Команда Зеленского долгое время хранила молчание относительно своих планов на встречу в Париже.
Андрей Ермак - помощник президента Зеленского, ответственный за тематику Донбасса, встретился с европейскими экспертами и аналитиками в Лондоне в Chatham House - Королевском институте международных отношений.
"Европейская правда"
записала выступление Ермака и его ответы на вопросы аудитории, сгруппировав его заявления по тематике. Далее - прямая речь помощника Зеленского.
В Париже в числе первых будут два вопроса: немедленное прекращение огня и обмен пленными.
Поэтому, как минимум, мы ожидаем от этой встречи договоренности о прекращении огня, продолжении обмена пленными и четких сигналах о движении к выполнению Минских договоренностей.
Международная поддержка Украины на "Нормандии"
Прежде всего, Украина полностью выполнила все предпосылки для встречи лидеров, согласованные в сентябре. Произошло разведение в трех местах: это Станица Луганская, Петровское и Золотое, причем сегодня все эти три места полностью контролируются украинскими властями. Сделано все, чтобы и наши военные, и граждане, проживающие в этих местах, чувствовали себя в безопасности. И если с той стороны будут происходить какие-то нарушения, чтобы украинская армия была в состоянии мгновенно ответить на них.
Последние несколько недель мы проводим постоянные ежедневные консультации, встречи с нашими партнерами. Сегодня будет телефонный разговор между президентом Зеленским и президентом Макроном. Я откровенно могу вам сказать, я не чувствую каких-либо колебаний или отступлений от поддержки Украины в нормандском формате ни со стороны Германии, ни со стороны Франции. У нас с ними полностью согласованная позиция.
Выборы на оккупированных территориях Донбасса
Минские договоренности - далеко не безупречны. У меня очень много вопросов к Минским соглашениям. Но это единственный существующий документ и единственная платформа, на которой можно вести переговоры. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы их выполнить. Но конечно, поскольку Минским договоренностям уже пять лет, некоторые положения сегодня нуждаются в обновлении.
Важнейшим этапом "Минска" мы считаем проведение местных выборов на территориях, которые сегодня не подконтрольны Украины. Да, мы хотим провести выборы одновременно по всей территории Украины, 31 октября следующего года. Но есть очень большое количество условий для проведения этих выборов и для того, чтобы сегодня украинский ЦИК признал эти выборы.
Эти выборы должны состояться исключительно в соответствии с украинским законодательством. А это значит, что на территориях, на которых проходят выборы, не могут находиться любые иностранные военные или другие нелегальные с точки зрения украинского законодательства вооруженные группы.
Также в соответствии с украинским законодательством на день проведения выборов контроль за государственной границей должен быть за украинским правительством.
Безусловно, при подготовке выборов необходимо, чтобы кто-то охранял и обеспечивал безопасность на этой территории и имел возможность допустить наблюдателей, украинские политические партии, украинские медиа. Могу вас заверить, что это обязательно будет происходить при участии ОБСЕ. Для этого мы уже говорим с ОБСЕ о расширении ее мандата.
Все это будет обсуждаться в Париже.
Изменения в Конституцию по требованию "Минска"
Украина готова выполнить пункт Минских договоренностей, который предусматривает проведение конституционной реформы, в основе которой лежит децентрализация. Прежде всего, хочу отметить: мы отвергаем любые разговоры о федерализации. Мы никогда на это не пойдем.
Речь идет о децентрализации, в результате которой местная власть получит больше полномочий. В дополнение к этому, отдельные районы Донецкой и Луганской областей могут получить дополнительные полномочия, которые, повторю, не будут означать ни федерализацию, ни какие-то автономные республики.
(Комментируя вопрос о том, как избежать повторения событий 2015 года, когда попытка ратифицировать изменения в Конституцию привела к протестам и беспорядкам возле ВР)
Мы надеемся, общество поймет, что мы должны объединяться, даже если у нас - разные мнения. Потому что это - вопрос жизни наших граждан. Поэтому я считаю, что все патриотически настроенные граждане должны поддержать в этом вопросе президента и его команду.
"Особый статус" и амнистия
Что такое "особый статус Донбасса" или особенности местного самоуправления?
Вы знаете, что в Украине действует закон об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, который прекращает действие 31 декабря этого года. Президент Украины готов по результатам саммита в Париже (я подчеркиваю, по результатам, то есть это будет зависеть от результатов этого саммита!) внести на рассмотрение парламента законопроект о продлении действия этого закона.
После этого, уже в 2020 году, мы готовы предложить изменения в этот закон. В первую очередь, среди этих изменений будет имплементация формулы Штайнмайера.
