Лана Зеркаль, замминистра иностранных дел, которая успешно представляла Украину в ряде международных судебных процессов, - персонаж нашей политики, за которым слежу давно и с интересом. Сегодня на сайте
ЦН появилось интервью с нею. Я привожу текстовый фрагмент из этого интервью и его полную видеоверсию.
Вопрос о смене 12 послов. Скажите, это целенаправленная замена людей Петра Порошенко - либо же просто ротация по времени пребывания на должности?
- Там, например, фигурирует один посол, которая была в Ватикане 12 лет; надо бы, наверное, поменять. Но есть при этом и люди с очень сомнительным бэкграундом - которые, однако, были назначены послами. Типа посла в Армении.
- Назначены при Петре Алексеевиче?
- Да, при Петре Алексеевиче.
- Есть опять-таки история с послом Австрии Александром Щербой, против которого начали размещать сомнительные статьи в украинской прессе. Это что, некий сигнал?
- Лично я очень позитивно отношусь к Александру Щербе. И считаю, что все нынешние нападки в его адрес, - действительно носят заказной характер. Это, скорее, акция в разрезе того, что он кому-то неудобен. Мы же знаем, как формируется мнение о людях. Выкидывается информация - и никто за эту информацию не отвечает. И так можно испортить репутацию кому угодно.
- Еще одна актуальная тема - международный русскоязычный канал, который хочет запустить президент. Насколько подобный проект поможет в продвижении нашей позиции по всему миру? Не будет ли это украинский вариант Russia Today - с меньшим бюджетом, но такой же нахраписто-мерзкий?
- Понимаете, я не медийщица, поэтому мне тяжело говорить о том, какой это может иметь эффект. Наверное, людям, которые меряют температуру в соцопросах или по результатам тех же выборов, виднее, кто и как реагирует на запуск каналов. Я же могу лишь сказать о том, что часть русскоязычного населения действительно до сих пор ностальгирует по русскоязычным каналам и тому количеству информации, которое они получали из российских медиа. Не могу сказать, что я являюсь сторонником русскоязычных каналов и возможности развития этого направления в Украине - но при этом понимаю, что может быть запрос на альтернативную информацию в русскоязычном обществе, которое живет вне Украины.
- То есть, в принципе, такой проект, который под оберткой Русского мира несет украиноцентричную информацию, - имеет право на жизнь?
- Мне кажется, что да. Понимаете, информация должна быть из разных источников. Я сейчас была неделю с ребенком в Испании. И у моих друзей, которые там живут, есть только русские канал. И один украинский - как думаете, какой? Newsone. Так что они фактически получают одну и ту же информацию - как из источника, который считается украинским, так и из российских каналов. Другого источника информации у них нет. Я там была как раз после выборов - и, во-первых, была поражена количеством присутствия господина Медведчука в эфире. А во-вторых, тем, что есть только одна точка зрения. И она транслируется нон-стоп - при этом никак не отражая того, что происходит в Украине.
- А что она отражает?
- Мышление той части населения, которая проголосовала за определенную политическую силу. Которая и рекламирует себя целенаправленно на этом канале.
- Лана, в последние годы вы много оппонируете путинскому режиму. Если бы я вас попросил охарактеризовать в нескольких предложениях стилистику российской дипломатии, а также выделить сильные и слабые стороны их работы, - что бы вы ответили?
- Советский Союз. В советской дипломатии тоже были плюсы и минусы. Советская дипломатия всегда была достаточно сильная, потому что у них люди могут сидеть на одной теме годами и десятилетиями. И у них всегда есть файл, который они знают назубок. И это то, чего в других школах дипломатии нет. Плюс они никогда не скупятся на количество людей, которые вовлечены в процесс.
- И финансы всегда в изобилии.
- Да. И это, конечно, огромный плюс их школы. Они учат дипломатов, начиная с их вступления в должность. И каждый из них является специалистом в чем-то. Я не имею в виду, что они все там - великолепные специалисты. Но у них есть определенное направление. Более того, на переговоры они привозят… знаете, как на войне - есть первая линия атаки, вторая линия атаки, третья линия атаки…
- И засада в помощь.
- Да. Они всегда выходят таким вот подготовленным фронтом. А мы выходим за счет геройства и креативности. Того, чего у них нет. Это их слабая сторона. Поэтому сказать, когда что срабатывает, - сложно. Это ведь тоже зависит от того, с кем ты находишься в контакте.
И еще у них есть одна отличительная черта. Нам всегда неудобно хамить; мы считаем себя выше этого сантиметров на 15. А для них этого барьера нет, потому что они знают: такая тактика выбивает из колеи твоего партнера по переговорам. То есть ты в этот момент выходишь из спокойного состояния - в эмоцию. А если ты вышел в эмоцию, ты теряешь контроль.
- И все это им, как правило, сходит с рук. Потому что - ну, это же русские, они всегда так себя вели…
- Ну конечно. Русские - тире - советские. А представьте, если бы кто-то из нас позволил себе такое поведение? Что началось бы у нас в обществе? Да просто обливали бы со всех сторон! И говорили: да разве это дипломат? Да уберите его отсюда! Кто его вообще туда пустил?
Представьте себе реакцию общества, если бы такое сказал украинский или, скажем, английский дипломат? А русские говорят: о, так он молодец, показал им всем, как надо!
Click to view
Вот для меня в этом тексте главное - испанский эпизод.
В Испании на русском языке есть российские каналы и один украинский - Newsone. Это из трех путинских каналов в Украине - самый путинский. И почему в Европе, где много людей знают русский язык (и очень немного - украинский) события в Украине должны освещаться только с путинской точки зрения? Мы не должны скупиться на то, чтобы представить свою точку зрения - экономия в этом пункте нам самим обойдется недешево.
Ну и стиль российской дипломатии - он советский. Что вообще-то не новость.