.
ЗЫ Надо прямо сказать и честно признать: Все наши министры - профничтожества и воры и не заслуживают ни единого доброго слова. А президент Украины - зелена шмаркля и специалист по игре членом на рояле. Жалкий клоун и кукла Коломойского.
Вот теперь текст сбалансирован