Борис Херсонский, поэт, ученый-психолог Одиннадцать лет тому назад я находился в Нью-Йорке. Мне понадобилось три дня для того, чтобы осознать, понять, что происходит в Грузии, где я был еще за две недели до начала событий.
Независимость стоила Грузии трех территорий - Осетии, Аджарии и Абхазии. Первая абхазская война была кровавой, проявления звериной жестокости были часты. Практически все грузинское население из Абхазии было изгнано.
Михеилу Саакашвили удалось вернуть Аджарию мирно. Это воодушевило лидера и, увы, породило некоторые иллюзии…
Думаю, план захвата Осетии и Абхазии в РФ существовал давно, там присутствовали российские «миротворцы».
Задача была - спровоцировать Грузию на первый шаг. Это было довольно просто сделать. Думаю, что в ближайшем окружении Саакашвили были провокаторы и агенты ФСБ, подталкивающие импульсивного лидера на «решительные действия». Интенсивные провокации на территории Осетии довершили дело.
Грузинские войска вошли на территорию Осетии с целью «наведения конституционного порядка».
Там их уже ждали. Военное поражение Грузии было скорым и сокрушительным. Российской пропаганде удалось представить Грузию в качестве страны агрессора и на какое-то время дезориентировать мировую общественность. Рука Москвы успешно делала «точечный массаж» горячих точек, поддерживая сепаратистские настроения. Украина была на очереди. Следовало бы нам быть внимательнее.
Проблема 08.08.08 для меня существует уже 11 лет.
И 11 лет меня мучает эта загадка.
Да, конечно, - Запад и прежде всего ЕНС уже тогда продемонстрировал. что российская пропаганда лжива: ЕС во всех подобных конфликтах начиная еще с перестройки стабильно становился и притом практически без исключений на сторону Москвы, разве что исключение было для Прибалтики, права СССР на которую всегда были сомнительны.
Но во всех прочих войнах, включая например газовые войны с Украиной, - Европа всегда выступала на стороне России. И потому согласие на нормандский формат было серьезнейшей политической ошибкой Порошенко, хотя я понимаю, что добиться участия Британии было достаточно сложно, а участия Обамы просто невозможно, - тем не менее, считаю тогдашнее согласие на посредничество Германии и Франции крупнейшим дипломатическим поражением Украины со времен провала ПДЧ и по настоящее время; это было согласие на формат трое против одного, и Украину спасли от полной катастрофы только Боинг и наглость Путина с Лавровым.
Однако вернемся к Грузии. Решение Саакашвили на начало военных действий было еще большей политической ошибкой, чем согласие Порошенко на Нормандский формат. И мне по сей день непонятно, каким образом России удалось его на такое спровоцировать.
Вот очевидные проблемы.
1. Как пишет Херсонский, в окружении Саакашвили было полно агентов ФСБ. Разумеется, да. Но разве он про это не знал? Смешно даже думать. Однако послушал. И ведь вот что изумляет - после катастрофы кто из провокаторов был наказан? Ответ - НИКТО.
2. Еще в мае были публикации о том, что в августе Россия планирует вторжение в Грузии. Сообщалось, что одного видного французского дипломата российский дипломат отговорил от запланированного на август визита в Грузию именно потому, что на август планируется война. Я об этом читал - а Саакашвили этого не знал?
3. И на что он рассчитывал - что Россия будет просто смотреть, как Грузия отвоевывает у России свою территорию? Мне это представляется верхом политической наивности (впрочем, Порошенко в августе 14-го, и притом имея перед глазами пример Саакашвили - ТОЖЕ В ТАКОЕ ПОВЕРИЛ, а ведь Михо его институтский приятель, - вот второй раз мне уже трудно понять, но ведь было... и как и Саакашвили Порошенко не представил вообще никаких объяснений).
4. Имея представление о неравенстве сил и даже располагая вполне открытой информацией, что Россия его провоцирует и готовит масштабное вторжение, Саакашвили все-таки решился - почему? Тут есть загадка
5. И загадочней всего, что сам Саакашвили так и не рассказал ни разу, как такую жуткую ошибку мог совершить он - вполне циничный и достаточно умный политик.
Прошу принять к сведению: я не допускаю даже и мысли, что вокруг Саакашвили были только агенты ФСБ. Агенты США, Турции и Моссада там тоже стопроцентно были, вопрос лишь в том, сколько их было. Не сомневаюсь, что и в верхах России они были (США и Израиля точно). Т.е. соответствующие правительства о планах Грузии и России - были проинформированы. И насколько я могу судить, - никто из них остановить Саакашвили не попытался, вполне понимая последствия.
Саакашвили и Грузии дали возможность погибать. Путину дали возможность одержать важную победу (отмечу - именно это обстоятельство побудило потом Путина к вторжению в Украину - он был уверен и имел к тому все основания - что Запад ограничится выражение глубокой озабоченности. в крайнем случае - санкциями чисто декоративными. И в этом он тоже оказался прав.
Это все к тому же - к изначальной экзистенциальной враждебности Запада к России. Когда Запад совершенно был бы доволен полным контролем России над СНГ - бывший СССР Запад вполне устраивал, демократизирующиеся Грузия, Молдова и Украина ему абсолютно не были нужны, что он и подтвердил не раз позже. Потому вера во враждебность Запада России - ну бывают веры и более нелепые.
Но вернемся к "загадке решения Саакашвили".
Я вижу только одно объяснение. Саакашвили спровоцировала не толко ФСБ. В провокации должны были участвовать - и наверняка и участвовали - также и западные дипломаты. Причем такие, у которых были с Саакашвили весьма доверительные и даже дружеские отношения
И они заверяли Саакашвили что русские войска будут остановлены грозным окриком Запада - и они не посмеют... В этом у меня просто нет ни малейших сомнений.
Но остается вопрос: а эти неизвестные дипломаты (или один дипломат) действовали
- по заданию своей страны
- по заданию России но при молчаливом одобрении или как минимум непротивлении (а рейхсминистр знает? скажем так - рейхсминистр не знает) своего МИДа
- просто это был реальный агент России, который даже не информировал свой МИД
Лично я сильно склоняюсь в сторону второго варианта. НО вот тут прошу моих читателей высказаться поактивней. Прошло 11 лет, но ни одна из трех сторон по этому вопросу не проронила ни звука.
О вранье Солвоьева не йдеться