Это означает, что в восемь часов вечера дня выборов закон об особенностях местного самоуправления, так называемый "особый статус", вступает в силу на временной основе, которая переходит в постоянную после того, как законность выборов подтвердят ЦИК и ОБСЕ.
Согласно "Минску", парламент должен принять закон об амнистии. И если мы, как я надеюсь, будем двигаться по пути выполнения Минских договоренностей, то будем готовить этот законопроект. Будет открытая дискуссия с обществом, а затем и в парламенте.
"План Б" - замораживание конфликта
Украина сделает все от нас зависящее для прекращения войны и достижения мира дипломатическим путем. Но у нас, безусловно, есть и "план Б".
Если мы не увидим готовности со стороны РФ идти к миру, выполнять Минские договоренности - что ж, тогда будем буквально, а не фигурально, строить стену и жить с этим дальше. Задействуем опыт Израиля.
Я не буду проговаривать этот "план Б" в деталях, потому что мы все же едем в Париж с желанием договориться. Но мы не будем ждать годами. Есть четко определенный срок, который мы даем и себе, и другой стороне переговорного процесса, чтобы договориться. Но если это не удастся, будем рассматривать "план Б".
Новые "представители Донбасса" в Минске
Хочу поделиться с вами идеей, с которой мы тоже едем в Париж. Мы хотим изменить формулу представительства территорий в Трехсторонней контактной группе.
Как вы знаете, в Минске в ТКГ присутствуют Россия, Украина и ОБСЕ, но также есть так называемые "эксперты", которые представляют территории (оккупированную часть Донбасса. - ЕП). И вы знаете, что в Минских договоренностях практически по каждому пункту есть упоминание о том, что их исполнение должно быть согласовано с "представителями территорий".
Все эти годы почему-то "представителями территорий" были представители никем не признанных организаций. Мы считаем, что это несправедливо. Хочу напомнить, что до войны на этих территориях проживало более 6 миллионов человек. Сегодня - только 1,5 миллиона.
Поэтому предлагаем следующую идею: у нас есть 9 районов в Луганской области и 9 районов в Донецкой области. И было бы логично иметь по одному представителю, то есть 18 человек, от "той части", и 18 человек, которых назначим мы.
Многие люди уехали от войны и проживают сегодня на территории, подконтрольной Украине. И мы предлагаем, чтобы представителями территорий были люди, которые имеют связь с этими районами - у них есть прописка в одном из тех 18 районов, есть какая-то недвижимость, какой-то бизнес, то есть юридическое подтверждение, что они могут представлять эти районы.
И мы хотим, чтобы это были люди, к которым прислушиваются, которые имеют солидную репутацию - спортсмены, деятели культуры. Эти 36 выберут шесть человек, трех от Донецкой и трех от Луганской области.
И именно они станут "представителями территорий".
Если мы согласуем это, то это будет революционное решение, которое кардинально изменит расклад.
Ермак надеется этим планом и изменениями в конституцию объединить народ. Но объединит он только часть депутатов от СН, которая объединится с ЗаЖОпП, но это будет единственное объединение.
Остальное общество взорвется и парламент взорвется - и если они рассчитывают на нечто иное - они спятили. Потому что Украина неизмеримо важнее этих разграбленных районов. И против них объединятся все, кроме Рабиновича с Медведчуком.
И президент который шел объединить страну - просто ее взорвет.
Потому что в Законе которые они собираются продлить - все требования Путина, включая народную милицию, и особый порядок формирования судов и прокуратуры, и другой язык и особые отношения с Россией (но это не автономия? - а что тогда автономия?) там Порошенко просто подписал капитуляцию, а потом продавил ее через Раду.
Лучше вялотекущая война, чем такое "объединение". Потому что вот это уже настоящая капитуляция по полной форме.
И если это реальная позиция Зеленского, могу только удивиться - пусть поглядит в данные соцопросов. И - неужто Разумков и Гончарук совсем не участвуют в обсуждении? Более нежели сомневаюсь, что они не разглядят краха всех своих планов в этом Законе.
Послезавтра должно быть закрытое совещание Совбеза - интересно, кто будет докладывать вопрос и что там будет принято...
Ну и есть надежда на Путина -хотя ему конечно предлагают очень соблазнительный вариант.
До сих пор он ни под каким видом не хотел ни выводить свои войска ни вывозить ввезенное оружие, ни расформировывать два корпуса. Но с Зеленским он может пойти на такой риск и согласиться на предложение - скажем за неделю до выборов. Торговаться и тянутьвремя - а потом предложить признать что раз не сделано то, что запланировано давайте считать запланированным то, что есть.
И тут возможно все - вплоть до вспышки новой горячей войны как итог больших "миротворческих усилий".
Те. диапазон рисков безграничен, как и способность России лгать и нарушать любые соглашения