В стране нет никаких особых территорий

Dec 17, 2019 09:30


Публикация проекта изменения в конституцию вызвала шквал критики - впрочем вполне ожидаемый. Т е. кто помнят (если исключить первые две недели работы Рады, когда все от темпов ошалели) какой серьезный проект от СН не вызвал шквала критики, - подымите руки. Я вот не помню.

Причем тут проект обвиняли в разном. В том,что страна становится диктатурой а единственные выборы - это выборы президента и это последний признак, что в стране есть остатки демократии - проект обвинил канал ПРЯМИЙ. А канал ЕСПРЕСО обвинил проект в том. что теперь открыта дверь к особому статусу для ОРДЛО, поскольку теперь такой статус можно ввести простым, а не конституционным законом.

В общем все ужасно и уже завтра узурпировавший полномочия диктатор Зеленский сдаст страну Путину за разрешение снять продолжение сериала "Сваты". В связи с этим сайт НВ получил комментарий у замглавы фракции СН Александра Корниенко

- Сколько времени вы потратили на разработку законопроекта и кто принимал участие в его написании?

- Во-первых, этот законопроект, по сути, не новый. Он повторяет во многом прошлый законопроект о децентрализации, предложенный в 2015 году Петром Порошенко. Фактически мы взяли его за основу, провели ряд консультаций у себя в команде и в рамках Комиссии по вопросам правовой реформы, в которую входят уважаемые ученые-конституционалисты и я, в том числе (? - ну и оборот речи -В.Т.). В итоге этот финальный вариант и получился.

- Законопроект Порошенко включал в себя особенности местного самоуправления отдельных районов Донецкой и Луганской области. В день голосования этот пункт вызвал конфликты, как в Раде, так и извне, что привело к жертвам. Не боитесь, что и в этот раз при принятии законопроекта могут быть стычки под ВРУ?

- По нашему мнению, тогда конфликт был вызван одной фразой - про особый статус отдельных районов. В этом законопроекте таких моментов нет.

- Но в этом документе есть много других интересных моментов. Действительно ли он запустит процесс смены границ областей, их названий?

- Ни в одной Конституции унитарной страны Европы нет перечня регионов, областей. Это конституционная традиция федеративных стран, например, Германии. В принципе, полномочия менять административно-территориальное устройство - это полномочия высшего законодательного органа, в нашем случае ВРУ. Понятно, что это вызывает определенную критику, что 226-ю голосами нардепов можно переименовать область.
Да, можно переименовать, поменять границы. У нас уже есть немало прецедентов, когда в состав потенциальной громады хотят войти населенные пункты из разных областей, которые находятся на границе областей. По сути, это и есть изменения границ областей, о которых говорится в законопроекте. То есть присоединить одно село к другому, чтобы им было комфортно, если они находятся в разных областях. Но лично у нас нет политических планов перекраивать карту Украины.

- То есть в ближайшее время не планируются какие-то изменения на карте страны?

- Нет, по областям не планируются. Планируется только одно изменение - вся территория Украины будет состоять из громад.

- Для чего планируется наделить особой властью префектов? Чтобы предоставить президенту возможность полного контроля на местах?

- Во-первых, префекты назначаются президентом по представлению Кабинета министров. То есть не только решением президента. Во-вторых, а какие особые полномочия? Реально где они могут влиять, это - останавливать решения местных советов и обращаться в суд. То, что касается жесткого влияния - это касается тех решений местных советов, которые угрожают национальной безопасности. Там префект должен обратиться в Конституционный суд. Последний же рассматривает обращение в течении семи дней.
Во всей Европе есть такой институт. Но мы еще взяли достаточно мягкую форму префекта. Более гуманного. Кроме того будет отдельный законопроект о префектах, где будет прописано, откуда они берутся, условия конкурса на данную должность и их полномочия.

- Префекта также предлагается назначать и в Киеве. Как в таком случае будет проходить управление в столице, учитывая наличие мэра, главы КГГА и префекта?

- Мы готовим новый закон о столице, в котором все разграничено. Понятно, что если выбирать мэра, он не сможет стать префектом. Но точно не будет главы КГГА.

- Будет ли какая-то особая работа префектов в Луганской и Донецкой областях, учитывая, что там действуют Военно-гражданские администрации?

- Пока нет. Там нужно друг с другом все правильно сгармонизировать, чтобы продолжала работать ВГА и местное самоуправление. То есть будет отдельный законопроект.

- Что предлагаемые изменения в Конституцию означают для оккупированных территорий?

- Что у нас нет никаких особых территорий в стране. Именно об этом этот законопроект. Мы хотим, чтобы вся страна жила по одним правилам и по одним законам. Условием Минских соглашений является принятие изменений в Конституцию про децентрализацию. Вот они, пожалуйста. А о Донбассе так считает та сторона.

- Расскажите, что действительно поменяется для украинцев после принятия данного законопроекта?

- Появятся полномочия у громад на местах. Те полномочия, которые государство даст дополнительно, будут сопровождаться и дополнительными ресурсами.

Те, кто уже живут в территориально-объединенных громадах, видят, какие возможности открылись, связанные с бюджетом, дополнительным финансированием. Фактически мы хотим, чтобы вся территория страны была покрыта громадами и, соответственно, все были в равных условиях конкурировать за рабочую силу, инвесторов и т. д.

- Сколько и какие еще нужно принять законопроекты для полной реализации изменений в Конституцию?

- Пакет включает около десяти законопроектов: про административно-территориальное устройство, про основы устройства, новую редакцию закона про местное самоуправление, закон про службу в органах местного самоуправления и т. д. Они уже почти готовы.

Я бы не сказал, что наступила ясность. Точнее говоря ясность наступила в следующих пунктах:

- конституционализируются территориальные громады и их права;

- вводится институт префектов которые являются надсмотрщиками, но могут лишь приостанавливать решения и обжаловать их в суде,т..е по существу исполнительной властью не являются и принимать решений не могут, могут только пытаться их отменить или притормозить;

- с точки зрения Минска законодательство сделано более гибким и целый ряд вещей можно сделать простым голосованием в 226 голосов, это несколько развязывает руки власти, но только несколько, и Рада и гражданское общество у нас достаточно серьезные предохранители и болтать о диктатуре в таких условиях могут только петины наемники.

Так выглядят сегодня основные новации изменений в Конституцию

конституция

Previous post Next post
Up